Папки-передвижки

План работы по самообразованию «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»

Цирихова Белла
План работы по самообразованию «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

План работы по самообразованию

«Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»

Цирихова Б. Н.

Цель: духовно- нравственное воспитание, развитие творческих способностей, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Воспитание гуманных чувств детей:

Публикация «План работы по самообразованию „Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности“» размещена в разделах

• формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;

• формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;

развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

2. Воспитание коллективизма:

• Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;

• закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;

развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;

• поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Актуальность:

«Те высокие нравственные, эстетические

и интеллектуальные чувства, которые

характеризуют развитого взрослого человека и

которые способны вдохновить его на большие

дела и на благородные поступки, не даны

ребенку в готовом виде от рождения.

Они возникают и развиваются на протяжении

детства под влиянием социальных условий жизни

и воспитания».

Александр Владимирович Запорожец.

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально - волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.

Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками.

Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания отождествления. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли.

Все произведения, предлагаемые для игр-драматизаций, можно разделить:

1. Произведения, в которых герои проявляют умение дружить (“Кот, петух и лиса”, “Теремок”, “Под грибом”).

2. Сказки, раскрывающие нравственный смысл любви, заботы, по отношению к близким людям (“Петушок и бобовое зернышко”, “Курочка Ряба”, “Гуси – лебеди”, “Кошкин дом”).

3. Произведения, которые близки по идейному содержанию, в них часто противопоставляется добро и зло (“Морозко”, “Колобок”).

4. Показаны примеры героя справедливого, доброго, смелого (“Заюшкина избушка”, “Айболит”).

5. Формирование обобщенного положительного образа человека. В этих произведениях показаны как положительные, так и отрицательные черты (“Заяц-хваста”, “Маша и медведь”)

Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры, как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ и семьи. И как конечной цели воспитание гуманистически целостной духовно развитой личности, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию, имеющую желание путем внутренней работы приобрести твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, направить свою деятельность на служение благородному делу, своему Отечеству.

Срок Содержание работы Практический выход

Октябрь -май

- Изучение ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

- Изучение нового СанПиН

-Изучение рабочей программы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

1 .Агапова И. А. Давыдова М. А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.

2. Антипина Е. А. Театрализованные представления в детском саду. М. 2010.

3. Вакуленко Ю. А, Власенко О. П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград 2008

4. Крюкова С. В. Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М. «Генезис» 2000.

Октябрь Беседы, просмотр картинок и видео- роликов.

Работа над темами :

-знакомство с театром;

-кто работает в театре;

-правила поведения в театре;

-с/р игра «Театр». Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.

Ноябрь

Работа над темами :

-мимика;

-сила голоса;

-пальчиковый театр Освоение навыков владения пальчиковым театром.

Развитие мимики;

раскрепощение через игровую деятельность.

Декабрь Работа над темами :

-плоскостной и пальчиковый театр;

-сила голоса и речевое дыхание;

-мимика и жесты.

(инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка»). Освоение навыков владения пальчиковым театром

Развитие умения концентрироваться на предмете и копировать его через движения;

Развитие воображения;

обучение с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.

Январь

Разработка театрально – игровой деятельности к мероприятию «Коляда, коляда – отворяй ворота»

Подбор материал к центру театральной деятельности «В гостях у сказки»

(в течение года)

Развлечение «Коляда, коляда – отворяй ворота»

Оформление в группе центра театра «В гостях у сказки»

Февраль Создание «копилки театрализованных игр» и оформление настольных театров.

(В течение года)

Разработать досуг «Встреча с весной» (Масленица) Проведение театрализованной деятельности в свободное время

Досуг «Проводы русской зимы»

Март Сказка «Репка»- разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Развитие воображения, фантазии, заинтересованности, ответственности. Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности;

раскрытие творческих способностей детей

Апрель Обучение детей владению куклой, игрушкой

разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций. Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей через театральную деятельность

Май Театрализованное представление.

Оформить фотоальбом о проведенных мероприятиях Показ спектакля родителям.

Литература:

1. Г. В. Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С. -П. :2011г.

2. И. А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С. -П. :2012г.

3. И. А. Лыкова «Театр на пальчиках» М. 2012г.

4. Е. А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М. :2012г.

5. О. Г. Ярыгина «Мастерская сказок» М. :2010г.

6. А. Н. Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М. :2011г.

7. Л. Е. Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.

8. И. Г. Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М. 1997г.

9. Е. В. Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М. :2012г.

10. А. Г. Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).

11. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М. :1983г.

12. Алянский Ю. «Азбука театра» М. :1998г.

13. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М. : АРКТИ, 2002.

14. Е. В. Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации. М. :2009г.

15. Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения» М. :2007г.

16. А. Г. Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.

17. Мигунова Е. В. М 57 Организация театрализованной деятельности в детском саду : Учеб. -метод. пособие; Великий Новгород, 2006.

18. Н. Б. Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г. Волгоград 2009г.

19. О. И. Лазаренко «Артикуляционно- пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений. М. :2012г.

Работа с родителями

Срок Содержание работы Практический выход

Октябрь -май

Оформление материала для родителей «Жизнь группы» с фотоматериалом

Октябрь Анкетирование родителей «Определения отношения родителей к организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении» Отношение родителей к организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Ноябрь

Консультация для родителей по теме:

«Развитие у детей сценического искусства» Способствовать развитию в ребенке самостоятельности, фантазии, инициативности.

Декабрь Рекомендации для родителей «Театрализованные игры дома» Формировать эстетический вкус детей

Январь

Пополнение оснащения театрального уголка «В гостях у сказки» необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности для детей среднего возраста.

Развлечение «Коляда, коляда – отворяй ворота».

привлечение родителей проведению мероприятия

Подготовка костюмов, угощения и участия

Февраль Досуг «Проводы русской зимы»

привлечение родителей проведению мероприятия Подготовка костюмов, угощения и участия

Март Родительское собрание

«Играем в театр» Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнь детского сада.

Апрель Консультация для родителей по теме «Театр - наш друг и помощник» Способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду

Май Театральное представление по сказке на родительском собрании

Задачи на следующий год:

• продолжать побуждать интерес к предлагаемой деятельности;

• привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;

• формировать представление о различных видах театра;

развивать речь, воображение и мышление;

• помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.

развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ средствами музыки МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 27 Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Духовно — нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности ИПМ-1 1. Наименование темы: Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности. 2. Актуальность.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Мы в своей работе затрагиваем духовно-нравственную сторону воспитания с самых младших групп. В начале учебного года перед каждой группой.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей.

Отчет по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе отечественных традиций» Цель: способствовать духовно-нравственному развитию детей через приобщение их к отечественным традициям Задачи • Формировать представление.

Перспективный план по самообразованию «Развитие речи детей посредствjм театральной деятельности в средней группе» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Центр развития ребенка "Детский сад №239" Центрального района Перспективный.

Перспективный план работы по самообразованию «Развитие познавательных способностей детей в конструктивной деятельности» ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ [/b] Тема: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Статья «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики» Воспитание духовно – нравственных чувств, как и чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Современные психолого.

Духовно-нравственное воспитание младших умственно отсталых школьников средствами театрализованной деятельности Духовно-нравственное воспитание младших умственно отсталых школьников через театрализованную деятельностьВ нашей повседневной жизни мы всё.

Творческий проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности» Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А че он богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира….».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по самообразованию «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»
Опубликовано: 3 декабря 2018 в 05:21
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План работы по самообразованию «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Цирихова Белла (УИ 1752639) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД