Анна Угрюмова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Волшебник слова — Самуил Яковлевич Маршак»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Вызвать интерес к творчеству С. Я. Маршака.
Задачи.
1. Расширять и закреплять знания детей о жизни и творчестве С. Я. Маршака.
2. Развивать речь детей, воображение, умение сравнивать, рассуждать и высказывать своё мнение
3. Активировать словарь детей за счет подбора слов прилагательных.
4. Интонационно - выразительно читать стихотворение, чётко проговаривая все звуки и сопровождать речь движениями.
5. Учить проводить аналогии между жизнью поэта и его произведениями.
6. Побуждать детей анализировать поступки героев.
Ход занятия.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Волшебник слова — Самуил Яковлевич Маршак“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Маршак С.Я. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Показать детские портреты С. Я. Маршака. Сегодня мы поговорим об этом чудесном мальчике. Кто-нибудь узнаёт, что это за поэт? Показываем портрет писателя. Да С. Я. Маршак, как и все люди, тоже был когда - то маленьким и родители звали его просто Сёма. В маленьком Самуиле было столько энергии, что ходить он просто не мог, он бегал. Вихрем пролетая, он успевал всё заметить, увидеть и даже потрогать, но, к сожалению, не успевал как должно поставить на место. Поэтому за Сёмой оставался шлейф разбитых и опрокинутых вещей. Он был везде и всюду.
Мне маленький Самуил очень напоминает одного героя из стихотворения С. Я. Маршака, которое мы недавно читали. А вам он кого-нибудь напоминает? … Да конечно это Пудель – он тоже очень энергичный, неугомонный шалун и я думаю, что это стихотворение Самуил Яковлевич написал, вспоминая своё детство.
Давайте попробуем сравнить маленького Сёму с ещё одним героем из стихов С. Я. Маршака, послушайте, сравните и подумайте, какое произведение он мог написать, вспоминая свою неугомонность перед сном. Вот так он пишет о своём детстве
Неужели я тот же самый,
Что в постель не ложась упрямо,
Слышал первый свой громкий смех
И не знал, что я меньше всех.
И всегда-то мне дня было мало,
Даже в самые долгие дни,
Для всего, что меня занимало, -
Дружбы, драки, игры, беготни.
"Неужели я тот же самый
Какого героя вам напоминает этот факт из жизни поэта? Мышонка из «Сказки о глупом мышонке» и «Сказки об умном мышонке».
А сейчас давайте с вами вспомним стихотворение «Мяч» и разомнёмся. Фмзкультминутка (смотри приложение таблица)
У С. Я. Маршака есть не только забавные и смешные произведения, но и серьёзные. Показать иллюстрации к стихотворению «Рассказ о неизвестном герое». Узнаёте кто это? Неизвестный герой.
Что же он такого сделал. Что стал героем?
Предлагаю вспомнить, событие по порядку, и что при этом чувствовал и переживал наш герой.
Как наш герой узнал о беде? … Что он подумал? … Почему он так подумал? … Были ли там ещё люди? … Почему никто из них не решился спасать девочку? … Долго ли думал герой?.
Даром минуты одной
Не теряя,
Бросился парень
С площадки трамвая –
Автомобилю
Наперерез –
И по трубе
Водосточной
Полез.
На какой этаж нужно было подняться? … это высоко? … легко ли залезть было нашему герою? … какие строки это подтверждают?
Надо ещё
Подтянуться немножко.
Парень,
Слабея,
Дополз до окошка,
Встал
Задыхаясь в дыму,
На карниз,
Девочку взял
И спускается вниз.
Обобщим: парень только что поднялся на 5 этаж. Руки, ноги устали, встав на карниз он задыхается в дыму, у него на руках девочка. Карниз узкий устоять на нём тяжело, а находится он очень высоко. Что испытывает герой в этот момент.? … Страх за жизнь девочки, одно неверное движение, и они оба могут погибнуть. Да ему наверняка страшно, но он не даёт страху овладеть собой. Он спокойно, осторожно и чётко действует. В его движениях чувствуется сила, ловкость, уверенность. Что придаёт ему уверенность? … он занимается спортом. Знак ГТО означает, что он умеет хорошо подтягивается - сильный, выносливый и быстрый. Это и даёт ему уверенность в том, что он сможет спасти девочку в этих экстремальных условиях. Послушайте, как автор пишет
Шаг. Остановка.
