Елена Макаренко
План-конспект совместной образовательной деятельности с детьми 5–6 лет «Волшебный магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
План - конспект
совместной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет
Тема: «Волшебный магнит»
Цель: формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности по знакомству со свойствами магнита.
Задачи:
Публикация «План-конспект совместной образовательной деятельности с детьми 5–6 лет „Волшебный магнит“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Старшая группа
- Темочки
1. Систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы в ходе исследовательской деятельности; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;
2. Формировать у детей умения ставить опыты и составлять предметно-схематические модели опытов, продолжать формировать умение обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
3. Создавать условия для взаимодействия детей друг с другом в процессе исследовательской деятельности : поддерживать детскую инициативу и самостоятельность; продолжать формировать умение делиться на группы, договариваться, согласовывать свои действия;
4. Совершенствовать диалогическое общение в процессе совместной деятельности. Активизировать словарь детей – «магнит», «магнитная сила»
Оборудование: магниты, предметы (карандаши, металлические предметы, монеты, маленькие пластмассовые и резиновые игрушки, обрывки картона и бумаги, листы картона с нарисованными дорожками, стаканы стеклянные с водой, скрепки.
Методы и приемы: экспериментирование, решение проблемной ситуации, беседа, обсуждение, игра, вопросы поискового характера.
Ход ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вводная часть (мотивационный компонент)
Обращение к личному опыту детей
Мотивация. Воспитатель высыпает на стол о разнообразные магниты и уточняет представления детей об использовании магнитов в повседневной жизни, уточняет знания детей о свойствах магнита.
Дети рассматривают магниты, рассказывают о свойствах магнита притягивать металлические предметы, находят их в группе (металлическая учебная доска в группе, «Мы дежурные» и т. д)
Воспитатель спрашивает, хотят ли дети узнать больше о свойствах магнита.
Дети дают согласие на участие в экспериментальной деятельности
Основная часть. Проведение опытов.
Воспитатель предлагает детям поделиться на 3 подгруппы любым выбранным детьми способом.
Опыт № 1. Воспитатель приглашает каждую подгруппу выбрать стол. На столах лежат магниты, обрывки картона, бумаги, карандаши, металлические предметы, маленькие пластмассовые и резиновые игрушки, игрушки, знаки-ориентиры «+» и «-». Около каждого стола на мольберте лист ватмана со знаками «+» и «-», фломастеры.
Воспитатель предлагает детям определить предметы, которые притягиваются и/или не притягиваются магнитом и схематично зарисовать на ватмане.
Напоминает о необходимости согласовывать действия внутри группы. Во время проведения опытов по просьбе детей оказывает помощь, одобряет их совместные действия, побуждает детей к общению в процессе реализации общего замысла
Дети делятся на подгруппы, выбрав один из способов (по желанию, по жребию и т. д.).
Дети в каждой подгруппе договариваются между собой, что все проверенные предметы они разложат на две части (кучки). К знаку «+» - предметы, которые примагнитились, к знаку «-» - предметы, которые не примагнитились. Каждый ребенок в подгруппе выбирает предмет, проводит с ним опыт и кладет к определенному знаку – ориентиру. Затем результат зарисовывают схематично на мольберте. Предметы, которые притягиваются, рисуют под знаком «+», предметы, которые не притягиваются рисуют под знаком «-».
Во время совместной деятельности дети общаются между собой.
Обобщение опыта
Воспитатель предлагает каждой подгруппе представить результаты опыта. Представитель от каждой команды представляет схему и рассказывает, какие предметы магнит примагнитил, а какие - нет. В ходе обсуждения воспитатель уточняет предположения детей, задает при необходимости уточняющие вопросы.
Выводит детей на самостоятельный вывод о том, какие предметы притягивает магнит и помогает сформулировать определение понятия «Магнит».
Магнит - это камень, который способен притягивать металлические предметы
Вводит в словарь детей понятие «Магнитная сила»
Свойство магнита притягивать только металлические предметы называется магнитной силой.
Игра «Магнит и предметы»
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Магнит и предметы», объясняет правила игры, напоминает о безопасности в ходе игры, определяет место для игры.
Дети выбирают водящего «Магнит» и ведущего.
«Магнит» стоит на середине комнаты.
Ребенок - ведущий поочередно превращает детей в предметы, называя словосочетания «деревянные кубики», «резиновые игрушки», «металлические предметы». Дети, «превращаясь в предметы» или отталкиваются от ребенка-магнита или притягиваются
В ходе игры воспитатель при необходимости корректирует действия детей.
В течение игры и после игры одобряет игру тех, кто был внимателен.
Опыт № 2
Воспитатель обращается к детям с вопросом : «Как вы думаете, может ли магнитная сила действовать через другие материалы, например, картон?»
На столах лежат картонные карточки с нарисованными дорожками и металлические монеты на каждого ребенка. Воспитатель предлагает проверить предположения детей и с помощью магнита «провести» монетку по дорожке.
Дети по нарисованным дорожкам проводят металлические монетки с помощью магнита через картон. Монетка лежит сверху на дорожке, а магнит прикладывается снизу.
Обобщение опыта
Воспитатель обсуждает с детьми результат опыта. Дети рассуждают, делают выводы о том, что магнитная сила действует через картон
Воспитатель предлагает детям придумать, как зарисовать опыт
Дети высказывают предложения. Придя к общему решению, дети зарисовывают опыт в виде схемы.
Опыт № 3
На столах стаканы с водой и скрепки на каждого ребенка.
Воспитатель предлагает решить проблемную ситуацию:
как достать скрепку из стакана с водой, не замочив рук?
Воспитатель одобряет предложения детей.
(при отсутствии предположений предлагает рассмотреть схему, на которой показано, как можно достать скрепку из стакана с помощью магнита).
Воспитатель предлагает кому-либо из детей, проявивших смекалку, продемонстрировать опыт с опорой на схему: магнит подносится к стакану на уровне скрепки. После того, как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигать магнит по стенке стакана вверх.
Ребенок проводит опыт
Воспитатель предлагает всем детям провести опыт и проверить правильность схемы. Напоминает детям о правилах безопасности при работе со скрепками
В ходе проведения детьми опыта оказывает помощь при просьбе детей.
Дети самостоятельно проводят опыт, высказывают предположения, приходят к самостоятельному заключению о том, что магнитная сила действует через стекло и воду.
Воспитатель вывешивает схемы опытов. Подводит детей к самостоятельному заключению о свойствах магнита.
Дети делают выводы:
1. Магниты притягивают металлические предметы.
2. Магнит действует сквозь стекло.
3. Магнит действует через воду.
4. Магнит действует через картон.
Рефлексия
Дети прикрепляют красные магниты на мольберт, если им понравилось занятие, и они бы хотели еще поэкспериментировать с магнитами, и синие магниты, если им было не интересно.
Воспитатель предлагает детям придумать, как можно использовать полученные знания
Дети предлагают сделать гоночную трассу с использованием магнитов, поделиться знаниями и показать опыты друзьям, когда они придут в гости и т. д.