Паглазова Наталья
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы в своей работе затрагиваем духовно-нравственную сторону воспитания с самых младших групп. В начале учебного года перед каждой группой ставятся задачи в первую очередь по духовно-нравственному воспитанию :
обеспечить условия для адаптации детей в ДОУ;
создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия; приучать детей общаться спокойно, без крика;
учить их правильной оценки хороших и плохих поступков;
приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь;
учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;
Публикация «Опыт работы „Духовно-нравственное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
приучать соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, общественных местах.
Даже если мы не будем читать образовательные программы и использовать методическую литературу – мы будем проводить духовно-нравственное воспитание при помощи определенных средств.
Произведения искусства: литература, музыка, живопись. Эта группа средств придает эмоциональную окраску всем моральным явлениям. Все дети очень эмоционально, доверчиво воспринимают сказки, стихи, рассматривают иллюстрации.
Природа: дает возможность проявить эмоциональные гуманные чувства. Побуждает желание заботиться от тех, кто слабее их, способствует формированию уверенности. Действие природы многогранно: при правильной организации она станет одним из лучших средств воспитания чувств, норм.
Деятельность: игра, труд, творчество, учение. Каждый вид деятельности обладает своими особенностями и помогает закрепить нормы и правила на практике.
Общение: этому средству отводится особое место. Общение можно считать видом деятельности. Психологи выделяют его в отдельную категорию. Посредством общения возможно осуществление корректировки представлений о нормах морали, межличностных отношений.
Окружающее пространство, атмосфера и социум: понятия схожи. Пространство, в котором проживает и воспитывается ребенок всегда накладывает свой отпечаток. Когда атмосфера пропитана любовью, доброжелательностью, уважением, то среда становится одним из влиятельных положительных средств. В агрессивной и безнравственной среде формирование высоко духовной личности очень затруднено. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
В настоящее время в дошкольном образовании все чаще используется термин "духовно-нравственное воспитание". В программе «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) делается акцент на развитие духовных и общечеловеческих ценностей, подчеркивается, что реализация принципа культуросообразности образовательной деятельности «дает возможность обеспечить учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнить недостатки духовно-нравственного воспитания".
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.
Целью духовно – нравственного воспитания является формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.
К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести :
- прививать православную культуру и традиции (учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе; способствовать сохранению чистоты, целомудрия).
- раскрыть духовно-нравственную одаренность ребенка, его способности и таланты (совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка; формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей; воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение любви, добра, человечности, единения).
- гармонично, позитивно развивать личность ребенка (воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми; приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине; ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада).
- формировать гражданское самосознание, доброжелательное отношение к окружающему миру и людям (воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения).
- защищать и укреплять физическое, психическое и духовное здоровье ребенка.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников :
Однако, духовно-нравственное воспитание реализуется преимущественно как познавательный процесс, направленный на усвоение ребенком знаний об этических нормах, народных традициях, тех или иных памятниках культуры. Такая постановка дела влияет на развитии рассудочной сферы детей, но почти не затрагивает эмоционально-волевую и мотивационную сферы.
Смещение акцентов в развитии дошкольников в сторону ранней интеллектуализации также не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И, как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Первейшая задача педагогов заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей и педагогов помочь в этом ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Я считаю, что очень важно заниматься духовно-нравственным воспитанием детей с раннего возраста.
Понятие «хорошо» и «плохо» для ребенка абстракция, потому, что их нельзя потрогать, увидеть. Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим, непонимание чужих эмоций, переживаний. Как правило, взрослые стараются оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическом здоровье. В результате ребенок не учится понимать окружающих его людей, сочувствовать им, сопереживать вместе с ними. Задачей воспитателя является увидеть, что таится в душах детей, и помочь справиться со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих его людей.
Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках других, опираясь на свой еще небогатый жизненный опыт. Поэтому, педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации.
Методы духовно-нравственного воспитания дошкольников :
методы формирования нравственных установок и оценок (беседы, чтение книг, рассматривание картин); наглядные методы (экскурсии, чтение рассказов, показ и постановка эпизодов сказок, проведение игр); словесные методы (рассказ стихотворений, сказок, беседы на темы “Что такое хорошо…”, “Правила поведения”, “Моя семья” и другие, ответы на вопросы, словесные игры, загадки);
методы организации опыта на практике (метод приучения, примера, организации деятельности; организация деятельности, проведение игр, оформление композиций, приготовление блюд).
Нужно помнить, что любые средства эффективны только при применении адекватных методик, приемов.
К основным принципам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести :
духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра;
гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;
естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления;
культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями; государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Я в процессе работы поделила духовно-нравственное воспитание на три блока :
1. Нравственно-патриотическое воспитание : Воспитание любви и привязанности к семье, дому, улице, родному городу. Расширение представлений о родной стране, ее историческом прошлом. Развитие чувства ответственности и гордости за свою Родину. Формирование толерантности и бережного отношения к окружающим.
Формы работы : Беседы, НОД, консультации, совместные экскурсии, проекты, семейные клубы, музыкально-познавательные мероприятия, продуктивная деятельность, сюжетные игры, подвижные упражнения.
Мероприятия:
- тематическая ОД «День мира»,
- конкурс чтецов «Омск – мой край родной»,
- оформление выставки по «Мой любимый город Омск»,
- строевая подготовка «День защитников Отечества»,
- «Зарница» в мае,
- посещения музея «Воинской славы Омичей»,
- поздравление пап с днем Защитников Отечества, снятие фильма «Мой защитник, мастер-класс с папами «Моряк».
2. Православное воспитание : В рамках православной педагогики духовно-нравственное воспитание рассматривается как формирование и развитие личности, имеющей нравственные и духовные ориентиры, самосовершенствование в служении добру и самоопределение в добродетелях. Воспитание нравственности начинается с формирования понятий хорошо и плохо, с осознания своих поступков как хороших, так и плохих. Как объяснить ребенку, что каждый хороший поступок — это частица добра, вложенная в мир доброты? От нее становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок — крупица зла, от которой становится темно и страшно. Нужно помочь малышу почувствовать необходимость вклада в «хорошо» и осознать ответственность за вклад в «плохо».
Формы работы : продуктивная деятельность (изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков); познавательная деятельность (чтение исторической и православной литературы, сказок, жития святых); творческая деятельность (лепка из пластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы); нравственная деятельность (уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями); совместная деятельность, в которой участвуют дети и родители, направлена на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (семейные и православные праздники, игры и конкурсы).
Мероприятия: праздники «Рождество», «Пасха», «Масленица».
3. Культурно-нравственное воспитание : знакомство со своим народом, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет.
Необходимо с детства научить любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, необходимо привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.
Мы считаем, что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности.
Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду: зимой — «Новый год», весной— «Наши любимые», «Праздник птиц». Они выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.
На занятиях по декоративно- прикладному творчеству у детей имеется большая возможность прикоснуться к истории и традициям. Проведён цикл занятий, где ребята знакомятся с фольклором, отображая его в рисунках, в лепке, поделках из природного материала. Например, знакомство с такими видами росписи, как «Золотая хохлома», «Гжель», «Урало-сибирская роспись», дети знакомились с различными приёмами и видами росписи, учились выполнять традиционные элементы кистевой росписи.
Особенные черты русского характера сохранились в устном народном творчестве. В доступной для детей форме в течение длительного времени воспитатель раскрывает значение слова Родина, расширяя и углубляя на конкретных примерах общественные представления детей, которые становятся основой духовного, нравственного, патриотического воспитания дошкольников.
Вот где необходимо черпать жизненные силы, духовность и богатство внутреннего мира! Дети нашего дошкольного учреждения принимают участие в проведении народных обрядовых праздников, где осуществляется изучение детского фольклора (2014 год) :
- тематический беседы из цикла «Иностранцы», «Жители Прииртышья»,
- развлекательный досуг «Чайные посиделки»,
- досуг «Бабушкины сказки»,
- викторина «Сказки А. С. Пушкина»,
- музыкально-развлекательное мероприятие «День защиты детей»,
- проект «В гости к дядюшке Корнею», театрализация сказки «Путаница»,
- мастер-класс с родителями «Изготовление куклы «Петрушки»,
- мастер класс с родителями «Изготовление нитяной куклы Мартинички»,
- летний досуг «Мама, папа я – спортивная семья»,
- творческая и продуктивная деятельность.
Хорошим начинанием является открытие фольклорной экспозиции «Русская изба» на базе нашего детского сада. Экспонаты музея помогают развивать интеллект дошкольников и привлекать к сотрудничеству родителей.