Наталья Яицкая
План-конспект по развитию речи в старшей группе (5–6 лет) «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект по развитию речи в старшей группе (5-6 лет) на тему «Золотая осень»
Цель: развитие интереса к художественной литературе, приобщение детей к
восприятию поэтической речи.
Задачи:
Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях устанавливать простейшие связи между ними; обобщить сведения об осени; учить внимательно слушать поэтическую речь; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
Публикация «План-конспект по развитию речи в старшей группе (5–6 лет) „Золотая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающая : развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.
Здоровьесберегаюшая: создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,
Практические: дидактические игры и упражнения.
Словарная работа: желтеют, моросит, листопад, сухими, солнце, листья.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах, целевые прогулки на природу.
Материал: Фланелеграф; картинки с признаками осени, мяч, осенние листья, веточка рябины, запись «Времена года», картинки на осеннюю тему.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель в костюме осени заходит в группу и показывает веточку рябины.
- Здравствуйте, ребята! Вы отгадали кто я? (Осень)
- Посмотрите, что я вам принесла в подарок? (веточку рябины)
Ребята, передавая по кругу веточку рябины, рассматривают её.
- Какое время года нам напоминает эта веточка?
- Какие приметы осени вы знаете? (Становится холоднее, желтеют, затем опадают с деревьев листья, перелётные птицы улетают на юг, дни становятся короче, зимующие звери и птицы делают заготовки на зиму)
- Молодцы, ребята!
2. Игра с мячом.
- Ребята, давайте встанем в кружок. У меня есть волшебный мяч, кому я брошу, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний листик.
Воспитатель: - листья осенью (что делают) –
1 Ребё нок: Листья осенью желтеют и опадают.
Воспитатель: - Дождь осенью (что делает) –
2 Ребё нок: Дождь осенью моросит, идет.
Воспитатель: - урожай осенью (что делают) –
3 Ребё нок: Урожай осенью убирают.
Воспитатель: - птицы осенью (что делают) —
4 Ребё нок: Птицы осенью улетают.
Воспитатель: - деревья осенью (что делают) —
5 Ребё нок: Деревья осенью роняют листья.
Воспитатель: – звери осенью (что делают)—
6 Ребё нок: Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
3. Чтение рассказа Виталия Бианки «Сентябрь»
Звучит запись «Времена года».
Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Подошёл первый месяц осени. У осени своё рабочее расписание, как у весны, только наоборот. Она начинает с воздуха. Высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. В том месте, где черешок сидит на ветке, образуется дряблый поясок. Даже в безветренный, совсем тихий день вдруг оборвётся с ветки тут - жёлтый берёзовый, там - красный осиновый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнёт по земле.
Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши у себя в дневнике: «началась осень». С этого дня, вернее с этой ночи, потому что первый заморозок всегда бывает под утро, - всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры-листодёры, не сорвут с леса весь роскошный летний наряд.
Исчезли стрижи. Ласточки и другие летовавшие у нас перелётные собираются в стаи - и незаметно, по ночам, отбывают в дальний путь. Воздух пустеет. И холодеет вода: больше уж не тянет купаться…
И вдруг - как память о красном лете - устанавливается вё дро: тёплые, ясные дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки… И радостно блестит в полях свежая молодая зелень.
- Бабье лето стаёт, - улыбаясь, говорит народ, поглядывая на жизнерадостную озимь. В лесу всё готовится к долгой зиме, вся будущая жизнь надёжно прячется, тепло укутывается - все заботы о ней прерваны до весны.
Одни зайчихи никак не могут успокоиться, всё ещё не могут примириться, что лето прошло; опять принесли зайчат! Листопадничков. Появились тонконожки-опёнки; лето кончилось.
Вопросы детям:
Ребята, какие краски у осени? Какие краски у дождя?
Какое небо осенью?
Как изменился лес осенью? Поляна? Молодцы, ребята!
- Ребята, сейчас я взмахну своей волшебной палочкой и вы превратитесь в грибы, деревья и ягодки.
4. Подвижная игра «Гриб, дерево, ягодка»
Дети бегают врассыпную по комнате, помахивая руками, как крыльями. Когда ведущий говорит: «Гриб!»- дети приседают; «Дерево!»- замирают, подняв руки вверх; «Ягодка!»- встают на колени и поднимают сцепленные в замок руки вверх.
5. Пальчиковая игра «Осенние листья».
- А для следующего задания нам надо размять свои пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибаем пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Листья берёзы, (Загибаем пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («Шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
6. Практическая часть: Дидактическая игра: «Составь картину осени».
- Итак, посмотрите, у нас есть фланелеграф и различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, облака. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года. Воспитатель предлагает составить осеннюю картину. (Дети оставляют картину осени).
Итог занятия
Вот наше занятие подошло к концу, Вы очень порадовали меня, вы так много знаете обо мне, скажите, ребята:
Какое произведение мы прочитали? (Виталия Бианки «Сентябрь»)
О каком времени года мы говорили на занятии? (осень)
Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Что бывает только осенью? (отлет птиц, листопад, сбор урожая.)
Что понравилось на занятии?
Молодцы, ребята всем спасибо!