Ушастикова Жанна
План по самообразованию воспитателя «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Публикация «План по самообразованию воспитателя „Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные игры дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей. Основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание дошкольников направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка дошкольного возраста является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.
Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.
Дидактические игры необходимо использовать в разных видах деятельности детей: познавательно-исследовательской, продуктивной, свободной деятельности, в режимных моментах и т. д.
Цель: создание эффективных условий, способствующих формированию сенсорной культуры у детей среднего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр.
Задачи:
1. Изучить психолого – педагогическую литературу по вопросам формирования сенсорной культуры и использования дидактических игр с детьми среднего дошкольного возраста.
2. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 4-5 лет средствами дидактических игр, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
3. Учить сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину, как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы, об отношении предметов по величине; познакомить детей с оттенками цвета, вариантами геометрических фигур.
4. Учить способам обследования предметов, группировке их по цвету, форме, величине.
5. Развивать аналитическое восприятие.
6. Познакомить детей с дидактическими играми и приемами игры с ними.
7. Расширять кругозор ребенка на базе ближайшего окружения, создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
8. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
Область: познавательное развитие.
Интегрируемые области:
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Физическое развитие;
Художественно-эстетическое развитие.
Формы проведения работы:
Совместная деятельность воспитателя с детьми;
Индивидуальная работа с детьми;
Свободная самостоятельная деятельность детей.
1) Наглядно-действенные приемы;
2) Игры с мелкими предметами;
3) Дидактические игры;
4) Подвижные игры;
5) Словесные игры.
Предполагаемый результат
В ходе работы дети приобретут умения:
- овладеют сенсорными эталонами (цвет и оттенки цвета, форма, величина);
- познакомятся с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
- научатся группировать предметы по цвету, форме, величине;
- научатся зрительно расчленять форму предмета на заданные части;
- расширится чувственный опыт, обогатится словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами предметов и материалов, выполнения обследовательских действий.
- сформируются творческие способности, любознательность;
- повысится уровень познавательного интереса дошкольников.
Этапы работы:
Первый этап - информационно-аналитический.
1) Изучение методической литературы.
2) Создание предметно-пространственной развивающей среды.
3) Составление плана работы.
4) организация игрового материала.
5) составление плана работы с родителями.
Второй этап - внедрение темы в практику и ее использование.
1) Реализация плана работы по сенсорному развитию.
2) Игры детей в совместной деятельности с воспитателем.
3) самостоятельные игры детей в игровых зонах.
Третий этап - представление опыта работы.
1) Проведение родительского собрания.
2) Создание картотеки игр.
3) Публикация материала из личного опыта в педагогическом интернет-сообществе.
Содержание работы. Результаты. Список источников. Списки выполнения.
Формулировка темы Указана выше, мониторинг знаний детей, анкетирование родителей.
Сентябрь -декабрь 2020 год
Изучение и анализ педагогической литературы 1)Венгер Л. А. ,Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка книга для воспитателя детского сада. -М. «Просвещение», 1998-144с.
2)Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией Л. А. Венгера. М. «Просвещение», 1973.
3)Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. И. Поддъякова, В. Н. Аванесовой. – М., Пр., 1981.
4) Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание»
5) Кудрявцева Е. А. «Сенсорное развитие детей 4-5 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей среднего дошкольного возраста
Январь-март 2021 год
Работа над проблемой 1) Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка;
2) Подбор и разработка дидактических игр. Апрель-май 2021 год.
2 этап: внедрение темы в практику и ее использование.
Реализация темы в перспективное и календарное планирование 1) Консультации для родителей и педагогов- см. ниже;
2) Родительские собрания на данную тему;
3) Использование дидактических игр в мониторинге и в течении дня;
4) Создание презентации проекта;
5) Проведение индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
Сентябрь 2020 год – май 2021 год.
3 этап: представление опыта работы.
Презентация опыта 1) Открытое занятие для педагогов;
2) Мастер-класс;
3) Статья на сайте www.pkgo.ru.
Лето 2021 год.
ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2020-2021 учебный год
Месяц Цель работы с детьми Использование дидактических игр Работа с родителями
Сентябрь Совершенствовать умение сравнивать группы предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше, поровну.
Закрепить умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше.
Развивать вкусовые и тактильные ощущения.
Упражнять в определении пространственных направлений от себя и названии их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.
