Анастасия Климентьева
Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет
Цель: формирование навыка определения фонематических характеристик звуков.
Темочки:
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Фонематический слух. Консультации для педагогов
- Темочки
В старшем дошкольном возрасте (5 - 6 лет) при коррекции ОНР приступают к формированию навыков фонематического анализа и синтеза. В своей логопедической работе я использую методику О. С. Гомзяк «Говорим правильно». Согласно этой методике, на начальном этапе обучения детей (а именно, в 5-6 лет, используется такой прием, как «звуковые человечки».
Для создания мотивации к обучению, для усиления обучающего эффекта, а так же с целью формирования у детей ярких образов гласных и согласных звуков, я изготовила пособие «Звуковые человечки».
Пособие представляет собой распечатанные на принтере и заламинированные фигурки мальчика и девочки. Цветовая «одежда» человечков изготовлена в виде книжки, которую можно листать и выбирать подходящий к заданному звуку цвет «одежды» :
В начале учебно- игровой задачи демонстрирую детям «одёжку» белого цвета и ставлю задачу: «- Ребята, к нам сегодня в гости пришел звуковой человечек. Его зовут «М» (например). Давайте определим, какого цвета должна быть его одежда». Дети дают характеристику звука М : согласный, твердый, его обозначаем синим цветом. Значит, одежда звукового человечка М будет синего цвета.

При обучению фонематическому анализу слогов, добавляю второго звукового человечка. Знакомлю с ними детей, ставлю задачу определить, какого цвета должна быть их «одежда».
Встретились два человечка «А» и «Н», взялись за руки. Получился слог «ан» :

Звуковые человечки «Ть» и «И» : получился слог «ти» :

Использование в вышеуказанной методике данного приема считаю очень эффективным, поскольку детям интересно играть со звуками, выбирать для них «одежду», составлять слоги. Далее они закрепляют полученные знания, выполняя задания в альбоме О. С. Гомзяк.
Таким образом, в игровой форме дети легко осваивают такие сложные процессы, как дифференцирование фонем, определение их характеристик и начальный этап фонематических анализа и синтеза.
Подготовила: учитель- логопед МБДОУ №9 «Метелица» г. Сургута
Климентьева А. В.