Елена Барабашина
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить и закрепить знания детей о родной стране.
Задачи: 1. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут,
о её природе, некоторых исторических событиях.
2. Продолжать знакомить с культурным наследием (устным народным творчеством, народно-прикладным искусством).
3. Воспитывать уважение и положительное отношение к традициям своего народа, познакомить детей с их разнообразием.
4. Мотивировать детей на сохранение и продолжение этих традиций.
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе „Культура и традиции русского народа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
5. Воспитывать чувство гордости за принадлежность к великой стране.
Способы: Наглядные:
показ;
наблюдение.
Словесные:
вопросы, беседа, уточняющие вопросы, указания, объяснения, показ, напоминание, художественное слово.
Средства:
Карта России, книги русских народных сказок, звукозапись русских народных песен - хороводов, предметы народно-прикладного искусства, предметные картинки.
Ход занятия:
1. Вводная часть: Воспитатель выставляет для обозрения географическую карту и картины и изображением природы России:
-Ребята, сегодня мы поговорим о нашей стране. Как называется наша страна, в которой мы живем? (Россия)
-Кто может показать на карте границы нашей страны? (Вызванный ребенок проводит указкой вдоль границ России).
2. Основная часть: Примерный рассказ:
-Что вы можете рассказать о природе нашей страны. Посмотрите на иллюстрации, и попробуем составить маленький рассказик. (Воспитатель может помогать детям наводящими вопросами).
-Россия – страна очень большая и красивая. В России очень много лесов, в которых много разных зверей и птиц, растет много ягод и грибов. Через всю страну протекает много рек. Одна из самых больших рек - Волга. Берега России омывают моря – Черное, Белое. А в реках и морях много разной рыбы. Много в России и гор. В горах добывают разные полезные ископаемые – уголь, железную руду, алмазы.
-Да, наша страна очень красивая и богатая. Она возникла очень давно и у неё древняя и интересная история. Что вы помните и истории России, как образовалось такое огромное государство? (Показывает на карте. Ответы детей).
Примерный рассказ ребенка:
-Раньше в России было много княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали друг у друга земли. Московского князя Юрия прозвали Долгоруким за то, что он присоединял к своему княжеству другие земли. Но когда на Русь нападали иноземные враги, все князья объединялись для борьбы с ними.
А потом они решили объединиться навсегда, выбрали себе главного князя, он стал называться царем. И с тех пор Россия стала большим и сильным государством.
(Воспитатель старается добиваться от детей небольшого связного рассказа. Если у детей не получается, то педагог задает наводящие вопросы, чтобы дети вспоминали материалы ранее проведенных занятий.)
- Мы с вами уже много говорили о таланте русского народа. В чем же он проявлялся? Что русский народ умел делать очень хорошо? (Ответы детей).
- Да, русский народ сочинял очень интересные сказки. Какие русские народные сказки вы знаете? (Воспитатель, по мере ответов детей, выставляет книги с русскими народными сказками.)
-Вы сказали, что русский народ сочинял и красивые песни, люди любили водить хороводы. Давайте сейчас мы с вами встанем в круг и поводим хоровод, как это делали наши прабабушки и прадедушки. (Воспитатель включает запись русского народного хоровода, с которой они познакомились ранее на музыкальном занятии.)
Физкультминутка - хоровод :
Солнышко, солнышко, в небе посвети!
(потянуться руками вверх, подняться на носки)
Яркие лучики к нам протяни.
(вытянуть руки вперед, ладонями вверх)
Ручки мы вложим в ладошки твои,
(разбиться на пары, взяться за руки)
Нас покружи, оторвав от земли.
(покружиться парами)
Вместе с тобой мы пойдем на лужок
(перестроиться в цепочку)
Там все мы встанем дружно в кружок.
(встать в круг)
С песнями водим мы хоровод, солнышко с нами по кругу идет
(идти по кругу)
Хлопают радостно наши ладошки
(хлопать в ладоши)
Быстро шагают резвые ножки
(идти быстрым шагом)
солнышко скрылось, ушло на покой
(присесть, голову закрыть руками)
Мы же на место сядем с тобой.
(тихо сесть на свои места)
-А сейчас мыс вами попали на русскую ярмарку, где продаются изделия, сотворенные руками русских мастеров. Возьмите по одному предмету и садитесь на свои места. (Дети берут со столов изделия народно-прикладного искусства, заранее разложенных воспитателем.)
- Расскажите о том, что вы купили на ярмарке? (Рассказы детей о дымковской игрушке, гжельской и городецкой росписях, хохломских изделиях и др.)
Воспитатель : А теперь я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте, что спрятано в волшебном сундучке?
Это роспись - просто чудо,
голубая вся посуда.
Роспись с синим завитком,
Манит русским васильком. (Гжель)
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома)
Из глины козлик в яблоках,
собой хорош, очень пригож.
А вот олень на стройных ногах,
Вся красота у него в рогах. (Дымковская игрушка)
Добрый мастер сделал сказку,
Оживают звери в сказке,
Мишки, куры, колотушки-
Деревянные игрушки. (Богородская игрушка)
- У каждого народа есть свои традиции. Скажите, а как вы понимаете, что такое «традиция»? (Ответы - предположения детей).
- ТРАДИЦИЯ – слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача, т. е. традиция – это то, что передается от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас семье? (Ответы детей).
- Правильно, почти во всех семьях есть традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить в этот день подарки. В нашей стране есть традиция на праздник 8 марта дарить всем женщинам цветы и подарки. Во всех странах мира существует традиция встречать Новый год в 12 часов ночи.
-А есть традиции, которые возникли очень-очень давно и сохранились до наших дней. Давайте вместе вспомним, какой праздник отмечают русские люди в конце зимы - начале весны? Что это за традиция? (Праздник Масленица) .Что вы о нем помните? (Ответы детей, при необходимости воспитатель помогает наводящими вопросами) Правильно, этот праздник с пенями, хороводами и блинами.
-А какая традиция, возникшая очень-очень давно, сохранилась до наших дней и связана со службой в армии? (Проводы в армию). Кто помнит,почему возникла такая традиция? (Ответы детей.)
-Ещё есть вкусные традиции, и они связаны с приготовлением различных блюд,
-традиционная национальная кухня. У каждого народа обязательно есть какое–нибудь свое национальное блюдо. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или иной стране.
Например, в Китае и Японии выращивают рис, поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают в России? (Пшеницу, рожь, разные овощи).
- Да, в России очень много национальных традиционных блюд готовят из муки. Например,только в России пекут знаменитые калачи. (Показ картинки.)
- Какие кушанья вы можете назвать мне, которые из муки готовят ваши мамы? (Блины,пирожки, оладьи.)
- А еще в России очень любят щи. Из чего варят щи? (Предположения детей).
Для тог, чтобы сварить щи, обязательно нужна капуста и другие овощи, которые хорошо у нас растут. У нашего народа есть поговорка «Щи да каша - пища наша». Значит, что ещё любят готовить в России? (Кашу.) А из чего можно сварить кашу? (Из различной крупы - пшена, гречки, манки, овсяных хлопьев.) Пшеница, овес, гречиха - все эти зерновые культуры выращивают на наших родных полях. Крупы - пшено и манку делают из пшеницы.
- В России все четыре времени года сменяют друг друга, и зимой бывает очень холодно, а летом – жарко. Как вы думаете, какой русский напиток хорошо утоляет жажду. (Предположения детей.)
-Это квас. А делают его тоже из хлеба. А вот зимой на ярмарках продавали согревающий при морозе напиток из меда - горячий сбитень.
3. Заключительная часть: Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей Родине, о таланте русского народа, о разных национальных традициях. Кто какие традиции запомнил? (Ответы детей). Давайте, мы с вами будем их помнить и сохранять, потому что мы живем в России, великой стране, богатой традициями своего народа.
Поговорите с родителями, узнайте у них, какие ещё народные традиции они помнят, и на следующих занятиях поделитесь ими с другими ребятами.
- Мы сегодня занимались,
Много нового узнали!
Но пришла пора закончить,
Вам понравилось? (Ответы детей).
Список используемой литературы
Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.» Серия Воспитание человека. Москва 2005 год