Цирихова Белла
План работы по самообразованию «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
«Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»
Цирихова Б. Н.
Цель: духовно- нравственное воспитание, развитие творческих способностей, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Воспитание гуманных чувств детей:
Публикация «План работы по самообразованию „Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
• формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
• формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
• развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
2. Воспитание коллективизма:
• Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;
• закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
• развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
• поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
• Актуальность:
«Те высокие нравственные, эстетические
и интеллектуальные чувства, которые
характеризуют развитого взрослого человека и
которые способны вдохновить его на большие
дела и на благородные поступки, не даны
ребенку в готовом виде от рождения.
Они возникают и развиваются на протяжении
детства под влиянием социальных условий жизни
и воспитания».
Александр Владимирович Запорожец.
В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально - волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.
Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.
Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками.
Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.
Особо хочется выделить значение игр-драматизаций в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Дети эмоционально осваивают литературное произведение, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется оценочное отношение к герою. Литературное произведение сближает ребенка с литературным персонажем, активизирует процессы формирования сопереживания, сочувствия, содействия, способствует становлению нравственных мотивов поведения. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания отождествления. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли.
Все произведения, предлагаемые для игр-драматизаций, можно разделить:
1. Произведения, в которых герои проявляют умение дружить (“Кот, петух и лиса”, “Теремок”, “Под грибом”).
2. Сказки, раскрывающие нравственный смысл любви, заботы, по отношению к близким людям (“Петушок и бобовое зернышко”, “Курочка Ряба”, “Гуси – лебеди”, “Кошкин дом”).
3. Произведения, которые близки по идейному содержанию, в них часто противопоставляется добро и зло (“Морозко”, “Колобок”).
4. Показаны примеры героя справедливого, доброго, смелого (“Заюшкина избушка”, “Айболит”).
5. Формирование обобщенного положительного образа человека. В этих произведениях показаны как положительные, так и отрицательные черты (“Заяц-хваста”, “Маша и медведь”)
Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.
Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры, как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ и семьи. И как конечной цели воспитание гуманистически целостной духовно развитой личности, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию, имеющую желание путем внутренней работы приобрести твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, направить свою деятельность на служение благородному делу, своему Отечеству.
Срок Содержание работы Практический выход
Октябрь -май
- Изучение ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Изучение нового СанПиН
-Изучение рабочей программы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
1 .Агапова И. А. Давыдова М. А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.
2. Антипина Е. А. Театрализованные представления в детском саду. М. 2010.
3. Вакуленко Ю. А, Власенко О. П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград 2008
4. Крюкова С. В. Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М. «Генезис» 2000.
Октябрь Беседы, просмотр картинок и видео- роликов.
Работа над темами :
-знакомство с театром;
-кто работает в театре;
-правила поведения в театре;
-с/р игра «Театр». Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.
Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.
Ноябрь
Работа над темами :
-мимика;
-сила голоса;
-пальчиковый театр Освоение навыков владения пальчиковым театром.
Развитие мимики;
раскрепощение через игровую деятельность.
Декабрь Работа над темами :
-плоскостной и пальчиковый театр;
-сила голоса и речевое дыхание;
-мимика и жесты.
(инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка»). Освоение навыков владения пальчиковым театром
Развитие умения концентрироваться на предмете и копировать его через движения;
Развитие воображения;
обучение с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.
Январь
Разработка театрально – игровой деятельности к мероприятию «Коляда, коляда – отворяй ворота»
Подбор материал к центру театральной деятельности «В гостях у сказки»
(в течение года)
Развлечение «Коляда, коляда – отворяй ворота»
Оформление в группе центра театра «В гостях у сказки»
Февраль Создание «копилки театрализованных игр» и оформление настольных театров.
(В течение года)
Разработать досуг «Встреча с весной» (Масленица) Проведение театрализованной деятельности в свободное время
Досуг «Проводы русской зимы»
Март Сказка «Репка»- разучивание ролей с детьми;
изготовление костюмов и декораций.
Развитие воображения, фантазии, заинтересованности, ответственности. Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности;
раскрытие творческих способностей детей
Апрель Обучение детей владению куклой, игрушкой
разучивание ролей с детьми;
изготовление костюмов и декораций. Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей через театральную деятельность
Май Театрализованное представление.
Оформить фотоальбом о проведенных мероприятиях Показ спектакля родителям.
Литература:
1. Г. В. Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С. -П. :2011г.
2. И. А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С. -П. :2012г.
3. И. А. Лыкова «Театр на пальчиках» М. 2012г.
4. Е. А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М. :2012г.
5. О. Г. Ярыгина «Мастерская сказок» М. :2010г.
6. А. Н. Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М. :2011г.
7. Л. Е. Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
8. И. Г. Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М. 1997г.
9. Е. В. Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М. :2012г.
10. А. Г. Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
11. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М. :1983г.
12. Алянский Ю. «Азбука театра» М. :1998г.
13. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М. : АРКТИ, 2002.
14. Е. В. Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации. М. :2009г.
15. Г. П. Шалаева «Большая книга правил поведения» М. :2007г.
16. А. Г. Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
17. Мигунова Е. В. М 57 Организация театрализованной деятельности в детском саду : Учеб. -метод. пособие; Великий Новгород, 2006.
18. Н. Б. Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г. Волгоград 2009г.
19. О. И. Лазаренко «Артикуляционно- пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений. М. :2012г.
Работа с родителями
Срок Содержание работы Практический выход
Октябрь -май
Оформление материала для родителей «Жизнь группы» с фотоматериалом
Октябрь Анкетирование родителей «Определения отношения родителей к организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении» Отношение родителей к организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Ноябрь
Консультация для родителей по теме:
«Развитие у детей сценического искусства» Способствовать развитию в ребенке самостоятельности, фантазии, инициативности.
Декабрь Рекомендации для родителей «Театрализованные игры дома» Формировать эстетический вкус детей
Январь
Пополнение оснащения театрального уголка «В гостях у сказки» необходимыми материалами и пособиями для театральной деятельности для детей среднего возраста.
Развлечение «Коляда, коляда – отворяй ворота».
привлечение родителей проведению мероприятия
Подготовка костюмов, угощения и участия
Февраль Досуг «Проводы русской зимы»
привлечение родителей проведению мероприятия Подготовка костюмов, угощения и участия
Март Родительское собрание
«Играем в театр» Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнь детского сада.
Апрель Консультация для родителей по теме «Театр - наш друг и помощник» Способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности ребенка в семье и детском саду
Май Театральное представление по сказке на родительском собрании
Задачи на следующий год:
• продолжать побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
• привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;
• формировать представление о различных видах театра;
• развивать речь, воображение и мышление;
• помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.
• развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.