Закрепить умение различать и называть части суток.
Д/и «Найди пару», «Найди отличия», Поможем Винни -Пуху разложить картинки».Д/и «Сравни ленты», «Матрешки».
Д/и «Чем пахнет», «Определи на вкус», «Чудесный мешочек» (овощи-фрукты,«Построим домики», «Что где находится».
«Что сначала, что потом».
Консультация: «Задачи сенсорного воспитания детей 4-5 лет».
Октябрь
Уточнить представления о геометрических фигурах, закрепить умение различать их и использовать, выполняя логические упражнения. Выявить умения ориентироваться в пространстве; развивать логическое мышление; воспитывать внимание и наблюдательность.
Расширять знания детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет - не тонет». Д/и «Геометрическое лото», «Какой это формы», «Украсим платочек», «Чудесный мешочек», «Подбери фигуру», игры со счетными палочками.
Д/и «Что где находится?», «Найди такой же». Д/и «Тонет - не тонет».
Консультация: «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».
Ноябрь
Закрепить знания об основных цветах спектра, оттенках.
Закрепить умение создавать и различать разные оттенки одного цвета по светлоте. Продолжать учить ориентировке в пространстве.
Д/и «Где встречается этот цвет?», «Цветовое лото», «Подбери к букету вазу», «Цветные косы», «Назови правильно цвет», «Палитра осени». игра «Красим воду». П/и «Найди свой домик».
Консультация: «Как научить ребенка ориентироваться в пространстве».
Декабрь
Закрепить знания об основных цветах спектра, оттенках.
Упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур.
Закрепить умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Закрепить представления о последовательности частей суток.
Д/и «Мозаика», «Семицветик», «Где встречается этот цвет?».
Д/и «Геометрическое лото», «Разложим фигуры по коробкам», «Что лежит в мешочке», «Танграм», «Выложи узор», «Построй дом». Д/и «Подбери по форме», Д/и «Когда это бывает», п/и «День – ночь».
Консультация для родителей: «Сенсорные игры для развития речи детей дошкольного возраста».
Январь
Закрепить умения классифицировать предметы по общему признаку. Закрепить знание геометрических фигур. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему общую форму, цвет. Экспериментирование с водой.
Формировать умение сравнивать предметы по величине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами.
Закрепить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Д/и «Четвертый лишний». Д/и «Поручения», «Что может быть круглым» (квадратным, овальным, «Что может быть красным…»
«Вода принимает форму».
Д/и «Сруби ёлку», «По росту становись», «Матрешки».
Д/и «Когда это бывает?»
Консультация «Роль развивающих игр для детей».
Февраль
Закреплять умение сравнивать предметы по ширине, длине и толщине. Воспитывать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивать сообразительность, выдержку.
Развитие мелкой моторики рук, фантазии, воображения, внимания, усидчивости. Д/и «Скрути ленту», «Сравни предметы», «Шарфики для кукол».
Д/и «Кто что слышит», «Угадай, что звучит?».Д/и «Волшебные резиночки», «Цепочки».
Привлечь родителей к изготовлению д/и «Волшебные резиночки», «Песочная сказка».
Март
Учить находить заданные геометрические фигуры на рисунке. Закреплять знание геометрических фигур, умение ориентироваться.
Д/и «На рисунок посмотри, фигуру там скорей найди», «Запомни и выложи», «Кто где живет», «Кто быстрее построит дом».
Консультация «Тренируем руки – развиваем речь».
Апрель Закреплять умение сравнивать предметы; находить в них признаки сходства и различия.
Закреплять умение группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса); активизировать словарь детей. Д /и «Найди такую же», «Найди отличия», «Матрешки».
«Д/и «Из чего сделано?» Консультация для родителей: «Во что можно поиграть с ребенком по дороге из детского сада и дома».
Май
Закрепление изученного материала по сенсорным эталонам. Мониторинг усвоенного материала на конец года. Д/и «Угадай, что изменилось?», «Геометрическое лото», «Танграм», «Чудесный мешочек», «Цветовое лото». Консультация: «Игры с водой и песком».
Результат:
В результате планомерной и систематической работы по сенсорному развитию у детей появился интерес к окружающему миру, повысилась познавательная способность, способность выполнять действия с раздаточным материалом, обогатился словарный запас детей.