Оксана Геннадьевна Гольская
План-конспект НОД по чтению рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа». Аппликация «Дома на нашей улице»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор – составитель: Гамза Надежда Владимировна,
студентка III курса,
специальность 44.02.01. Специальное дошкольное образование,
руководитель: Гольская Оксана Геннадьевна.
Программные задачи:
Продолжение знакомства с творчеством детского писателя Николая Носова; формирование навыков построения рассуждений, умозаключений.
Развитие коммуникативных навыков: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая; развитие чувства юмора, творческого изображения.
Публикация «План-конспект НОД по чтению рассказа Н, Н, Носова „Живая шляпа“, Аппликация „Дома на нашей улице“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Дом, дома на улице города. Аппликация
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- Дом, дома. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Носов Н.Н.
- «Живая шляпа», Носов Н.Н.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Воспитание интереса к произведениям художественной литературы.
Интеграция образовательных областей:
познание, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное.
Планируемые результаты:
Проявляет интерес к художественным произведениям; может отвечать полным предложением, вступает в диалог, выслушивает мнение других, не перебивает.
Материал: Книга Н. Н. Носова; иллюстрации, бумага, кисти, клей, клеенки, салфетки, ножницы, фотографии жилых домов города.
Предварительная работа:
чтение рассказов Н. Носова, рассматривание портрета Н. Носова, рассматривание иллюстраций к рассказам.
Методические приемы:
I.Вводная часть
1.1. Чтение пословиц воспитателем
(Дети, а сейчас послушайте внимательно пословицы и объясните их смысл)
• Кто смел, тот и съел.
(Смелому достается все)
• У страха глаза велики.
(Трусливые люди всего боятся)
• Велика голова, да мозгу мало.
(Когда человек умничает, а сам он не знает нечего)
• Трусливому зайке и пенёк волк.
(Зайка настолько боится волка, что он везде ему мерещится)
1.2. физкультминутка пальчиковая «Паучок»
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.) Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
II.Основная часть
2.1. Сообщение цели
(Дети, сегодня я вам прочитаю рассказ Николая Николаевича Носова «Живая шляпа»)
2.2. Чтение произведения воспитателем
2.3. Беседа по содержанию
(Ребята, а сейчас я вам задам вопросы по прочитанному произведению)
а) вопросы к детям:
- На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая?
(Нет, под ней сидел котенок)
- Определите место действия.
(В комнате)
- Назовите героев рассказа. Кто из них главный? Почему?
(Кот Васька, Володя и Вадик. Я считаю, что главный герой рассказа это кот Васька, потому что все события связаны именно с ним)
- Кто проживал в квартире: Володя или Вадик?
(Вадик)
- Кто первый раскрыл секрет «живой» шляпы?
(Вовка)
- Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?
(Вадик)
- Каким вы представили себе котёнка в начале рассказа?
(Маленький, пушистый, серенький)
- Какие чувства вы испытывали при чтении отрывка? Почему?
(Смех, чувство жалости)
- Какие чувства испытывали мальчики при виде «живой» шляпы?
(Чувство страха)
- А почему же мы с вами не испугались?
(Мы уже знаем, что под шляпой.)
- Охарактеризуйте мальчиков. Какие они?
(Они мужественные, храбрые, побороли свои страхи)
- Почему Володя собрался уходить?
(Он испугался)
- Что его остановило?
(Потому что хотели узнать, не дергают ли ее за веревочку)
- Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой?
(Кочергу, лыжную палку, картошку)
- Кому пришла в голову идея бросаться картошкой? Почему?
(Предложил Вовка, потому что шляпа не двигалась, а они хотели чтобы она задвигалась)
- Что за секрет хранила «живая» шляпа?
(Кота Ваську)
- Как же мальчики относятся к животным?
(Доброжелательно, с любовью)
- О ком произведения Носова?
(О «живой» шляпе)
б) показ иллюстраций воспитателем
-Что изображено на картине?
(шляпа, комод, стол, стул)
-Какая шляпа?
(коричневая)
-Что вы еще видите?
(мальчиков)
-Что делают мальчики?
(сидят за столом и раскрашивают картинки)
в) словарная работа
(стрелять, плюхнулось, тресну, «живая» шляпа)
2.4. Повторное чтение отрывков понравившихся детям
(Какой вам больше всего понравился отрывок? Давайте я вам его прочитаю)
Был кот Васька, на которого упала шляпа, его, испугались дети и хотели выяснить, почему же она двигается.
2.5. Если бы мы были художниками.
