Татьяна Номейко
Развитие связной речи детей дошкольного возраста через народное творчество, сказку и театральную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”.
Сухомлинский В. А
Проблема развития связной речи и творческих способностей детей является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. К числу важнейших задач работы с детьми является формирование у них связной монологической речи. Ведь адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Публикация «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через народное творчество, сказку и театральную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Как показывает практика, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Участвуя в них дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений. Исходя из особенностей речевого развития детей, все театрализованные игры строятся на материале сказок. При выборе игр на своих занятиях я руководствуюсь рекомендациями программы коррекционного обучения, индивидуальными возможностями каждого ребенка и ставлю перед собой цель, чтобы каждая тема пронизывала все этапы работы - от развития понимания речи до умения связно рассказывать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами. В каждой театрализованной игре есть сюжетный замысел, и ролевые действия.
Сказка есть наиболее универсальный, комплексный метод воздействия в работе с детьми. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, учатся правильно и интонационно выразительно говорить. Достоинство и привилегии данного метода заключаются еще и в том, что воздействие на детей в процессе занятий облачено в сказочные одежды и у детей не возникает ощущение давления. Однако «сухое» прочтение сказок не будет иметь широкого воздействия.
Необходимо искать различные средства, которые помогут детям лучше воспринять сказку.
Дети всегда готовы играть в сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Сказка радует детей своим оптимизмом.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу.
Любимые герои становятся образцами для подражания. За время своей работы я столкнулась с тем, что многие из детей, в силу своих личностных особенностей, таких как замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложность при общении со сверстниками и взрослыми. У многих детей отмечен недостаток наблюдательности, творческой выдумки. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время. Словарный запас их ограничен и беден, речь эмоционально невыразительна, планирование высказываний затруднено, в речи используются короткие и простые предложения. Я считаю, что эмоционально раскрепостить ребенка, снять зажатость, развить связную речь можно через игру, фантазирование, сочинительство. И все это может дать театрализованная деятельность.
Как сказал Л. С. Выготский: «Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».
Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств.
2019 год – год театра, и наш детский сад «Земляничная поляна», активно включился в работу по развитию детского творчества, выразительности речи, актерского мастерства и подготовил театрализованные представления на основе народных сказок, используя различные техники исполнения (кукольный театр, драматизации, сказки-шумелки и тд.).
И дети и воспитатели с энтузиазмом работали над подготовкой мини спектаклей, рисовали декорации, шили костюмы, работали над выразительностью речи и мимикой, жестом. Итогом подготовки спектаклей стал показ сказок детям соседних групп и родителям. Все ребята волновались, но выступили достойно и получили заслуженные аплодисменты.
В дальнейшем мы решили продолжать работу, связанную с театрализованной деятельностью и попробовать свои силы в подготовке различных постановок.