Ирина Ходун
Пособие по определению звуков: твердый — мягкий, гласный — согласный. Алгоритм звуко-буквенного анализа
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, работа со звуками начинается с самых первых занятий еще в детском саду и ведется в течение всех лет обучения языку. Вопросы развития фонематического слуха у детей, а именно формирование у них умения различать отдельные звуки в речевом потоке, дифференцировать их по акустико-артикуляционным признакам не перестают интересовать ученых – педагогов и педагогов – практиков. Имеется обширная литература, в которой подробно обоснованно значение развития фонематического слуха как предпосылки успешного обучения грамоте. Между тем ошибки при выполнении заданий на звуко-буквенный анализ слов является едва ли не самыми стойкими и трудно преодолимы.
Публикация «Пособие по определению звуков: твердый — мягкий, гласный — согласный, Алгоритм звуко-буквенного анализа» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2023
В нашем детском саду подготовка к обучению грамоте начинается со средней группы. В этом возрасте трудно даются понятия «гласный»- «согласный», «твердый»-«мягкий». На своих занятиях вводим героев- помощников. Появление игрового персонажа удивляет и увлекает детей, вызывает стремление помочь ему, выручить, выполнить его поручение или просьбу. Герой всегда благодарен за оказанную помощь, внимателен к каждому малышу, вызывает эмоциональный отклик и желание встретиться вновь.
Знакомьтесь – два брата близнеца, один «сердитый» (твердые звуки, другой «добрый» (мягкие звуки) и сестренка, которая очень любит петь (гласные звуки).Имена предлагаю выбрать детям.
Этих персонажей в старшем дошкольном возрасте продолжаю использовать в алгоритме звуко-буквенного анализа.
Алгоритм – это своеобразный зрительный план воспроизводимой, в дальнейшем, информации. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит, в основном, непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. К. Д. Ушинский писал по этому поводу: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения различной информации, формирует приёмы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают и соответствующую информацию.
С опорой на план-схему дети учатся давать характеристику любому звуку. Пособие способствует выработке алгоритма действий и оказывает помощь в планировании речевого высказывания.