Галина Калала
План-конспект по развитию речи в старшей группе с применением ИКТ «Многозначные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект по развитию речи в старшей группе с применением Икт «Многозначные слова».
Цель: показать значение слов в речи человека с одинаковым звучанием, но разных по смыслу.
Задачи: уточнять и обогащать словарный запас, привлечь внимание к лексическому значению слов;
развивать речь детей, любознательность;
Публикация «План-конспект по развитию речи в старшей группе с применением ИКТ „Многозначные слова“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Многозначные слова, омонимы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. умение ладить.
Методы и приемы: словесные (беседа о значении речи в жизни человека);разгадывание загадок;
наглядные: показ презентации,работа с карточками ;
практические : зарисовка предметов. имеющих разное значение.
Оборудование: проектор, ноутбук, карточки по теме «Многозначные слова»
Ход занятия.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла к вам не одна, по дороге встретились мне два мальчика : Незнайка и Знайка. Представляете, они так громко спорили и едва не подрались, я им пообещала, что вы поможете им разобраться,кто же из них прав, давайте послушаем их историю.
Незнайка :
-Ребята, ну конечно же был прав я : дело в том, что жители Солнечного города отправили меня и Знайку в магазин за покупками, список был у меня я купил ручку, кисть …
Знайка, перебивая его
-Как всегда, ты все перепутал. мы ремонт затеяли и надо было купить кисть покрасить заборчик, а ты кисть винограда купил, ручку дверную надо,а ты ручку писать вял и кран нужен водопроводный,а ты…
Воспитатель :
- Подождите, так вот в чем дело, мы попробуем с ребятами вам помочь, садитесь и послушайте. Речь человека – это очень непростое дело : сразу и не рассудишь вас, просто вас встретились очень необычные слова Мы с вами разговариваем и не задумываемся над значением каждого слово, вот у вас и получился спор. Давайте посмотрим на экран. (Воспитатель показывает презентацию («Многозначные слова»).
Слово «кисть «может обозначать и кисть для рисования или покраски, кисть –это часть руки человека, кисть может быть и вкусной, если мы говорим о винограде.
Слово «ножка» тоже многозначное : ножки есть у вас, ножки есть у стула, ножка есть и гриба.
Ответьте :
-Сколько ножек у стула, у человека, у гриба.
-То, чем мы с вами дышим и нюхаем, называется «нос», А теперь посмотрите (показывает карточки), вот «нос» у теплохода, вот «нос» у ботинка, у самолета, слово одно. а значений несколько, как мы назовем такие слова? (Ответы детей) .Правильно –многозначные.
Теперь, давайте, подумайте и придумайте свои примеры. (дети приводят примеры : глазок, коса, иголки, шляпка и другие)
Работа со словами :
1. Добавьте слово «коса»
– траву косят, девочка очень гордилась своей, как называют зайчика?.
2. Слово «иголка»
- у ежика очень колючие…., дырку в платье зашьем ….,на елочке всегда зеленые….
3. слово «сережки»
у меня в ушах золотые…., на ветке березы висят зеленые …
4. слово «гребешок»
Ходит важно петушок, на голове у него красный….,бабушка купила для волос красивый…
Физкультминутка.
Косил косец траву косой –показывают руками
Случай очень непростой.
Мы ему поможем, -приседают
Сено в кучки сложим - наклоны
Воспитатель :
-У меня для вас есть загадки:
Всегда во рту, а не проглотишь (Язык)
Правильно, давайте расскажите, что может значить это слово ( дети отвечают :язык у человека, у ботинка под шнурком, в замке деталь)
Железная рыбка ныряет, а хвост на волне оставляет. (иголки)
Дети приводят примеры иголки для шитья. иголки у ежика. иголки у ели.
Воспитатель:
-Дорогие наши Незнайка и Знайка, помогли мы вам разрешить спор, теперь вы понимаете, что вы были оба правы. Просто вы немного не поняли просьбу ваших друзей.
Итог занятия.
-Давайте выучим такие стихи:
Есть многозначные слова,
Жизнь интересами полна.
На радость нам она дана,
Вперед идем мы с ней, друзья!
Молодцы, а теперь я хочу узнать,как вы запомнили, что такое многозначные слова, нарисуйте, пожалуйста, на бумаге примеры таких слов.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки и просит объяснить их значение.
-А теперь подарите свои рисунки на память Незнайке и Знайке.