Светлана Акулинина
План по самообразованию «Сказка как средство воспитания детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Утверждаю: приказом №83/Д от 29.08.2019
Заведующий МДОУ «Детский сад №20
общеразвивающего вида»
___Т. Ф. Музюкина
План работы по самообразованию по теме :
«Сказка, как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
2019-2020 учебный год
Цель:
• воспитание гуманного отношения к природе.
Публикация «План по самообразованию „Сказка как средство воспитания детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- Темочки
• формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
• развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
• участие детей в посильной деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы
Задачи:
• -формирование у детей системы знаний через сказки.
• формирование у детей трудовых навыков и умений.
• формирования у детей любви в природе.
Актуальность :
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди - это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.
Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века.
А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране - одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.
Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста, когда закладываются основные способы познания окружающей действительности, развивается ценностное отношение к ней. Необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывать у детей осознано правильное отношение к природе посредством сказок.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций.
Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста.
Пояснительная записка
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует
закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Сентябрь.
1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство экологического воспитания дошкольника» : постановка целей и задач по данной теме.
2. Консультация для родителей: «Каждому возрасту свою сказку».
Октябрь.
1. Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии детей».
Методические приё мы:
- Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко», просмотр иллюстраций
- Чтение русской народной сказки в пересказе В. Даля «Журавль и цапля»
-Консультация для родителей: «Благодаря сказке ребёнок познаёт мир»
2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.
Ноябрь.
1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.
2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.
Методические приемы:
- Чтение и пересказ детям сказки : «Заюшкина избушка».
- Чтение сказки Корней Чуковский — Федорино горе
-Дидактическая игра: «Угадай сказочного героя».
-Консультация: «Особенности чтения сказок о животных».
Декабрь.
1. Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми.
Методические приё мы:
- Чтение русской народной сказки «Снегурочка»
- Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»,
- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»
2. Консультация для родителей «Что читать детям»
3. Выставка работ (дети и родители) «Зимние забавы».
Январь.
1. Изучение темы: «Сказка как средство экологического воспитания личности ребёнка».
Методические приё мы:
-Чтение русской народной сказки «Лиса и козел»»
-Чтение сказки «Про Иванушку – дурочка»
2. Консультация для родителей: «Природа в жизни вашей семьи».
Февраль.
1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей».
Методические приё мы:
- Игра – викторина «Сказки дедушки Корнея»
- Коллективная аппликация «Чудо-дерево».
- Чтение сказки «Чудо-дерево». К. Чуковского
2. Консультация для родителей «Как читать сказку детям»
Март.
1. Изучение темы: «Природа в жизни ребёнка».
Методические приё мы:
-Чтение сказки «Дружба грибов с ягодами»
- Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
2. Пальчиковая игра «Курочка Ряба»
3. Дидактическая игра «Расскажи по картинке».
4. Консультация для родителей «Реальность сказочной жизни»
Апрель.
1. Изучение темы «Экологические сказки как средство».
Методические приемы:
--Чтение детям и пересказ сказки : «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстрации.
- Кукольный театр на столе «Гуси – лебеди»
-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
2. Консультация для родителей «У доброты есть лицо».
Май.
1. Самоанализ плана по самообразованию.
2. Выставка работ детей и родителей : «Наши любимые сказки».
Литература:
1. Николаева С. Н Программа экологического воспитания дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез,
3. Ильин И. : «Мир сказки».
4. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии»
5. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение.
6. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» Москва. «Линка-пресс».