МААМ-картинки

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа»

Елена Барабашина
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Расширить и закрепить знания детей о родной стране.

Задачи: 1. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут,

о её природе, некоторых исторических событиях.

2. Продолжать знакомить с культурным наследием (устным народным творчеством, народно-прикладным искусством).

3. Воспитывать уважение и положительное отношение к традициям своего народа, познакомить детей с их разнообразием.

4. Мотивировать детей на сохранение и продолжение этих традиций.

Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе „Культура и традиции русского народа“» размещена в разделах

5. Воспитывать чувство гордости за принадлежность к великой стране.

Способы: Наглядные:

показ;

наблюдение.

Словесные:

вопросы, беседа, уточняющие вопросы, указания, объяснения, показ, напоминание, художественное слово.

Средства:

Карта России, книги русских народных сказок, звукозапись русских народных песен - хороводов, предметы народно-прикладного искусства, предметные картинки.

Ход занятия:

1. Вводная часть: Воспитатель выставляет для обозрения географическую карту и картины и изображением природы России:

-Ребята, сегодня мы поговорим о нашей стране. Как называется наша страна, в которой мы живем? (Россия)

-Кто может показать на карте границы нашей страны? (Вызванный ребенок проводит указкой вдоль границ России).

2. Основная часть: Примерный рассказ:

-Что вы можете рассказать о природе нашей страны. Посмотрите на иллюстрации, и попробуем составить маленький рассказик. (Воспитатель может помогать детям наводящими вопросами).

-Россия – страна очень большая и красивая. В России очень много лесов, в которых много разных зверей и птиц, растет много ягод и грибов. Через всю страну протекает много рек. Одна из самых больших рек - Волга. Берега России омывают моря – Черное, Белое. А в реках и морях много разной рыбы. Много в России и гор. В горах добывают разные полезные ископаемые – уголь, железную руду, алмазы.

-Да, наша страна очень красивая и богатая. Она возникла очень давно и у неё древняя и интересная история. Что вы помните и истории России, как образовалось такое огромное государство? (Показывает на карте. Ответы детей).

Примерный рассказ ребенка:

-Раньше в России было много княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали друг у друга земли. Московского князя Юрия прозвали Долгоруким за то, что он присоединял к своему княжеству другие земли. Но когда на Русь нападали иноземные враги, все князья объединялись для борьбы с ними.

А потом они решили объединиться навсегда, выбрали себе главного князя, он стал называться царем. И с тех пор Россия стала большим и сильным государством.

(Воспитатель старается добиваться от детей небольшого связного рассказа. Если у детей не получается, то педагог задает наводящие вопросы, чтобы дети вспоминали материалы ранее проведенных занятий.)

- Мы с вами уже много говорили о таланте русского народа. В чем же он проявлялся? Что русский народ умел делать очень хорошо? (Ответы детей).

- Да, русский народ сочинял очень интересные сказки. Какие русские народные сказки вы знаете? (Воспитатель, по мере ответов детей, выставляет книги с русскими народными сказками.)

-Вы сказали, что русский народ сочинял и красивые песни, люди любили водить хороводы. Давайте сейчас мы с вами встанем в круг и поводим хоровод, как это делали наши прабабушки и прадедушки. (Воспитатель включает запись русского народного хоровода, с которой они познакомились ранее на музыкальном занятии.)

Физкультминутка - хоровод :

Солнышко, солнышко, в небе посвети!

(потянуться руками вверх, подняться на носки)

Яркие лучики к нам протяни.

(вытянуть руки вперед, ладонями вверх)

Ручки мы вложим в ладошки твои,

(разбиться на пары, взяться за руки)

Нас покружи, оторвав от земли.

(покружиться парами)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок

(перестроиться в цепочку)

Там все мы встанем дружно в кружок.

(встать в круг)

С песнями водим мы хоровод, солнышко с нами по кругу идет

(идти по кругу)

Хлопают радостно наши ладошки

(хлопать в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки

(идти быстрым шагом)

солнышко скрылось, ушло на покой

(присесть, голову закрыть руками)

Мы же на место сядем с тобой.

(тихо сесть на свои места)

-А сейчас мыс вами попали на русскую ярмарку, где продаются изделия, сотворенные руками русских мастеров. Возьмите по одному предмету и садитесь на свои места. (Дети берут со столов изделия народно-прикладного искусства, заранее разложенных воспитателем.)

- Расскажите о том, что вы купили на ярмарке? (Рассказы детей о дымковской игрушке, гжельской и городецкой росписях, хохломских изделиях и др.)

Воспитатель : А теперь я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте, что спрятано в волшебном сундучке?

Это роспись - просто чудо,

голубая вся посуда.

Роспись с синим завитком,

Манит русским васильком. (Гжель)

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома)

Из глины козлик в яблоках,

собой хорош, очень пригож.

