искандирова люция
План самообразования «Формирование у старших дошкольников представлений о профессиях посредством игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность»
Цель: Формирование представлений у детей о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников.
Задачи:
Публикация «План самообразования „Формирование у старших дошкольников представлений о профессиях посредством игровой деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Профессии. Планы, тематические недели
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу;
Создать предметно-развивающую среду;
Развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения;
Научить детей отражать в сюжетно-ролевой игре особенности, присущие различным профессиям;
В процессе общения с окружающими людьми учить детей контролировать свое поведение и управлять им с учетом моральных норм;
Сформировать у детей добросовестное отношение к труду;
Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.
Взаимодействие с родителями
• Консультации:
- «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании»;
- «Знакомство старших дошкольников с профессиями взрослых»;
- «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»;
- «Дети и современное телевидение», «Осторожно! Злые мультики!», «Детям о КИНО»;
• Рекомендации «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»;
• Беседы дома о профессиях родителей;
• Памятка для родителей «Воспитание трудолюбия»;
• Оформление альбома-книги (творчество детей) «Калейдоскоп профессий»»;
• Родительские собрания: «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании»,
• Создание (изготовление атрибутов) к сюжетно-ролевым играм;
План развития РППС
Оформление картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок о профессиях и орудиях труда, картотеки сюжетно-ролевых и дидактических игр;
Приобретение, изготовление дидактических настольно-печатных игр, связанных с темой «Профессии»;
Приобретение, изготовление атрибутов для проведения сюжетно-ролевых игр.
Виды педагогической деятельности
- НОД;
- Информационно-познавательная;
- Наблюдения за трудом взрослых;
- Коммуникативная деятельность;
- Целевые прогулки и экскурсии;
- Совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация трудовых действий;
- Самостоятельная деятельность;
- Проектная деятельность;
- Художественно-творческая деятельность;
- Игровая деятельность;
- Взаимодействие с семьями воспитанников.
Взаимодействие с социальными партнерами
• Школа;
• Пожарная часть;
• Библиотека;
• Встреча с врачом из поликлиники;
• Другие партнеры.
Взаимодействие со специалистами ДОУ
• Логопед
• Психолог
• Руководитель по физической культуре
• Музыкальный руководитель
Совместная деятельность с детьми
Месяц Профессия Задачи Формы
работы/мероприятия
Сентябрь «Профессии в детском саду,
в школе»
Словарь:
учитель
воспитатель,
логопед,
мед. сестра,
прачка, повар, вахтер, завхоз,
заведующая,
помощник воспитателя и др. 1. Расширять представления детей о профессии работников дошкольного образования, учителя.
2. Показать общественную значимость труда школьного учителя, познакомить с деловыми качествами учителя.
3. Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя, формировать интерес к школе.
4. Расширять и активизировать словарь детей по теме. Чтение художественной литературы о детском саде, школе.
Чтение: «Большая книга профессий» Г. П. Шалаева (учитель;
мед. сестра);
Т. А. Шорыгина «Профессии. Какие они?»
(воспитатель; повар)
Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Школа. Урок математики».
Беседа по картине
«На уроке».
Экскурсия в школу.
Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Произнеси правильно», «Что будет, если…».
Октябрь «Работники
сельского
хозяйства»
Словарь:
фермер,
конюх, пастух,
тракторист,
комбайнер,
доярка,
птичница,
хлебороб 1. Углублять знания детей о профессиях.
2. Формировать представление детей о коллективном труде людей, о значении труда в жизни человека.
3. Воспитывать уважительное отношение к людям сельского хозяйства.
4. Расширять словарь детей по теме.
Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г. П. Шалаева (фермер);
Т. А. Шорыгина «Профессии. Какие они?» (фермер)
Дидактические игры: «Кому, что нужно для работы»,
«Что выращено колхозниками?»
Рассматривание картины из серии «Кем быть?»
«Врач»
Словарь:
педиатр,
стоматолог,
окулист, хирург, невропатолог, медсестра; 1. Обогащать знания и представления детей о профессиях врача.
2. Познакомить с их обязанностями и трудовыми действиями, сформировать понимание значимости данной профессии для общества. Беседа.
Экскурсия в процедурный кабинет, кабинет педиатра.
Чтение «Большая книга профессий» Г. П. Шалаева (Врач и др.);
Т. А. Шорыгина «Профессии. Какие они?» (Врач)
Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «На приеме у врача», «Скорая помощь».
Ноябрь
«Водитель»
Словарь:
шофер,
машинист
1. Расширять представления детей о профессии водителя автобуса (троллейбуса, шофёра такси, машиниста поезда.
2. Показать взаимосвязь людей разных профессий.
3. Воспитывать уважение к людям труда.
Сюжетно - ролевые игры: «Мы – шофёры», «Железная дорога».
Конструирование (из модулей, крупного строителя) «Мы едем в цирк».
Чтение произведений о правилах дорожного движения
Викторина по правилам дорожного движения
Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г. П. Шалаева (машинист);
Т. А. Шорыгина «Профессии. Какие они?» (Водитель, машинист).
Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Профессии». «Кто чем занимается?»
«Мебельщик»
«Столяр»
1. Познакомить с профессией мебельщика, столяра и инструментами их труда. Беседа.
Рассматривание иллюстраций.
Заучивание стихов.
Д/и «Кому что нужно для работы».
Встреча и беседа со столяром д/с.
Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г. П. Шалаева (столяр)
«Портниха»
(швея)
«Закройщица»
«Модельер»
«Кинорежиссер», «помощник режиссера», «оператор», «гример», «костюмер» 1. Познакомить с профессиями людей, работающих в ателье, на фабрике одежды.
1. Дать детям представления о съемочной площадке, о профессиях кинорежиссера, помощника режиссера, оператора, костюмера, гримера.
2. Побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни.
Сюжетно - ролевая игра «Ателье».
Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г. П. Шалаева (портниха)
Т. А. Шорыгина «Профессии. Какие они?» (портной)
Проект: «Сюжетно-ролевая игра «Снимаем кино».
Презентация проекта.
Декабрь «Музыкант»
Словарь:
Композитор,
певица, певец,
музыкант
1. Рассказать детям о профессиях музыканта (скрипача, пианиста, флейтиста, композитора.
2. Разъяснить значение этого труда для общества, в чём причины особого отношения к людям творческих профессий.
3. Воспитывать любознательность.
Рассматривание иллюстраций с различными инструментами.
Слушание музыкальных записей со звучанием некоторых инструментов. а также произведений известных композиторов.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Встреча с интересными людьми.
Дидактические игры «Угадай на чём играю?»
Настольные игры: «До-ре-ми», «Профессии».
Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г. П. Шалаева (Музыкант)
«Повар»
«Продавец»
«Кассир»
1. Расширять у воспитанников представления о мире взрослых.
2. Пробуждать интерес к их профессиональной деятельности,
3. Формировать уважение к труду.
Беседа. Рассматривание иллюстраций.
Заучивание стихов.
Чтение художественной литературы.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин продуктов».
Экскурсия на кухню.
Дидактические игры: «Кто больше назовет профессий?», «Угадай профессию».
Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г. П. Шалаева (повар;
кассир;
продавец);
Т. А. Шорыгина «Профессии. Какие они?» (продавец)
Январь «Строители»
Словарь:
архитектор,
дизайнер,
строитель,
электрик,
инженер,
плотник,
маляр,
крановщик,
каменщик,
сантехник,
плиточник, кровельщик, электросварщик, экскаваторщик
1. Познакомить детей с некоторыми профессиями строителей.
2. Учить устанавливать взаимосвязь труда разных строительных профессий.
Беседы: «Стройка. Профессии», «Секреты плотника: как построить прочный дом».
Сюжетно-ролевые игры: «Строители», «Проектная мастерская» (проектируем разные дома).
Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г. П. Шалаева (строитель, маляр и др.);
Т. А. Шорыгина «Профессии. Какие они?» (строитель)
Дидактические игры: «Кем я хочу быть?», «Кому что нужно для работы?
«Спортсмены»
1. Расширение представлений и уточнение знаний о спортсменах - лыжниках, конькобежцах, фигуристах и др. Организация совместной выставки-конкурса рисунков «Зимние виды спорта»
Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г. П. Шалаева (спортсмены)
Февраль «Военные
профессии» 1. Продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих;
2. Расширять представления детей о Российской армии;
-воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине;
3. Знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными);
4. Формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны. Беседы: «Солдаты Отечества», «Профессии смелых и отважных»
Сюжетно - ролевые игры: «Лётчики», «Разведчики», «Моряки».
Спортивное мероприятие: «Сильный, смелый, ловкий».
Чтение художественной литературы:
«Большая книга профессий» Г. П. Шалаева (военный и др.)
Т. А. Шорыгина «Профессии. Какие они?» (военнослужащий)
Март «Женские
профессии»
Словарь:
Актриса,
Парикмахер,
Уборщица,
почтальон
Уточнить представления детей о женских профессиях
Беседа «Женские профессии».
Дидактические игры: «Назови женскую профессию», «Назови, чья?»
Сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская»,
Чтение художественной литературы.
Рисование на тему «Мамина профессия»
Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г. П. Шалаева (актриса; парикмахер;
почтальон);
Т. А. Шорыгина «Профессии. Какие они?» (парикмахер)
«Библиотекарь» «Писатель»
«Художник» 1. Расширить и обобщить представления детей о библиотеке, о профессиях библиотекаря, писателя, поэта, художника.
2. Воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах.
Экскурсия в библиотеку
Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «В читальном зале».
Чтение художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций к книгам, знакомство с творчеством художников-иллюстраторов детских книг.
Составление рассказа по сюжетной картине «Библиотекарь»
Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г. П. Шалаева (библиотекарь; писатель;
художник);
Т. А. Шорыгина «Профессии. Какие они?» (библиотекарь)
Апрель «Космонавт»
1. Расширять знания детей о профессии космонавт, о значении труда в жизни людей, страны.
2. Поддерживать интерес к людям редких профессий.
Презентация «Первопроходец космоса».
Сюжетно - ролевая игра: «Космонавты».
Выставка рисунков «Космос».
Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий» Г. П. Шалаева (космонавт; фотограф)
«Пожарный»
«Полицейский» «Спасатель» Расширять знания детей о профессии пожарного Сюжетно - ролевая игра: «Мы - пожарные»
Рисование на тему «Пожарные на пожаре».
Чтение художественной литературы: «Большая книга профессий»; Г. П. Шалаева (пожарный;
полицейский)
Май "Все профессии нужны, все профессии важны"
Закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых. Игра-развлечение «Калейдоскоп профессий».