Приложение МААМ

План работы по самообразованию «Развитие конструктивных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста»

Татьяна Пикашова
План работы по самообразованию «Развитие конструктивных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2019 – 2020 учебный год Пикашова Татьяна Владимировна

Пикашова Ирина Ивановна

Тема: «Развитие конструктивных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста в разнообразных видах детской деятельности».

Дата начала работы над темой : сентябрь 2019 года Предполагаемая дата окончания работы : май 2020 года

Актуальность темы:

Темочки:

Все дети любят играть, но не у всех, получается, делать это самостоятельно, да ещё с любой игрушкой. Подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребёнок дополняет представления об окружающем, нужно отметить, что готовые игрушки лишают ребёнка возможности творить самому. А конструктивная деятельность является идеальной формой работы педагога с воспитанниками, которая позволяет дошкольникам самостоятельно конструировать и придумывать свои игрушки в разных видах деятельности, в режиме игры. Конструирование не только любимое и увлекательное занятие для детей, но и весьма полезное, которое тесно связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребёнка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе конструирования идёт работа над развитием воображения, творчества. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Актуальность выбранной темы также обусловлена тем, что конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. В процессе конструирования дети учатся работать по показу, по образцу, по предложенным инструкциям, у них формируются умения договариваться, сотрудничать друг с другом, работать в коллективе.

Дети выполняют задания, где требуется мыслительная деятельность, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям. Речевые ситуации, возникающие в процессе создания построек и игр с ними, способствуют расширению словарного запаса, развитию дилогической и монологической речи, которая служит одним из важнейших средств активной деятельности человека. Решаются многие задачи обучения: развиваются коммуникативные навыки, совершенствуется умение обобщать и делать выводы. Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Конструирования направлено на развитие следующих процессов : Психическое развитие : формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти. Физиологическое развитие : развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз. Развитие речи : активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.

Гипотеза.

Планирование и проведение различных мероприятий с детьми, с родителями и педагогами по конструктивной деятельности, использование методической литературы, пособий, иллюстративного материала по конструированию, применение разнообразных приёмов, систематическая работа создаёт все необходимые условия для формирования интереса и развития конструктивно – технических способностей у дошкольников, познавательных действий, творчества, воображения, целеустремлённости и усидчивости. Все эти личностные качества дошкольника полностью соответствуют задачам развивающего обучения и основным положениям ФГОС ДО. Цель: Формировать у детей интерес к конструктивной деятельности, развивать технические и конструктивные навыки и умения, используя практический материал. Задачи: - повысить своё профессиональное мастерство, проанализировать методическую и художественную литературу по данной теме; - создать благоприятную развивающую предметно – пространственную среду для формирования интереса и развития конструктивных навыков и умений у детей; - расширить представление детей о деталях конструктора (кубик, кирпичик, пластина, конус); - дать представление о вариантах расположения строительных форм на плоскости; - познакомить с величиной (большой – маленький) и формой предметов; - научить детей различать основные цвета (красный, желтый, зеленый); - учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей) для обыгрывания; - способствовать приобщению детей к умению слушать, отвечать на вопросы, строить по показу, по образцу, по картинке, по желанию; - приобщать родителей к формированию у детей конструктивных навыков и умений в разнообразных видах деятельности;

План по самообразованию поможет на практике показать влияние конструктивной деятельности на развитие творческой активности и самостоятельности детей, способности к познавательным действиям, развитию интереса к конструированию и моделированию.

План работы :

Месяц Формы работы

С детьми С педагогами С родителями

Сентябрь - Диагностика детей. Цель: Определить начальные конструктивные навыки и умения детей, их отношение к конструированию.

- Беседа по теме: «Что можно построить из кубиков?»

- Чтение стихов, загадок про кубики, деревянный и пластмассовый строительный набор, конструктор «Лего»

- Изучение методической литературы по теме самообразования.

- Знакомство с программой Л. В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду» - Диагностический инструментарий составлен на основе образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы – Подбор иллюстративного материала, пособий, художественной литературы, д/ игр по конструктивной деятельности для детей. - Создание в группе развивающей предметно - пространственной

среды – «Центр конструирования». - Выступление на родительском собрании с вопросом о детском конструировании. - Консультация для родителей :

«Конструктор и дети»

- Привлечение родителей к сбору иллюстраций для изготовления альбома по конструированию.

- Предложить родителям побеседовать с детьми о деревянном или пластмассовом конструкторе. - Для чего нужен конструктор? - Что можно построить из него? - Как играть? Назвать детали конструктора (кубик, кирпичик, брусок)

Октябрь 1. Модель «Башня» из мелкого строительного материала. Цель: Развивать элементарные конструктивные навыки в процессе действия со строительными деталями, разбирать постройки, а не ломать их. 2. Модель из крупного строительного материала «Дорожка узкая», «Дорожка широкая». Цель: Развивать умение сооружать несложные постройки по показу воспитателя и обыгрывать их. Обыгрывание постройки мелкими игрушками. Приучать после игры разбирать постройки, убирать на место строительный материал, аккуратно складывая его. 3. Д/и «Выкладывание ёлочек из треугольников» из плоскостного материала. Цель: Учить правильно приставлять треугольники, чтоб получилась фигура - ёлочка. Обучение цвету – зеленый и геометрической фигуре – треугольник.