Представим, что мы с вами художники и собираемся рисовать картину, на которой должны изобразить сельский домик. Стены домика уже готовы. Нам надо дорисовать остальные части дома, но в их названиях должны быть звуки «р» и «рь». Произнеси слово-название нужно так, чтобы эти звуки прозвучали четко.
Тот, кто правильно подберет слово, получает очко (кладет перед собой счетную палочку, в конце занятия подсчитаем очки и определим победителя.
-Какие части дома вы предложите нарисовать, чтобы в их названиях были звуки «р» и «рь»? (Крыша.)
-Какие еще части дома вы можете назвать? (Труба, дверь, дверная ручка, рама, крыльцо, порог, чердак, чердачное окно и т. п.)
-Из какого материала будет сделан дом? Какой он будет? (Деревянный, кирпичный.) Какой краской мы покрасим дом? (Серой, красной, розовой, коричневой.)
Если дети предложат название краски, в котором нет звуков «р» или «рь», педагог обращает на это внимание и просит быть внимательными при выборе слов.
Затем дошкольники подбирают название различных предметов, которые могут находиться в комнатах дома. (Сервант, секретер, кровать, телевизор, радиоприемник, картина, торшер.)
(обращает внимание на слово «радиоприемник»). Чем интересно это слово? --Кто догадался? Правильно, оно интересно тем, что в нем есть оба звука – и «р», и «рь».
-Кто будет жить в этом доме? Не забывайте, что надо подбирать названия со звуками «р» и «рь» (Родители, ребята.)»
Воспитатель. Подберите такие имена, чтобы в них слышались звуки «р» и «рь». (Перт Петрович, Аркадий Федорович, Вера Александровна; Сережа, Лара, Шура, Марина.)
-Что мы нарисуем около дома? (Деревья, кустарник, черноплодную рябину, боярышник, смородину, сирень.) Скажите, в названии каких растений есть звук «рь», а в каких – «р»?
-Затем подсчитывается количество счетных палочек у детей и определяется победитель.
2.6. Физкультминутка для снятия общего утомления
«Вверх рука и вниз рука»
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)
III.Заключительная часть
3.1. Сообщение цели
(Ребята, а сейчас мы с вами построим свою улицу)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукции с изображением различных домов города.
а) вопросы к детям:
- Ребята что вы видите на этих картинках? (Ответы детей).
- Какой формы дома? (Ответы детей).
- Воспитатель обсуждает с детьми, что нарисовано на этих картинках и какого цвета, размера и т. д.
Посмотрите на большом листе бумаги я нарисовала: дороги, небо, травку, но на этой картинке чего-то не хватает, чтобы получилась настоящая улица города.
-Как вы думаете, чего не хватает? (Ответы детей).
- Правильно, нам нужно построить дома, посадить деревья.
- Посмотрите, дороги тоже пустые. Давайте вместе сделаем машины.
- Дома, деревья, машины, небо и т. д. мы вырежем из бумаги.
- Но для начала нашей работы давайте разделимся на три подгруппы:
первая подгруппа - будет вырезывать дома;
вторая подгруппа - будет вырезывать транспорт;
третья подгруппа - будет вырезывать деревья, облака и солнце.
3.2. Показ выполнения
- Чтобы сделать дома, нужно взять большой прямоугольник любого цвета и полоску голубого цвета. Полоску сложить в несколько раз, а потом разложить и по линиям сгиба разрезать полоску – это будут окошки, потом взять черную полоску и срезать у нее углы с одной стороны – это будет крыша, затем детали склеить вместе и наклеить на большой лист бумаги.
3.3. Повторение детьми приемов выполнения
(Воспитатель уточняет у детей, какие приемы вырезывания использовать для достижения цели, делает акцент на соотношение величины предметов общей композиции)
3.4. Выполнение задания детьми
(В ходе занятия воспитатель напоминает, как нужно работать с ножницами и клеем. Контролирует выполнение работы детьми, соблюдение необходимой цветовой гаммы, дает советы по созданию деталей рисунка).
3.5. Индивидуальная работа
(Если требуется, объясняет и показывает детям, как вырезать деревья/Кроны деревьев вырезывают из заготовок в форме прямоугольника, а стволы частично наклеивают на кроны деревьев).
3.6. Рефлексия.
- Какой рассказ мы прочитали? Кто автор?
(Николая Николаевича Носова «Живая шляпа»)
- В какую игру играли?
(Если бы мы были художниками)
- Какую аппликацию сделали?
(«Дома на нашей улице»)
-Вам понравилось занятие?
(Да)