Светлана Коркина
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы работы с бумагой
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы работы с бумагой»
(из опыта работы)
«Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития» говорил Л. И. Выготский.
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы работы с бумагой» размещена в разделах
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания, является гуманистическая направленность образования. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Все дети талантливы, развитие творческих способностей возможно в любом возрасте, но самым наилучшим является – детство.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времён. Даже первобытные люди украшали культовые и бытовые предметы. Одно из величайших открытий – изобретение бумаги – произошло в Китае. О видах рукодельных техник с использование бумаги можно говорить бесконечно, потому как фантазия человеческая безгранична. Чего только не делаем мы с этим благодарным материалом – и режем, и клеем, и мнём, и жжём, и рвём, и сворачиваем, и закручиваем, и размачиваем. А всё это для того, чтобы превратить плоский бумажный лист в чудо расчудесное, которым можно и глаз порадовать, и в дело применить.
Бумага один из простых, доступных материалов. Дети легко работают с бумагой, поскольку она легко поддается обработке. Если ребенку предложить разные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жесткой, различной толщины и плотности, - значит с ней можно по – разному работать. Работа с бумагой требует у детей сосредоточенности, внимания, аккуратности и сообразительности, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, находить связь с реальными предметами. В процессе работы развивается мелкая моторика рук.
В ходе традиционной системы работы с детьми по художественному творчеству я столкнулась с проблемой, почему некоторые дети с боязнью берутся за бумагу и ножницы на занятиях, а в свободной деятельности подолгу сидят и вырезывают различные фигурки, создают какие – либо композиции из бумаги, не испытывая при этом никаких затруднений?
Способствует ли развитию художественного творчества детей то, что мы, педагоги, предлагаем им сюжет будущей работы?
Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу, что при таком подходе мы лишаем воспитанников возможности проявить фантазию, самостоятельность, право выбора.
Опираясь на психолого-педагогические принципы, попыталась перестроить систему работы с детьми. С привычной для ребенка формы работы с бумагой, на необычную. Сделала акцент на работу с бумагой в нетрадиционной форме, где дети являются непосредственными участниками процесса. Они сами предлагают различные темы для работ, подбирают соответствующий материал, могут поспорить и принять единое решение. Все это позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений, и тем самым вызвать интерес у детей. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности : восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе работы с разными видами бумаги и разными материалами.
В поисках новых методов я обращалась к разным авторам: С. А. Новицкой, Н. Г. Пищиковой, Г. Н. Давыдовой, Н. В. Дубровской, и разработала свою систему в работе с детьми по нетрадиционным методам и способам работы с бумагой, опираясь на возрастные особенности.
Первое – развитие творческих способностей, создание эстетической среды.
Второе – отношение детей к продуктам своей деятельности.
Третье – развитие коммуникативных навыков работы.
Четвертое – содружество педагога и ребенка.
Пятое – дальнейшая успешная адаптация в социуме, становление личности ребенка.
Учитывая, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного творчества, поставила перед собой
Цель:
-формирование познавательной активности детей дошкольного возраста и развитие творческих способностей посредством нетрадиционных форм работы с бумагой.
Для достижения этой цели, я выделила следующие
Задачи:
- дать представление о различных способах работы с бумагой с помощью ножниц и без них;
- развивать творческие способности, образное мышление;
- воспитывать эстетический вкус.
Я добиваюсь того, чтобы дети освоили как можно больше способов работы с бумагой,
чтобы у них был выбор, развивалась фантазия, воображение, мышление,
творчество; чтобы после выполненных своих работ, их счастливые глаза сияли,
сверкали, раскрывалась их душа. Научившись выражать свои чувства, ребенок
начинает понимать лучше чувства других, учится преодолевать робость, страх перед
тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получается красиво.
Приобретая знания, ребенок будет не только развиваться, но и адаптироваться
к жизни, к школе.
Анализ мониторинговой работы по данной теме позволил констатировать следующее,
что показатели, достигнутые благодаря системной творческой деятельности детей
и педагога по развитию творческих способностей детей через нетрадиционные
формы работы с бумагой привели к повышению творческих способностей детей и
позволили достичь положительных результатов.
Мониторинг детей по нетрадиционным
методам и формам работы с бумагой (на конец года)
% 2016-2017 уч. г 2017-2018 уч. г 2018-2019 уч. г
Низкий
% 34 18 7
Средний % 42 39 22
Высокий % 24 57 71
Развитие личности, как пишет психолог, Л. В. Выготский – «Специфический механизм, где взрослый играет уникальную роль: он, как садовник, подготавливает почву, создает условия для этого». Одно из важнейших условий созданная атмосфера, побуждающая ребенка к творчеству и эстетическая среда в детском саду, я в своей группе изменила ее, создала условия для самостоятельного творчества и экспериментирования с бумагой, предоставив детям как можно больше разнообразия бумаги.
Любая работа, поделка выполненная ребенком,- это его труд, в который вложено много старания, усилий, терпения, времени. Это является следующим условием развития художественного творчества детей и отношение окружающих к продуктам детского творчества. Как правило, дети не равнодушны к своим продуктам деятельности, они берегут их. Особое значение имеет для ребенка, если его работа вывешивается или выставляется в группе, выбирается в подарок малышам, для выставки в зале. Выбор детской работы укрепляет веру ребенка в свои силы, повышает желание творить дальше, экспериментировать с бумагой.
Важным условием творческого развития детей являются условия, при которых задается общее направление в действиях педагогов ДОУ, детей и родителей.
С педагогами ДОУ я делюсь своим опытом работы, провожу мастер – классы, знакомлю с новинками литературы.
Не остаются в стороне и родители. Родители – это взрослые дети. Они с радостью приходят к нам в ДОУ, участвуют в выставках, принимают активное участие в мастер – классах, делятся своим опытом.
Мой опыт работы ориентирован на формирование положительной самооценки ребенка, уверенности в собственных возможностях, через сотрудничество детей и педагога, в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Показателем эффективности творческой деятельности детей дошкольного возраста является результативное участие воспитанников в различных творческих конкурсах.
Идеи, наработанные в ходе реализации опыта работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы работы с бумагой» стали базой для разработки моей авторской образовательной программы кружка «Бумажная фантазия» (дополнительное образование)
Область программы «Художественно – эстетическое развитие»
Наравление: прикладное творчество.