Елена Лисицкая
План по самообразованию учителя-логопеда «Метод сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию учителя-логопеда
Цель: развитие у детей с тяжелыми нарушениями речи интереса к речевой деятельности, через использование элементов сенсорной интеграции.
Актуальность проблемы: В наше время педагоги и родители наблюдают в развитии детей, следующие особенности: отсутствие или резкое снижение мотивации к речевому общению, речевой негативизм немотивированное нежелание говорить, при наличии возможности к речи; нарушение целенаправленности и концентрации внимания; недостаточность зрительного и слухового восприятия; трудности усвоения последовательности артикуляционных движений и воспроизведения артикуляционной позы; нарушения слоговой структуры слов; трудности усвоения лексическо-грамматической стороны речи; особенности нейропсихических процессов: нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, эмоциональная лабильность, невротические реакции; невозможность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить полноценную картину окружающего мира. Отечественные и западные дефектологи, физиологи, логопеды и психологи связывают формирование речи с сенсорным развитием: набирает популярность теория «сенсорной интеграции», разработанная западным психологом, специалистом по детскому развитию Джин Айрес. Данная теория основана на системном подходе к функционированию мозга и помогает понять связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребёнка. Отечественный логопед Лынская М. И. адаптировала метод сенсорной интеграции к решению речевых задач в работе с неговорящими детьми и разработала метод сенсорно-интегративной логотерапии. Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность каждого ребёнка в осознании себя и окружающего мира, обеспечивает развитие сенсорных, моторных, речевых и познавательных возможностей у детей с ТНР, позволяет им социализироваться. Важно, чтобы при выполнении упражнений было как можно меньше принуждения, вся работа строится на интересах ребёнка и зависит от его эмоционального состояния, что соответствует требованиям ФГОС.
Публикация «План по самообразованию учителя-логопеда „Метод сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Логопедическая работа. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Работа логопеда. Логопедия
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
Задачи:
• изучить и обобщить специальную, психологическую, педагогическую литературу по теме самообразования
• пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи;
• разнообразить предметно-развивающую среду;
• включать в работу помимо «традиционных» зрительного, слухового, тактильного анализаторов, также обонятельный и вкусовой;
• познакомить родителей с элементами сенсорной интеграции;
Диагностический этап
1. Анализ диагностики развития детей- Наблюдение, анкетирование- октябрь
2. Изучение последних научных достижений, педагогического опыта и актуальной литературы по теме
-Теория «сенсорной интеграции» (американский психолог, специалист по детскому развитию Джин Айрес). Системный подход к функционированию мозга, связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребёнка.
„Сенсорная интеграция в диалоге“ (немецкий эрготерапевт Улла Кислинг). Применение теоретических принципов теории сенсорной интеграции в конкретных ситуациях.
DIR/Floortime (американский детский психиатр, профессор Стенли Гринспен). Формирование навыков общения и мышления у детей с РАС.
M.A.P. (Motive, Adaptive, Play) – метод активации и развития речи у детей с нарушениями развития (русский логопед Лынская М. И.) Работа с неговорящими детьми. Коррекция речи, коммуникации, поведения, сенсорной интеграции и когнитивных операций
В течение года
Прогностический этап – разработка программы исследования.
1. Провести корректировку перспективного плана с учётом ситуации.
2. Отслеживать результаты реализации поставленных задач- В течение года
Организационный этап
1. Создание развивающей предметно- развивающей среды, использование на фронтальных и индивидуальных занятиях- В течение года
Дидактическое пособие «Гномики «Звуковички»
Дидактическое пособие «Звуковой комод»
Дидактическое пособие «Круги Луллия»
Сенсорный модуль «Жаркие страны»,
Сенсорный модуль «Холодные страны,
Сенсорный модуль «Полянка»
Липучий конструктор, крышечки, прищепки, Камешки Марблс,
Природный материал (камни, веточки, шишки, орехи, каштаны, ракушки,
Крупы
Кинетический песок,
Массажные коврики для ног,
Массажные мячики,
Пластилин
Маска ночная -4 шт,
Трубочки для коктейля
Тренажеры на дыхание и сопутствующие предметы (вата, теннисные шарики и т. д.)
Трещотки (изготовлены совместно с детьми)
2. Работа с педагогическим
коллективом
-Трансляция опыта «Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя», «Логопосиделок»-сентябрь-октябрь
- Обзор развивающей предметно- развивающей среды, использование на фронтальных и индивидуальных занятиях февраль-март
-Показ (видео) совместного занятия -апрель
3. Работа с родителями-в течение года
-Фото и видеоотчет с «Интегрированных занятий», фронтальных занятий, «Логопосиделок», занятий (где использованы приемы сенсорной интеграции)
-Участие в родительских собраниях,
-Подготовка тренажеров и памяток для родителей.
Практический и коррекционный этап
1. Анализ результатов работы, затруднений.
2. Отслеживание динамики самообразования- апрель – май
- Провести мониторинг и сравнить с результатами начала года.
- Провести самоанализ деятельности по теме.
- Скорректировать планы для дальнейшей работы
Обобщающий этап в течение года
1. Принимать участие на пед. часах, РМО.
2. Проанализировать и дать оценку результатам работы за год.
3. Представить результаты работы на педагогическом совете
Результаты работы за год: изучена литература, пройдено обучение по краткосрочной образовательной программе: «Сенсорная интеграция», Сертификат № В / 40322, дата выдачи 26 марта 2021г., пополнена предметно-развивающая среда кабинета согласно плана, разработаны дидактические игры к логопедическому пособию «Гномики «Звуковички», подготовлен образец игр и упражнений для сборника, в течении года составлены и проведены восемь «Логопосиделок», два Интегрированных занятия, участие в муниципальном конкурсе видео-занятий.
Используемая литература:
1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М. : «Теревинф», 2019 г.
2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М. : Просвещение, 1988 г.
3. Улла Кислинг „Сенсорная интеграция в диалоге“
4. Лынская М. И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Методическое пособие. — М. : Парадигма, 2016 г.
Интернет-ресурсы.
5. https://sensoricinru.wordpress.com
6. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/ispolzovanie_priyomov_sensornoj_integraczii_v_korrekczionnoj_rabote_uchitelya_logopeda
7. http://logopedy.ru/portal/logoped-work/logoped-raznoe/476-ispolzovanie-prijomov-sensornoj-integracyi.html
8. https://sh2gav.edu.yar.ru/docs/logoped/sensornaya_integratsiya_v_nashey_shkole.pdf
9. https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sensornoy-integratsiya-v-korrektsii-rechi-detey-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi