Людмила Никулина
Статья «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики»
▼ Скачать
Воспитание духовно – нравственных чувств, как и чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.
Современные психолого – педагогические исследования убеждают, что период дошкольного детства по своим педагогическим характеристикам наиболее благоприятен для духовно – нравственного воспитания : детей отмечает доверие к взрослым, искренность чувств, эмоциональная отзывчивость, высокая подражательность. Ведь детские впечатления сопровождают человека всю жизнь, влияют на формирование жизненной позиции, мировоззрения.
Публикация «Статья „Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Одна из основных целей работы с детьми – воспитание культурного, творческого гражданина, способного воспринимать, ценить, воплощать в жизни принципы добра и красоты.
Одним из средств для достижения этой цели – принято решение – создать мини-музей. При организации работы с детьми в мини-музее были определены такие цели как: создание целостной картины мира на основе знакомства с экспозициями музея; овладение детьми навыками поисковой, исследовательской деятельности; совершенствование образовательно – воспитательного процесса средствами основного и дополнительного образования. При создании музея активное участие принимают дети, где они себя чувствуют и дизайнерами, и художниками. А какую духовную радость испытывают дети от совместной работы с родителями! Мини - музей в группе позволяет сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты могут использоваться для занятий, для развития речи., воображения, интеллекта. Любой предмет музея может подсказать тему для разговора. Дети вовлекаются в удивительный мир прошлого через цикл занятий «Предметы старины».
Эффективность работы музейной педагогики очевидна. Дети через наглядность приобретают знания об истории своего народа, его культуре, его быте. В этом направлении ведется работа с музеями г. Городца. Дети получают не только знания, но и духовные впечатления, восхищения народными умельцами, мастерами, вызывающими у них гордость за своих соотечественников. Таким образом дети узнают о творчестве мастеров, художников, об истории города.
Проводимая работа показывает, что система духовно – нравственного воспитания средствами музейной педагогики может явиться сенситивной для формирования у детей духовно – нравственных и патриотических чувств, элементарных исторических представлений о прошлом своего народа, края, государства.
Потребность в систематическом посещении музея, интерес к прошлому города и страны не возникают вдруг, а воспитываются с детства. Именно в детском саду дети впитывают уважение к своему городу, стране, народу.
Музейная среда чрезвычайно эффективна для ознакомления с историческим прошлым, а значит для духовно-нравственного воспитания детей.
Системная, последовательная работа посредством музейной педагогики поможет зажечь искорку любви и интереса к жизни народа, его искусству, культуре России в разное историческое время.