Валентина Якуткина
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе «Однозначные и многозначные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: 1. Серьёзное внимание уделять на всех уроках повторению и закреплению материала прошлых уроков, используя при этом различные формы и методы.
2. Работу над новой темой планировать с первой минуты, постепенно увеличивая степень сложности заданий.
3. Насыщать материалом, требующим разумной и мыслительной активности, активизируя при этом детей на самостоятельный поиск.
4. Предусматривать на уроке межпредметную связь, развивая при этом языковую эрудицию школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
5. Учить детей находить орфограммы в словах и грамотно их объяснять.
Ход:
Публикация «Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе „Однозначные и многозначные слова“» размещена в разделах
- Многозначные слова, омонимы
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
I. Работа с текстом к блоку «Как устроен наш язык»
А)
1. Записи при помощи транскрипции [ ] :
а) 1-ый звук в слове ёлка [ ]
б) 2-ой звук в слове яма [ ]
в) 4-ый звук в лове тень [ ]
2. Подчеркни слова с суффиксом-ик
Дож [ик]
Дубоч [ик]
Винт [ик]
Лист [ик]
Листоч [ик]
3. Запиши буквами в два столбика слова с разделительным «ь» и с разделительным «ъ» знаком.
[плат, й, э]
[вй, эхал]
[в, й, уга]
4. Обведи кружочком правильный вариант ответа:
а) может ли в слове быть два гласных звука и два слога?
б) может ли в слове быть два гласных звука, звук [й] и три слога?
в) может ли быть в слове два гласных звука и три слога?
Б) в это время три ученика работают у доски
1 карточка
-О какой ягоде рассказывает народ в колыбельной песне?
1) измени формы этого слова
2) подбери к слову родственные или однокоренные слова. При помощи, каких частей слова образовались новые слова, выдели.
2 карточка
М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный»
-Что смотрит тихо в колыбель твою?
-Записать транскрипцией и буквами это слово.
-Определить количество букв и звуков в этом слове
-Объяснить лексическое значение слова.
(месяц-небесное тело. [м, эс, иц ] - месяц-5б. ,5 зв.)
3 карточка
Решить задачу:
В году 12 месяцев. 1/4 часть составляет каждое время года. Сколько месяцев в каждом времени года?
-Объяснить лексическое значение слова.
(месяц-единица исчисления времени, равная1/12 части года)
В) Проверяем задания:
-Дети определяют, что слово месяц-многозначное. В каком значении слово месяц употребляется во 2 задании, в 3 задании?
-Чем пользовались при определении лексического значения слова?
Физминутка.
II.
-Ребята, какое же время года пришло?
-Зима.
-Назовите зимние месяцы.
(учитель записывает их на доску. Дети записывают их в тетрадь. Пишем грамотно)
-Определяем количество звуков и букв.
Декабрь-7б., 6зв.
Январь-6б. ,6зв.
Февраль-7 зв. ,6зв.
-Что общего в этих словах? (все слова словарные, м. р.)
-Какие месяцы схожи по количеству звуков, букв?
-Какой месяц отличается?
-Какое время года наступило?
-Весна.
-С каким прекрасным праздником она вступила в свои права?
(8-ое марта-международный женский день)
-стр. 91 «Литературное чтение» стих «Март», откройте, читаем.
-Как поздравил мальчик свою маму?
-А теперь составим предложение о том, что подарил сын маме.
-Записать предложение с комментированием.
- Найдите и подчеркните главные члены предложения?
(Саша подарил маме ветку вербы)
- Что такое верба?
(дерево или кустарник с пушистой почкой)
-Какое слово верба? Однозначное или многозначное?
-Однозначное
-Я просила вас посмотреть в «Толковом словаре» значение слова ветка?
-Зачитайте. Однозначное оно или многозначное?
-В каком значении слово ветка употребляется в стихотворении «Март»?
III.
1. Работа в тетради.
«Пишем грамотно». Самостоятельная работа.
Стр47№2
-Выделяли ту часть слова, в которой пропущена буква. Запиши проверочные слова, вставь буквы.
-Объясни орфограмму в словах. Используя памятку.
2. Работу по учебнику (2 часть)
Стр. 34 №2 (усно)- использовать толковый словарик (в конце учебника) Показать детям «толковые словари», которыми могут пользоваться в библиотеке.
3. Работа на стр. 120 «Толковый словарик»: найдите однозначные слова, многозначные.
-Прочитайте лексическое значение слов.
-Остановимся на многозначных словах: капля, каша.
-Я просила вас найти пословицы об этих словах.
- Объясните, как вы их понимаете?
-Какие же слова называются однозначными, многозначными?
-Вспомните правило (стр. 26)
IV.
Домашнее задание.
-Ребята, скажите, как называется газета, по которой мы работаем на уроках литературного чтения?
- «Пульс Поволжья».
-Её читают только жители Самарской области?
-Нет, её читают в 40 городах России.
-Как называется страничка, по которой мы работаем?
- «Детский мир».
-Как зовут героя этой страницы?
-«Пульсик»
-Как вы понимаете слово пульс?
(зачитайте)
-Чем пользовались?
(Толковым словарем)
-А теперь объясните название «Пульс Поволжья» (сердце)
-Наша страничка «Пульсик» (маленькое сердечко)
-Выполните задание, которые нам предлагает кот Пульсик.
-Найдите в заданиях однозначные и многозначные слова, объясните значение слов, используя «Толковый словарь».