Другой. Остановка.
Вот до балкона
Добрался он ловко,
Через железный
Барьер перелез,
Двери открыл –
И в квартире исчез…
Плечистый и крепкий парень конечно молодец. Давайте подумаем, нужна ли была этому парню слава, известность? …
Какие строки подтверждают это
Парень вскочил
На подножку трамвая,
Тенью мелькнул
За вагонным стеклом,
Кепкой махнул
И пропал за углом…
Давайте с вами проследим от начала произведения, какие качества проявил этот молодой человек.
Даром минуты одной
Не теряя,
Бросился парень
С площадки трамвая –
Автомобилю
Наперерез –
И по трубе
Водосточной
Полез.
Решительность, добродушие, смелость….
Парень,
Слабея,
Дополз до окошка…
…Задыхаясь в дыму…
Еле стоит
На карнизе нога….
Как осторожно
Он шёл по карнизу…
Шаг. Остановка.
Другой. Остановка.
Вот до балкона
Добрался он ловко,
Через железный
Барьер перелез,
Двери открыл –
И в квартире исчез
Выносливость, сила воли, смелость, ловкость, спокойствие, выдержка.
Рыжий от ржавчины
Весь в синяках,
Девочку
Крепко
Держал он в руках.
Тенью мелькнул
За вагонным стеклом,
Кепкой махнул
И пропал за углом.
Заботливый, скромный
Яков Михайлович - отец Самуила Маршака всю жизнь очень любил книги, литературу и знал несколько иностранных языков.
Его мать Евгения Борисовна Маршак (урождённая Гиттельсон). С детских лет и на всю жизнь была она влюблена в литературу. Эта любовь к чтению от родителей передалась и их детям. Детей в семье было шестеро. Трое из них стали известными писателями, а известность второго сына - Самуила – перешагнула границы страны и прославила его во всём мире. Книга в семье Маршаков была любимым другом, и стихи рано вошли в жизнь будущего поэта. "Я любил в детстве смешное и героическое, - писал впоследствии Маршак. "Сочинять стихи начал лет с четырёх. К одиннадцати годам я написал уже несколько длиннейших поэм ".
Давайте мы сейчас вспомним, кто какие читал стихи или сказки Маршака. И по очереди будем называть его произведения, но условие не повторяться. (по возможности показываем книжки с произведениями, которые называют дети)
Ребята вы у меня такие умнички, если б вы знали, как приятно вас слушать. Вы так много знаете стихов С. Я. Маршака, что у меня родилась идея: давайте с вами подготовимся, выучим стихи нашего любимого поэта и проведём литературный вечер, посвящённый С. Я. Маршака.
Приложение-таблица "Мяч"
Мой весёлый, Имитируем отбивание мяча правой и левой рукой.
Звонкий мяч.
Ты куда помчался Руки на пояс подскоки
Вскачь?
Жёлтый,
Красный, Прыжки
Голубой,
Не угнаться за тобой Присели, имитируем рукой отбивание мяча от пола вверх в диагональ правой и левой рукой
Я тебя ладоньюхлопал. Имитируем поочерёдное отбивание мяча пр/лев. рукой
Ты скакал и звонко топал. Подскоки и топотун
Ты пятнадцать раз подряд Трижды поочерёдно выставляем натянутую ладонь с растопыренными пальцами
Прыгал в угол и назад. Выпрямляем и сгибаем руки,
А потом ты покатился
И назад не воротился. Моталочка
Покатился в огород, Натянутые ладони с растопыренными, согнутыми пальцами
Докатился до ворот, Имитация ворот натянутые ладони пальцами друг к другу.
Подкатился под ворота, Правая ладонь ныряет под левую ладонь.
Добежал до поворота. Два пальца пр. руки бегут по воздуху, заворачивая за левое плечо
Там попал под колесо. Показываем круг
Лопнул, Ударяем тыльной стороной ладони об ладонь.
Хлопнул Хлопок.
Вот и всё! Разводим руками, пожимая плечами