А вот олень на стройных ногах,

Вся красота у него в рогах. (Дымковская игрушка)

Добрый мастер сделал сказку,

Оживают звери в сказке,

Мишки, куры, колотушки-

Деревянные игрушки. (Богородская игрушка)

- У каждого народа есть свои традиции. Скажите, а как вы понимаете, что такое «традиция»? (Ответы - предположения детей).

- ТРАДИЦИЯ – слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача, т. е. традиция – это то, что передается от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас семье? (Ответы детей).

- Правильно, почти во всех семьях есть традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить в этот день подарки. В нашей стране есть традиция на праздник 8 марта дарить всем женщинам цветы и подарки. Во всех странах мира существует традиция встречать Новый год в 12 часов ночи.

-А есть традиции, которые возникли очень-очень давно и сохранились до наших дней. Давайте вместе вспомним, какой праздник отмечают русские люди в конце зимы - начале весны? Что это за традиция? (Праздник Масленица) .Что вы о нем помните? (Ответы детей, при необходимости воспитатель помогает наводящими вопросами) Правильно, этот праздник с пенями, хороводами и блинами.

-А какая традиция, возникшая очень-очень давно, сохранилась до наших дней и связана со службой в армии? (Проводы в армию). Кто помнит,почему возникла такая традиция? (Ответы детей.)

-Ещё есть вкусные традиции, и они связаны с приготовлением различных блюд,

-традиционная национальная кухня. У каждого народа обязательно есть какое–нибудь свое национальное блюдо. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или иной стране.

Например, в Китае и Японии выращивают рис, поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают в России? (Пшеницу, рожь, разные овощи).

- Да, в России очень много национальных традиционных блюд готовят из муки. Например,только в России пекут знаменитые калачи. (Показ картинки.)

- Какие кушанья вы можете назвать мне, которые из муки готовят ваши мамы? (Блины,пирожки, оладьи.)

- А еще в России очень любят щи. Из чего варят щи? (Предположения детей).

Для тог, чтобы сварить щи, обязательно нужна капуста и другие овощи, которые хорошо у нас растут. У нашего народа есть поговорка «Щи да каша - пища наша». Значит, что ещё любят готовить в России? (Кашу.) А из чего можно сварить кашу? (Из различной крупы - пшена, гречки, манки, овсяных хлопьев.) Пшеница, овес, гречиха - все эти зерновые культуры выращивают на наших родных полях. Крупы - пшено и манку делают из пшеницы.

- В России все четыре времени года сменяют друг друга, и зимой бывает очень холодно, а летом – жарко. Как вы думаете, какой русский напиток хорошо утоляет жажду. (Предположения детей.)

-Это квас. А делают его тоже из хлеба. А вот зимой на ярмарках продавали согревающий при морозе напиток из меда - горячий сбитень.

3. Заключительная часть: Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей Родине, о таланте русского народа, о разных национальных традициях. Кто какие традиции запомнил? (Ответы детей). Давайте, мы с вами будем их помнить и сохранять, потому что мы живем в России, великой стране, богатой традициями своего народа.

Поговорите с родителями, узнайте у них, какие ещё народные традиции они помнят, и на следующих занятиях поделитесь ими с другими ребятами.

- Мы сегодня занимались,

Много нового узнали!

Но пришла пора закончить,

Вам понравилось? (Ответы детей).

Список используемой литературы

Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.» Серия Воспитание человека. Москва 2005 год

Публикации по теме:

«Музыкальная культура русского народа». Комплексные занятия в подготовительной к школе группе Цель занятий: воспитывать у детей интерес к русской народной музыке, развивать умение, определять ее характерные черты и передавать их.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиции и обычаи русского народа» (старшая группа)Конспект непосредственно образовательной деятельности «Традиции и обычаи русского народа» (старшая группа) Цель: развивать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Большое путешествие» Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Большое путешествие» Задачи: Обучающие: Формировать.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Мой любимый город» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №25 группа «Божьи коровки» Конспект занятия по нравственно –.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Мой город» Цель: воспитание у детей чувства любви к малой Родине, родному городу. Задачи: Воспитательные: - воспитывать любовь к родному городу;.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Мой город» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение г. Воркуты «Детский сад № 10 «Теремок» Конспект занятия по нравственно –.

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию «Большая и малая Родина» Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. • Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, Башкортостане,.

Конспект занятия по нравственно–патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя малая Родина» Конспект занятия по нравственно–патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя малая Родина» Тема: «Моя малая Родина». Задачи: Образовательные:.

План проектной деятельности в старшей группе детского сада по теме «Культура и традиции татарского народа»План проектной деятельности в старшей группе детского сада по теме «Культура и традиции татарского народа» В рамках проекта всего комплекса "Культура и традиции народов России" мы выбрали для своей старшей группы культуру татарского народа, как.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Проект по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе. Актуальность. Одной из задач дошкольного воспитания является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа»
Опубликовано: 17 января 2016 в 17:03
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Культура и традиции русского народа»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Барабашина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД