Вотякова Елена Викторовна
Дидактическая игра-пособие «Огород» для автоматизации звуков в речи
▼ Скачать + Заказать документы
Описание игры-пособия: дидактическая игра-пособие «Огород» представляет собой контейнер с «грядками», выполненных из плотного картона, обтянутых тканью. Раздаточным материалом в игре служат плоскостные овощи-картинки, в названии которых содержатся закрепляемые звуки : капуста - звук [С], картошка – звук [Ш], лук – звук [Л], морковка – звук [Р], редиска – звук [РЬ]. На каждый овощ приклеивается предмет (картинка, в названии которого имеется закрепляемый звук. Например: капуСта С лиСой, Луковица с моЛотком. Количество овощей в пособии варьируется от 16 до 20 штук. На каждом овоще картинка, содержащая отрабатываемый звук, должна находиться во всех позициях, в начале слова, в середине слова, в конце слова.
Публикация «Дидактическая игра-пособие „Огород“ для автоматизации звуков в речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Огород. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Целевая группа:
Учителя-логопеды логопунктов, групп компенсирующей и комбинированной направленности, дефектологи, воспитатели, психологи.
Дети 5-7 лет, имеющие нарушения произношения звуков [C, Ш, Л, Р, РЬ] и находящиеся на этапе автоматизации данных звуков.
Цель: автоматизация звуков [С, Ш, Л, Р, РЬ] в речи.
Задачи:
1. Активизировать поставленный звук в речи.
2. Формировать фонематические представления.
3. Развивать лексико-грамматические строй речи.
4. Стимулировать познавательные процессы и связную речь.
5. Поддерживать положительный эмоциональный комфорт.
Продолжительность игры: 10 – 15 минут в зависимости от задач.
Необходимые материалы и технические условия: для игры требуется контейнер с «грядками» и заранее приготовленные плоскостные овощи-картинки с изображенными на них предметами на закрепляемые звук. Количество картинок-овощей может варьироваться в зависимости от количества участников игры. В каждом наборе овощей есть такие, на которых располагается картинка без отрабатываемого звука.
Содержание и ход проведения игры. в игре может принимать участие от одного до четырех человек.
1. Для начала участников знакомят с пособием, задают вопросы: Для чего нужен огород? Что не нем выращивают? Чем отличаются фрукты от овощей? Что можно садить на грядках? В названии какого овоща присутствует закрепляемый звук?
2. После выбора «нужного» овоща, детям объясняют правила игры: «посадить» на грядку овощ можно только тогда, когда все слова фразы сказаны правильно.
3. Очередность следующего хода участника может выбираться по считалке или по договоренности участников. За один ход участник игры может посадить только один овощ.
4. Выбирая овощ, ребенок называет ответ полной фразой. Например: Луковица с виЛками. Если картинка содержит отрабатываемый звук, ребенок сажает ее на грядку, проговаривая полную фразу, правильно произнося отрабатываемый звук в фразе :
Звук [С] – я поСадил капуСту с коляСкой.
Звук [Л] – я посадиЛ Луковицу с Ложками.
Звук [Ш] – я посадил картоШку с неваляШками.
Звук [Р] – Расти на грядке моРковка с баРабаном.
Звук [РЬ] – Расти на гРядке Редиска с оРехами.
5. Когда все овощи посажены, участники могут:
- сосчитать их количество;
- назвать живые – неживые предметы;
- «покрасить» их в цвет, в названии которого содержится закрепляемый звук;
- назвать предметы со звуком в начале – середине – конце слова.
На этом игра может быть остановлена, а может продолжаться дальше.
6. Закончить игру можно «Уборкой урожая». Можно назвать назначение предмета-картинки на овоще. Участники собирают урожай, проговаривая действия полными фразами:
- У меня выРосла на гРядке моРковка с гитаРой. Гитара – это музыкальный инструмент.
- Я Срезал кочан капуСты С ноСками. Носки – это одежда.
- Я выкопаЛ Луковицу с кукЛой. Кукла – это игрушка. И так далее…
Инструкция для специалиста по проведению игры: игра-пособие «Огород» требует предварительной подготовки при ее изготовлении. В контейнер помещаются согнуты листы плотного картона или пластины пенопласта (поролона) таким образом, чтобы между ними остался промежуток. Затем пластины следует обтянуть тканью, по виду напоминающую цвет земли. Наш огород готов!
Макеты овощей можно найти в интернете или нарисовать самим, вырезать из цветной бумаги. Поверх муляжей овощей приклеиваются картинки с одноименным звуком и добавляются несколько картинок, в которых нет отрабатываемого звука. Для долговечности пособия овощи ламинируются. Пособие готово! Вы можете с легкостью использовать наши правила, а можете добавить свои по ходу игры, это пособие не испортит.
Играйте с нами, играйте сами!