Надежда Пуртова
План-конспект занятия: Дифференциация звуков в словах, фразах
▼ Скачать + Заказать документы
Этап: Дифференциация звуков в словах, фразах
Цель: Учить различать звуки [ с ] и [ ш ] на слух, в произношении; Развивать сложные формы фонематического анализа; Упражнять в классификации предметов; Ориентировка в пространстве.
Оборудование: Предметные картинки разрезание буквы [ с ] и [ ш ]; Карточки-символы; Фланелеграф, рисунки животных и птиц и их следы.
Ход занятия
Публикация «План-конспект занятия: Дифференциация звуков в словах, фразах» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Логопед: Напротив меня встанет тот, у кого имя начинается с гласного звука. (Аня)
Логопед: Справа от Ани встанет тот, у кого имя начинается с песенки водички. (Слава)
Логопед: Слева и справа от ребят встанут те, у кого имя состоит из двух частей. (Ваня, Таня)
Логопед: Сегодня мы будем учиться различать звуки [ с ] и [ ш ]. Узнаем, кто из вас самый внимательный. Посмотрите на картинку. Что на ней нарисовано?
Ребенок: Шарик.
Логопед: Летит воздушный шарик, вдруг подул сильный ветер. Наш шарик полетел быстрее. Покажите, как подул ветер?
Дети: Ш-ш-ш.
Логопед: Летел, наш шарик, летел нечаянно задел за ветку и лопнул, упал в ручеек, водичка в ручейке, пела свою песенку.
Ребята, спойте песенку водички.
Дети: С-с-с.
Логопед: Расскажите, в каком положений находятся губы, зубы, язык, когда произносится звук [ с ] и звук [ ш ].
Ребенок: Когда мы говорим звук [ с ] губы улыбаются, зубы «заборчиком», язык упирается в нижние резцы, воздушная струя проходит по желобку на середине языка, она холодная. Голосовой моторчик - молчит.
Ребенок: Звук [ с ] согласный, глухой.
Ребенок: Когда мы говорим звук [ ш ], у нас губы «окошечком», зубы - «заборчик со щелью», язык «ковшичком», за верхними резцами. Воздушная струя теплая. Голосовой моторчик молчит, значит согласный [ ш ] глухой.
Логопед: Ребята, скажите, чем отличаются эти звуки?
Ребенок: При звуке [ с ] язык упирается в нижние резцы посредине языка проходит канавка. А при звуке [ ш ] язык «чашечкой», находится за верхними резцами.
Ребенок: А еще звук [ с ] и звук [ ш ] отличаются тем, что при звуке [ с ] струя воздуха холодная, а при звуке [ ш ] - теплая.
Логопед: Вы правильно назвали отличия звуков [ с ] и [ ш ]. А чем они похожи?
Ребенок: Звуки [ с ] и [ ш ] согласные, глухие.
Логопед: Правильно. Теперь мы поиграем в игру «Кто внимательный?» (Логопед поочередно показывает детям карточки-символы, дети соответственно произносят звуки [ с ] и [ ш ].
Логопед: Молодцы! Все безошибочно произносили звуки. Ребята, у вас на столах лежат конверты с заданием «Сложи правильно букву». Эти конверты прислали Соня и Алеша.
(Ребята составляют по образцу букву ш и с)
Логопед: А теперь немного отдохнем.
Физкультминутка
Ша-ша-са
Ша-ша-са
На цветок летит оса (Взмахи руками)
Шо-шо-со
Шо-шо-со
Пьет оса душистый сок (Присесть)
Шу-шу-су
Шу-шу-су
Отгоняю я осу (Взмахи руками от себя)
Ши-ши-сы
Ши-ши-сы Улетела!
Нет осы! (Развести руками)
Логопед: А сейчас поиграем в игру «Наоборот».
Я буду говорить слоги со звуком [ с ], а вы замените звук [ с ] на [ ш ].
Са-са-са - Ша-ша-ша
Со-со-со - Шо-шо-шо
Су-су-су - Шу-шу-шу
Аш-аш-аш - Ас-ас-ас
Ош-ош-ош - Ос-ос-ос
Уш-уш-уш - Ус-ус-ус
Логопед: Молодцы! А теперь [ с ] заменим на [ ш ] в словах;
Логопед --- Ребенок
Вас --- Ваш
Посол --- Пошел
Масса --- Маша
Усы --- Уши
Нос --- Нож
Мыс --- Мышь
Басня --- Башня
Рос --- Рожь
Логопед: А сейчас заменим звук [ ш ] на [ с ]:
Логопед --- Ребенок
Кашка --- Каска
Шутки --- Сутки
Мишка --- Миска
Шитый --- Сытый
Каша --- Касса
Ножки --- Носки
Машка --- Маска
Логопед: Хорошо справились. У нас сегодня гости: Соня и Алеша. Давайте подарим картинки нашим гостям.
(У детей на столах предметные картинки: сумка, маска, носки, стул, санки, стол, кошка, мишка, шапка, пушка, машина, шайба)
Ребенок: Я подарю «санки» Соне, потому что в слове «санки» есть звук [ с ]. (Ребята размещают рядом с Алешей и Соней).
Логопед: Гости остались довольны вашими подарками. (Логопед показывает картинку)
Логопед: Эту девочку зовут Саша. Что она делает?
Ребенок: Ест сушку.
Логопед: Давайте заучим чистоговорку.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Любит сушки наша Саша,
Сушки - это вам не каша! (Ребята проговаривают чистоговорки).
Логопед: Ребята, давайте отправимся в осенний лес. Как красиво вокруг. Посмотрите, а на земле следы. Давайте поиграем в «следопытов». Каждый кто по следам обнаружит животное или птицу подробно рассказать где его нашел.
Ребенок: Я шел по следу и нашел Мишку под сосной.
Ребенок: Я шла по следу и нашла сороку на кусте.
Ребенок: Я шла по следу и нашла на опушке леса кошку.
Ребенок: Я шел по следу и нашел за кустом мышку.
Логопед: Молодцы» Вы хорошие следопыты.
Ребята! Какие звуки мы учились различать?
Ребенок: Мы учились различать звук [ с ] и [ ш ]. (Дети показывают рукой)