Екатерина Рыбина
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача! Понятие «нравственность» включает внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно – нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно – нравственному становлению человека, формированию у него:
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки» размещена в разделах
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
• нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
• нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Моя цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач для меня является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом» утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», – гласит старинная мудрость. Поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной образовательной деятельностью, ставлю следующие задачи:
1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой.
2. Активизация познавательной деятельности детей.
3. Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.
4. Овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.
Для решения этих задач я задействую все виды музыкальной деятельности и использую такие формы организации музыкальной деятельности : музыкальные занятия, беседы – концерты, праздники и развлечения, родительские собрания, литературно – музыкальные гостиные, народные гуляния и праздники.
На своих занятиях и проводимых мероприятиях стараюсь создать атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции, которые должны дать ребенку те знания, отражающие связь отдельных частей мира, как системы, в которой все элементы связаны. Я стараюсь разнообразить построение музыкальных занятий. Помимо интегрированных и типовых, провожу тематические, доминантные и сюжетные. Но каким бы по виду занятие не являлось, я стремлюсь создать атмосферу праздника, торжества, что бы от каждого занятия дети ожидали чуда, волшебства и стараюсь, чтобы воспитанники росли чуткими, терпеливыми, доброжелательными, способными сопереживать. Подтверждение этому я нахожу в мудрых словах Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека». Таким образом: все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно нравственного развития, но основным видом является слушание музыки.
В России духовно – нравственное воспитание традиционно содействовало духовно – нравственному становлению человека на основе православной культуры, фольклора. Слушая народную, духовную музыку и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы.
Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора, но и привить любовь к ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения, то есть воспитания музыкальных и творческих навыков. С раннего возраста, начиная с младшей группы (3 - 4года, на своих музыкальных занятиях я обращаюсь к «поэзии пестования», или «материнской поэзии» : колыбельным, пестушкам, потешкам и прибауткам. В это время оторванность от мамы и папы в связи с поступлением в детский сад становится для ребенка настоящим стрессом, поэтому эти маленькие песенки напоминают детям о теплоте маминых рук, о ее голосе:
Танечка, баю, бай, бай!
Не ложись на самый край-
Придет серенький волчок;
Схватит Таню за бочок.
А…. Баю-бай-бай! Усни…
Малыши, напевая и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно переживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам). Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле Кате, а затем - всем окружающим. По мере взросления и накопления музыкальных представлений, дети с интересом слушают и воспринимают произведения русских композиторов- классиков, в основу которых легли народные мелодии, песни, воспевающие красоту родной природы и нелегкий труд простого народа, сказки, сказания и былины. Это произведения П. И. Чайковского «Баба Яга», обработки русских народных песен Римского-Корсакова, М. И. Глинки, А. Лядова: «Во поле береза», «Во саду ли, в огороде», «Дубинушка» и др. ; М. П. Мусоргского «Картинки с выставки», Н. А. Римского- Корсакова «Сказка о Царе Салтане». Перед слушанием музыки я рассказываю о реальной действительности или фантастических картинах, которые отражены в музыкальных образах. Этим я настраиваю детей на восприятие произведения. Так перед слушанием «Вальс цветов» рассказываю сказку Э. Гофмана, которая легла в основу балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Сказочные образы пробуждают желание послушать музыку еще раз.