- Консультация для педагогов : «Что такое ЛЭПБУК и как им пользоваться?»

- ЛЭПБУК «Конструирование для дошкольников» - Пополнение предметно-развивающей среды группы нестандартным оборудованием для конструирования (из картона, крышек, коробок)

- Предложить родителям с детьми построить башенки, дорожки из деревянного или пластмассового строительного материала, называть детали, цвет, обыгрывать, разбирать, а не ломать постройки, аккуратно складывать на место.

Ноябрь 1. Модель: «Мебель», «Кроватка для Кати» из мелкого строительного материала. Цель: Продолжать развивать умение сооружать постройки по показу воспитателя и повысить интерес к игровым действиям. Учить обыгрывать постройку игрушками. 2. «Построй такой же» Цель: По образцу воспитателя дети строят кресло, диванчик, шкаф, предварительно отвечая на вопрос, из каких деталей состоит та или иная постройка. 3. Использование дидактического пособия «Одень Машу и Ваню». Цель: Закреплять умение детей различать и называть предметы (детали) одежды с учетом гендерной принадлежности и времени года. Формировать элементарные навыки конструирования (моделирования) методом накладывания, прикладывания. Воспитывать умение играть в паре.

- Изготовление иллюстративного материала для конструирования по образцу.

- Изготовление Д/ игры: «Одень Машу и Ваню на прогулку» (по временам года) Цель: Формировать элементарные навыки конструирования (моделирования) методом накладывания (прикладывания) деталей одежды.

- Индивидуальные консультации для родителей : «Как дома создать условия для конструирования из бытовых предметов»

- Привлечение родителей к сбору иллюстраций к изготовлению альбома для детей «Разные дома»

- Совместные игры родителей с детьми по конструктивной деятельности.

Декабрь 1. Модель «Лесенка» из мелкого строительного материала на столе. Цель: Побуждать детей к рассматриванию деталей необходимых для постройки. Учить складывать мелкий строительный материал – кубики, так чтобы получилась лесенка. Развивать фантазию и интерес к игре. Обыгрывание игрушкой.

2. Модель «Лесенка» из крупного строительного материала на полу. Цель: Учить складывать крупный строительный материал – кубики, так чтобы получилась лесенка. Развивать фантазию и интерес к игре. Учить обыгрывать постройку игрушками. 3. Использование д/игры «Платья для куколок». Цель: Учить из плоскостного магнитного материала конструировать платье. Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах (квадрат, круг). Ввести новую геом. фигуру – трапеция. Закреплять сенсорные эталоны (цвет, форма). Развивать мышление, фантазию, внимание. Повысить интерес к игровым действиям. - Изготовление базовых схем для совместных и самостоятельных строительных игр. - Консультация для родителей :

«Конструктор и дети»

- Привлечение родителей к изготовлению нестандартного оборудования (игра «КрышкоМ»)

Январь 1. Модель «Забор» из мелкого строительного материала. Цель: Развивать умение называть детали конструктора (кирпичик, закреплять основные цвета (желтый, синий, зеленый). Учить ставить кирпичик на узкую сторону. Обыгрывание постройки мелкими игрушками. 2. Модель «Горка» из крупного строительного материала. Цель: Развивать умение называть детали конструктора (кубик, призма). Закрепление модели «Лесенка» и уметь преобразовывать ее в «горку». Учить обыгрывать постройку мелкими игрушками. Слушать и понимать объяснение, развивать фантазию, побуждать детей к общению, воспитывать дружелюбие.

- Продолжение изучения программы Л. В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду»

- Привлечение родителей к сбору иллюстраций к изготовлению альбома для детей «Заборчики, горки, Лесенки»»

Февраль 1. Модель «Домик» из мелкого строительного материала. Цель: Учить вертикально на узкую сторону ставить кирпичики. Формировать понятие о геом. фигуре – призма. Продолжать развивать умение сооружать постройки по показу воспитателя и повысить интерес к игровым действиям. Учить обыгрывать постройку игрушками. 2. Модель «Автобус» из мелкого строительного материала. Цель: Выполнение постройки по образцу. Закрепление эталонов (сверху, снизу). Учить обыгрывать постройку соразмерными по величине игрушками.

- Изготовление игры по конструированию из плоскостных геометрических фигур для совместной и самостоятельной деятельности детей

- Привлечение родителей к сбору иллюстраций для изготовления альбома для детей : «Какие бывают здания и сооружения» (дома, башни, пирамиды, дворцы)

- Индивидуальные консультации для родителей : «Как дома создать условия для конструирования из бытовых предметов»

Март 1. Модель «Грузовик» из мелкого строительного материала. Цель: Закреплять умение называть детали конструктора. Учить аккуратности при работе со строительным материалом, строить сюжет для обыгрывания постройки при помощи игрушек и вспомогательных приспособлений. Развивать мышление, внимание, фантазию. Повысить интерес к игровым действиям и обыгрыванию построек. Воспитывать интерес к совместной деятельности, умение играть рядом, не мешая друг другу. Учиться аккуратно разбирать постройку и прибирать на место. 2. Модель «Гараж» из крупного строительного материала. Цель: Развивать мышление, внимание, фантазию. Повысить интерес к игровым действиям и обыгрыванию построек. Воспитывать интерес к совместной деятельности, умение играть рядом, не мешая друг другу. Учиться аккуратно, разбирать постройку и прибирать на место. 3. Модель «Машина» из плоскостного материала. Цель: Закреплять умение из плоскостного строительного материала конструировать машину. Развивать мышление и мелкую моторику рук. Учить строить сюжет для обыгрывания постройки из тех же строительных материалов.

