Алла Назарова
Творческий проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект
Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А че он богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира….»
Б. М. Теплов.
Россия в настоящее время переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – не в развале экономики, не в мене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современные дети быстрее решают задачи, но они реже восхищаютя, удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляются равнодушие и черствость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Публикация «Творческий проект „Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Проекты
- Проекты творческие
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Стремление российского общества возвращения вечных истин, ценностей в целостный воспитательный процесс актуализирует и научные исследования по обсуждаемой проблеме. Острота данной проблемы выявлена в исследованиях В. В. Абраменковой, А. И. Антоновой, Т. А. Берсеньевой, В. Н. Гурова, В. А. Гурьева, В. Т. Лисовского, В. М. Медикова, М. А. Панфилова, Т. Г. Русаковой и других.
Духовно-нравственное воспитание детей средствами искусства театра способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека; формированием навыков взаимного общения, коллективной работы. Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире.
Учитывая интерес детей к играм – драматизациям и их доступность детскому восприятию, происходит приобщение к театру, который имеет большее значение для духовно – нравственного воспитания дошкольников.
Исходя из этого, в своей работе я выделила основную цель: - духовно – нравственное воспитание, развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности.
Для того, чтобы достичь поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
1. Познакомить детей с театром, как одним из видов искусства.
2. Учить давать нравственную оценку поступков детей, героев книг.
3. Формировать нравственные качества личности дошкольников, такие как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим.
4. Оказать помощь родителям по духовно-нравственному воспитанию детей. Привлечь их к участию в воспитательно – образовательном процессе детского сада.
Реализация проходит через все образовательные области:
Коммуникация – обогащение словаря детей новыми словами, эпитетами, пословицами, поговорками, образными выражениями.
Чтение художественной литературы – сказки, потешки, поговорки, лучшие произведения русских писателей и поэтов.
Художественное творчество – знакомство детей с народными промыслами, картинами русских художников, приобщение детей к художественному труду.
Музыка – ознакомление с русскими народными праздниками, а так же с музыкальными произведениями русских композиторов.
Ожидаемый результат:
1. Дети получат представления о театре, его разновидностях;
2. Будет повышена компетентность педагогов в процессе совместной деятельности;
3. Дети научатся инсценировать с помощью воспитателя знакомые сказки, песенки, потешки, небольшие занимательные сценки.
4. Повысится интерес родителей к жизни в детском саду.
Вид проекта: творческий
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, старший воспитатель, родители.
Срок реализации: долгосрочный.
План проекта.
Сроки Мероприятия Цель Практический выход
В течении года - изучение нормативных документов;
- чтение конкретных педагогических периодических изданий;
- чтение методической, педагогической и предметной литературы;
Обзор интернет – информации по образовательным областям;
- посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- работа с родителями;
- информация для родителей о театральной деятельности в детском саду (консультация, анкетирование, памятки);
- оформление театрального уголка;
Повышение профессиональной компетенции.
Сентябрь Подбор и приобретение необходимого материала и оборудования для реализации проекта.
Подбор и изучение литературы по теме; дидактическх игр и упражнений; сюжетных картин;
Разработка плана проекта.
Консультация для родителей «Театр – наш друг и помощник». (анкетирование, памятки).
Октябрь Беседа с детьми «Что такое театр? Беседа – диалог «театральные профессии». «Веселые сочинялки»
Техника речи Дать детям представление о театре. Познакомить с видами театров: художественный, драматический, кукольный и др. Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.
Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям: режиссер, костюмер, декоратор и др. Воспитывать желание узнавать новое.
Побуждать детей сочинять несложные истории, героями которых являются сами дети. Воспитывать чувство юмора. Способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь.
Учить пользоваться интонациями при произношении фраз – грустно, радостно, сердито, удивленно и т. д. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие. Беседы, рассматривание иллюстраций. Знакомство с театральными профессиями, с устройством театра изнутри.
Беседа – диалог с детьми. Вопросы поискового характера: зачем нужны декорации, костюмы и т. д.
Творческие рассказывания, беседы. Д/игра «Угадай сказку».
Показ, объяснение, рассуждение, помощь.
Игры: «давай поговорим». «Сочини предложение», «Фраза по кругу».
Игры и упражнения: «Мыльные пузыри» и др.
Ноябрь Игровой тренинг. Пальчиковый театр
Инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом» Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать дикцию. Учить строить диалоги. Воспитывать терпение и выдержку.
Развитие сценической раскрепощённости; развитие силы голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ.
Воспитание нравственных качеств через анализ содержания произведения;
Воспитание артистических качеств, раскрытие творческого потенциала детей;
Воспитание в детях интереса к сказкам, желания узнавать новое и читать книги. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Игры и упражнения «Веселый пятачок», «Удивленный бегемот».
Освоение навыков владения шагающим пальчиковым театром. Инсценировка сказок «рукавичка», «Заюшкина избушка».
Беседа с родителями «Знакомство с проектом»
Домашние задания для родителей (рисование иллюстраций, изготовление костюмов).
Чтение произведений с детьми.
Совершенствование связной (диалогической) речи, интонационной выразительности, умения анализировать и обобщать;
Показ сказки на родительском собрании, для детей детского сада – формирование интереса к театрализованным играм в процессе просмотра детских спектаклей.
Декабрь Экскурсия в Дом Культуры
Подготовка к новогоднему утреннику «Снежная королева»
Развивать у детей интерес к сценическому творчеству. Активизировать познавательный интерес к театру. Разъяснить выражения «Зрительская культура», «театра начинается с вешалки». Активизация словаря: сцена, занавес. Спектакль, аплодисменты, сценарист, актер, костюмер.
Привлечение родителей к участию в проекте.
Январь - февраль Инсценирование сказки в. Бианки «Сова» Формирование умения интонационно, выразительно произносить слова стихотворного текста; сочетать движения и речь; умение ведения диалога в процессе показа сказки. Способствовало духовно-нравственному развитию личности детей. Привлечение родителей к участию в проекте.
Март Ознакомление со сценарием сказки «Гуси – лебеди на новый лад».
Распределение ролей. Познакомить детей со сценарием сказки. Побуждать высказывать свое мнение по поводу сказки, дополнять сказку новыми эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других. Развивать выдержку и терпение.
Учить договариваться. Воспитывать чувство коллективного творчества. Учить соизмерять свои возможности, самооценке и самоанализу. Чтение сказки. Обсуждение сценария.
Беседа. Показ. Оценка выбранных ролей.
Апрель Театрализованное представление «Гуси – лебеди на новый лад» Развитие творческой самодеятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи, эмоциональной направленности; раскрытие творческих способностей. Показ спектакля родителям.
Совершенствование артистизма и навыков сценического перевоплощения.
Развитие умения с помощью различной интонации, выразительности речи и движений передавать характерные особенности сказочных персонажей.
Май Обобщение опыта работы с показом презентации.
Сообщение на педагогическом совете.