Бирина Танюша
Сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка остается тем более волнующим и незавершенным, чем более обсуждаемым в психолого-педагогической литературе.
Взрослый "вплетает" сказку со всем присущим ей набором образов и символов в свое эмоционально непосредственное общение с ребенком на самом раннем этапе его развития, когда ребенок еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый.
Публикация «Сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Выдающийся специалист в области русской литературы Д. С. Лихачев указывает, что на народных сказках проявился факт христианизации "низшей" языческой мифологии, связанной с воспитанием нравственного отношения к земле и друг к другу. Сказочные образы вобрали традиции, получившие оттенок христианской нравственности. В качестве примера автор приводит толоку – общий труд, совершаемый всей крестьянской общиной в пользу молодых или нуждающихся семей. Нравственный смысл толоки усиливается атмосферой общего праздника, совершенно преображающей смысл труда.
В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа : доброта как жалость к слабому, которая торжествует над животным эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее значения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного смысла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет и тогда он очень прост. Ю. Н. Давыдов находит источник этой простоты в размышлениях Л. В. Толстого: "Пытаясь в одном слове выразить то, что одновременно и придает смысл жизни, и составляет ее сокровенный смысл, Толстой произносил всегда одно и то же: любовь – как источник нравственной связи человека с миром и людьми, его окружающими".
Жизненный смысл, смысл нравственных идеалов народа отражен в сказочных образах, отличающихся предельной обобщенностью и насыщенностью. Ребенок воспринимает и переживает сказку также в виде образов, но эти детские образы просты и конкретны. Глобальные смыслы, заключенные в сказке, самостоятельной работе детской мысли и чувства недоступны, как бы ни были интенсивны его эмоциональные переживания в процессе восприятия сказки.
Немецкий психолог Э. М. Грюнелиус указывала, что форма, которая передает для взрослых понятия добра и зла, не являются образной. Мысли в такой форме не могут существовать у ребенка, их необходимо оформить образно. Если же это сделать, то получатся те самые образы, которые отражены в сказках. Сказки доказывают, как в повседневной жизни проявляется смысл различных человеческих качеств для жизни [28].
Сказка для ребенка является не просто фантазией, но особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейшие нравственные категории, в дальнейшем – мир жизненных смыслов. Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами. Этот внутренний переход возможен только тогда, когда содержание сказки прошло через сопереживания другому лицу.
Всякая сказка – это рассказ об отношениях, причем эти отношения имеют четкую моральную ориентацию. Это очень важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств ребенка. Форма изображения здесь сказочная, доступная ребенку, но именно она позволяет ребенку постичь высоту проявления чувств, их нравственный смысл.
Важным моментом нравственной действенности сказки является существование в ней магических помощников и магических предметов, способных к изменению реальности. Мгновенно преобразовывая предметы, обстановку, людей, магические помощники (иногда это волшебные животные – Серый волк, Царевна-лягушка, Щука, Сивка-Бурка) раскрывают скрытые, невидимые глазом свойства предметов и явлений. Как отмечает В. Т. Кудрявцев, "сказка всегда обнажает точки роста человеческих возможностей и способностей, а значит – и точки роста человеческой культуры. Она аккумулирует те духовные механизмы, которые пребывают в процессе сборки. Под влиянием знакомства с миром сказки… в дошкольном детстве складывается все то, что делает человека универсальным созидателем".
Процесс самостоятельного осмысления сказки ребенком оставляет его на уровне житейского смысла и не раскрывает подлинной их нравственной сущности. Очевидно, что работу смыслообразования в процессе восприятия сказки и порождения на этой основе важнейших нравственных понятий ребенок не может совершить все сотрудничества со взрослым.
Так, Л. П. Стрелкова в своих исследованиях отмечает, что маленький ребенок сможет постигнуть силу благородного поступка, низость предательства, коварства и зла, испытать чувство любви и ненависти, конечно, из произведений искусства, которые не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, а главное – они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Именно в дошкольном возрасте происходит нравственный сдвиг, который заключается в способности мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Однако, слушая сказку, ребенок-дошкольник подходит к ее оценке с реалистической позиции. "Все воображаемые обстоятельства в сказке нужны лишь для того, чтобы предметы обнаружили свои истинные, характерные для них свойства", - отмечал А. В. Запорожец