Бурыкина Евгения
План-конспект занятия по постановке звука [р’]
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Постановка звука [р ’].
Задачи: добиться правильного звучания изолированного звука [р’ ]; развивать фонематический слух; воспитывать навыки адекватной самооценки.
Оборудование: предметная картинка маленького тигрёнка.
Ход занятия:
I. Организационный момент
- Здравствуй Даня! Я вижу у тебя хорошее настроение! Значит, ты настроен на активную работу на занятии!
II. Объявление темы занятия
Публикация «План-конспект занятия по постановке звука [р’]» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
- Ты научился правильно произносить твердый звук [р], т. е. как рычит большой тигр, а сегодня мы попробуем научиться правильно произносить мягкий звук [р], т. е. как рычит маленький тегренок. Но для сначала мы начнем с разминки.
III. Разминка
Актикуляционная гимнастика:
- упражнение «Часики», «Маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.
- упражнение «Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
- упражнение «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
- упражнение «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
- упражнение «Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
- упражнение «Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Изолированное произношение звука [р]
- Даня, как рычит тигр? (р-р-р-р-)
- А теперь произнеси этот звук длительно на одном выдохе громко и тихо.
IY. Описание артикуляционного уклада при произношении звука [р ]
Губы – занимают положение как при произношении звука [и];
Зубы – разомкнуты;
Язык – передняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу (примерно как при гласном [и], кончик языка находится несколько ниже, чем при [р], задняя часть спинки языка вместе с корнем подвинута вперед;
Мягкое нёбо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
Голосовые связки – напряжены, сближены, вибрируют, давая голос;
Воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость на напряженный кончик языка и колеблет его.
Y. Постановка звука.
1 прием – по подражанию взрослого – подражание рычанию тигрёнка (логопед и ребенок сидят перд зеркалом) :
- Даня, посмотри и послушай как рычит маленький тигрёнок (рь- рь-рь-рь).
- Попробуй, повтори.
2 приё м: постановка [р ] от слогового сочетания зи с несколько удленённым произнесением первого звука из слога зззи. В ходе многократного повторения слога ребёнок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам до получения акустического эффекта в сочетании с гласным [и]. После этого вводится зонд, с его помощи проводятся быстрые движения слева направа и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточный чистый звук [р ].
YI. Различение на слух изолированного звука [р ]
- Даня, я буду произносить звуки, а ты как только услышишь звук [р ] поднимешь карточку с изображением тигрёнка.
[р],[т],[к],[а],[р ],[о],[п],[г],[р ],[б],[в],[р ],[у],[д],[ы],[р ],[ж],
[з],[р ],[р],[р ],[н],[р ].
YII. Различение звука [р ] в слогах.
- Я буду называть слоги, если услышишь звук [р ] – подними карточку с тигрё нком: Ра – ри – за – ро – ло – зю – ре – та – тю – рю – ря – ну – ур – урь - ре - ко – ря – му – рё.
YIII. Итог занятия.
- Какой звук научились правильно произносить и слышать?
- Ты работал хорошо. Я тебя хвалю. Старайся правильно произносить звук [р ] и на других занятиях.