Евгения Поздеева
Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного
развития ребенка, которое является, в свою очередь, неотъемлемым условием
успешного обучения ребенка. Уже с рождения ребенок учится воспринимать
предметы и явления окружающей среды при помощи органов чувств,
тактильных приемов.
Сенсорное воспитание - это развитие его восприятия ребенком и
формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме,
Публикация «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. От того,
как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает окружающий его мир при
помощи осязания, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько
хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и
естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Огромная роль и
значение сенсорного развития заключается в том, что оно является основой
для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение,
память, наблюдательность. В связи с тем, что ведущим видом деятельности
дошкольника является игра, именно играя, ребёнок учится осязанию,
восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. То есть, иначе говоря, игра
выступает средством сенсорного развития и воспитания.
Ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, которые
специально созданы с целью обучения и воспитания детей. Данная группа игр
направлена на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в
них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой
деятельности. Однако для играющих детей воспитательно-образовательное
значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через
игровую задачу, игровые действия, правила.
Согласно мнению А. Н. Леонтьева, дидактические игры относятся к
«рубежным играм», являясь переходной формой к той неигровой
деятельности, подготовку к которой они выполняют. Дидактические игры
способствуют развитию познавательной деятельности, мыслительных
операций, которые создают основу любого обучения. Дидактические игры в
обязательном порядке должны содержать задачи учебного характера -
обучающие задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную
дидактическую игру, но переносят ее в занимательную для детей форму.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре
зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые
диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть
внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои
имеющиеся знания. Таким образом, дидактическая игра помогает детям чему-
то научиться в легкой, непринужденной форме. Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В
отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют
одновременно два начала: учебно-познавательное и игро-занимательное. В
соответствии с этим воспитатель в одно и то же время учитель и участник
игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя. Учебно-познавательная
сущность каждой дидактической игры представлена определенными
дидактическими задачами, которые преследуют, к примеру, цели сенсорного
и интеллектуального развития детей. Наличие дидактических задач, которые
содержат обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический
характер. В педагогике система дидактических игр была создана в связи с
разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются такие
известные педагоги и психологи, как Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова
и др. В опыте сенсорного воспитания детей широко используются следующие
виды дидактических игр :
• Игры - поручения, которые основаны на интересе детей к действиям с
игрушками и предметами (подбирать, складывать и раскладывать, вставлять,
нанизывать и т. д.).
• Игры с прятаньем и поиском, которые основаны на неожиданном появлении
или исчезновении предметов, процессам их поиска и нахождения. • Игры с
загадыванием и отгадыванием, которые привлекают детей своей
неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось».
• Сюжетно - ролевые игры, игровое действие которых заключается в
изображении различных жизненных ситуаций.
• Игры - соревнования: «Кто быстрее», «Кто первый», «Кто больше».
• Игры в фанты или в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его
свойства (цвет).
Из-за наличия игровых действий дидактические игры делают процесс
обучения более занимательным, эмоциональным, помогают повысить
произвольное внимание детей, создают предпосылки более глубокому
овладению знаниями, умениями и навыками. Игра незаменима как средство
воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Поэтому игра
выступает прекрасным средством воспитания коллективных
взаимоотношений между игроками, формирует навыки взаимопомощи и
сотрудничества. Дидактические игры способствуют художественному
развитию, совершенствованию движений, выразительности речи, развитию
творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.