- Изготовить плоскостные геометрические фигуры разного цвета, величины для конструирования модели «Машина» - Привлечение родителей к сбору иллюстраций к изготовлению альбома для детей «Виды транспорта»

- Индивидуальные консультации по запросам родителей

Апрель

1. «Поезд» Цель: Учить совершенствовать действия во время постройки, закрепление понятий величины и цвета. Настольный строительный материал

2. «Домик по образцу без показа» Цель: Совершенствовать основные приемы конструирования : прикладывание, накладывание, перекрытие. Напольный строительный материал

3. «Разноцветные постройки» Цель: Учить использовать разные строительные детали для различных построек Настольный строительный материал

- Стендовая информация для родителей (Знакомство с освоенными детьми схемами построек)

Май Заключительная диагностика детей. Цель: Определение уровня сформированности интереса к конструктивной деятельности. Выявление знаний и умений по конструированию.

1. Свободное конструирование Цель : Закреплять навыки конструирования, полученные в течение года. Побуждать к коллективному творчеству. Из разных строительных материалов.

2. П/и «Большие ноги шли по дороге» Цель: Сочетание двигательной активности с освоением приемов конструирования. - Выставка консультаций, наглядного материала, пособий для педагогов по конструированию.

- Фотовыставка: «Что нам стоит дом построить» - Подведение итогов работы на родительском собрании:

«Успехи наших детей»

- Рекомендации родителям: «Конструируем вместе с детьми»

Список используемой литературы:

1. Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения / Отв. ред. М. Н. Скаткин; сост. Л. Н. Литвин, Н. Т. Бритаева. - М. : Педагогика, 1987. - 400,

2. Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование» – М. : Издательский дом «Карапуз», 1993г.

3. «Развитие познавательных способностей детей в процессе дошкольного воспитания» Под редакцией Л. А. Венгера. " [ Источник: https://psychlib.ru/mgppu/vrp-1986/rpv-001.htm]

Предоставление опыта работы на следующих мероприятиях:

Предоставление плана работы по теме самообразования в методический кабинет.

Размещение материала на сайте МАОУ детский сад № 69 «Веточка»

Планируемый результат :

Составлен и проанализирован план работы по теме самообразования, подобрана методическая литература.

Подобран и изготовлен практический материал согласно плану работы по теме самообразования для «Центра конструирования», (материал для дидактических игр, иллюстрации для рассматривания и бесед, карточки по конструктивной деятельности) Дети:

интересуются разными видами конструктора;

называют детали (кубик, кирпичик, пластина, конус);

различают основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий);

называют величину (большой – маленький) и форму предметов (круг, квадрат, треугольник);

самостоятельно строят из разного вида конструктора, обыгрывают постройки сюжетными игрушками (маленькие машинки для маленьких гаражей);

Родители:

конструируют с детьми постройки из разного вида конструктора, закрепляют названия деталей, цвет, форму, величину;

проявляют интерес к совместной деятельности с воспитателем и детьми.

Форма отчё та:

Подведение итогов работы за 2019 – 2020 уч. год на родительском собрании: «Успехи наших детей»

Фотовыставка: «Юные конструкторы»

Рекомендации родителям: «Конструируем вместе с детьми»

Систематизация и подборка практического материала согласно плану работы по самообразованию (ЛЭПБУК с иллюстрациями, играми, стихами, загадками, карточками)

Публикации по теме:

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста». План работы по самообразованию ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2019/2020 УЧЕБНЫЙ ГОД Цель – развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей раннего.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания.

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» План по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» на 2018-2019 учебный год Дата и время проведения Работа.

План работы по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 168» План работы по самообразованию.

План работы по самообразованию «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста» МБДОУ ЦРР-ДС «Сказка» Педагога-психолога Кафлиной Ю. В. Тема: «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста» Цель: повысить.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: - Развитие зрительных ощущений: учить.

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» в средней группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ №15 «Ручеек»г. Ртищево Саратовской области План по самообразованию воспитателя.

План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» во второй младшей группе Перспективный план работы. Месяц Формы работы Сентябрь Оснащение С детьми С педагогами С родителями 1. Организация предметно-развивающей.

План работы по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» План работы самообразования на период с 2018–2019 гг Тема самообразования: " Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам малых.

Развитие конструктивных умений младших дошкольников Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, от того,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по самообразованию «Развитие конструктивных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 9 сентября 2019 в 21:06
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План работы по самообразованию «Развитие конструктивных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Пикашова (УИ 179271) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД