Татьяна Гадеева
Конспект лексико-грамматического занятия «Машины на нашей улице» для детей подготовительной к школе логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Машины на нашей улице.
Цели: 1) закрепить знания детей о наземном транспорте;
2) образование прилагательных от существительных; образование относительных прилагательных;
3) образование приставочных глаголов; употребление наречий «вправо-влево», предлогов «за-перед-между»; использование элементов логопедической ритмики;
4) закрепление навыка составления простых распространённых предложений, объединение их в рассказ с опорой на схему;
Публикация «Конспект лексико-грамматического занятия „Машины на нашей улице“ для детей подготовительной к школе логопедической группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
5) развитие логического мышления, внимания и памяти.
Оборудование:
1) предметные картинки: черепаха, человек, машина;
2) плакат с машинами;
3) картина со съёмными деталями;
4) макет местности;
5) схема-карточка для составления рассказа;
6) игрушка – машина;
7) магнитофон;
8) наборное полотно.
Ход занятия:
I. Организация начала занятия
Дети стоят полукругом около наборного полотна. На наборное полотно выставляются предметные картинки: черепаха, человек, машина.
Логопед : Что изображено на этих картинках?
Дети: Черепаха, человек, машина.
Л. : Черепаха человек - кто из них быстрее передвигается?
Д. : Человек (картинка «черепаха» убирается)
Л. : Человек-машина – а из них, что быстрее движется?
Д. : Машина (картинка «человек» убирается).
II. Постановка цели занятия :
Л. : Для чего люди изобрели машины?
Д. : Перевозить грузы и людей.
Л. : Как называются машины, которые перевозят грузы?
Д. : Грузовые машины.
Л. : Как называются машины, которые перевозят людей?
Д. : Легковые машины.
Л. : Как по-другому можно назвать эти машины?
Д. : Это транспорт.
Л. : Какие виды транспорта вы знаете:
Д. : Воздушный, водный, наземный.
Л. : К какому виду транспорта относятся машины?
Д. : К наземному.
Л. : Сегодня мы поговорим с вами о наземном транспорте. Назовите, что относится к наземному транспорту.
Дети перечисляют.
Л. : Молодцы! Скорая помощь, пожарная машина, машина полиции – это транспорт специального назначения.
III. Игра «Какая машина в какую сторону едет». (употребление наречий «вправо-влево», предлогов «за-перед-между»).
Дети занимают свои места. Вывешивается плакат с машинами, которые едут в разных направлениях.
Л. : Предлагаю поиграть в игру «Какая машина в какую сторону едет».
Л. : Оранжевый автомобиль едет влево.
Д. : Автобус едет вправо и т. д.
Далее открывается ряд машин : синий грузовик, такси, жёлтый грузовик.
Л. : Где находится такси?
Д. : Между грузовикам… Перед жёлтым грузовиком…За синим грузовиком и т. д.
IV. Игра «Ехали, мы ехали….» (образование относительных прилагательных, образование приставочных глаголов).
Л. : Как называется человек, который водит машину?
Д. : Водитель
Л. : А вы хотели бы побыть водителями? (да). Тогда поиграем в игру «Ехали, мы ехали….».
Давайте пройдём к нашим постройкам. Мы с вами строили гараж, мост, дорогу и даже речка у нас есть. Но перед тем, как начать игру, давайте вспомним: из каких частей состоит машина.
Дети перечисляют.
Л. : Кабина из железа – какая? – железная кабина. Фары из стекла… Колёса из резины - … Сиденье из кожи… Руль из пластмассы…Кузов из металла - …
Л. : В гараже стояла машина и из гаража – что сделала? – выехала. И по дороге…поехала. До речки…доехала. На мост…въехала. С моста…съехала. Речку…переехала и дальше…поехала. До дома…доехала. Дом…объехала и в гараж…въехала.
Всё это сопровождается движением машины по постройкам.
Л. : Молодцы. Мы к слову «ехала» добавляли маленькие частички «по, пере и т. д.» и получались новые слова. Давайте ещё раз их назовём…
V. Физкультурная минутка.
Логопед : Работа водителя – это тяжёлый труд. Давайте немного отдохнём.
1. Пение с движениями: «Мы – шофёры» (авторская). Под мелодию песни «33 коровы».
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Газ включаем – выключаем.
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищаю капли.
Вправо-влево – чистота.
Волосы ерошит ветер (2 раза).
Мы шофёры хоть куда.
2. Ритмическое упражнение «Капли» (М. Ю. Картушина).
- Дворники счищали капли, давайте покажем, как стучали капли по кабине.
Дети ритмично ударяют пальцами одной руки по ладошке второй.
Капля раз, капля два.
Капли медленно сперва,
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом,
Всё бегом, бегом, бегом.
3. Массаж спины «Дождь» (М. Ю. Картушина).
- Капли переросли в настоящий дождь. Дети стоят друг за другом ы выполняют массаж спины впереди стоящего ребёнка.
Дождь, дождь, надо нам
Расходиться по домам.
Гром, гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.
Град, град, сыплет град.
Все под крышами сидят.
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин.
VI. Составление рассказа «Машины на нашей улице» - по картине, с использованием загадок-описаний, с опорой на схему.
Вывешивается картина со съёмными деталями (машинами).
Л. : Ребята, как называется город, в котором мы живём?
Д. : Саранск.
Л. : Как называется улица, на которой стоит наш детский сад?
Д. : Миронова.
Л. : И на нашей улице мы можем видеть много разных машин. Если вы их правильно назовёте – они появятся на картине.
- Машина, которая спешит на помощь больным людям? (скорая помощь)
- Машина, которая помогает тушить пожары…
- Машина, поднимающая тяжёлые грузы…
- Машина, которая развозит продукты по магазинам…
- Машина, которая развозит людей…
- Машина, которая везёт на стройку песок…
Л. : А теперь давайте составим рассказ про машины на нашей улице. А поможет нам схема.
Л. : Вы должны сказать:
- В каком городе вы живёте?
- На какой улице находится наш детский сад.
- Какие машины мы видим на нашей улице.
- На какой машине вы хотели бы работать, когда станете большими, и почему?
Дети составляют рассказ с опорой на схему.
VII. Итог.
- О чём мы с вами сегодня говорили?
- На какие две большие группы делится наземный транспорт?
- Назовите машины специального назначения.
Я приготовила вам схемы, по которым мы составляли рассказ о машинах. Дома вы расскажете этот рассказ, а мамы запишут его в ваши тетради.
Литература: М. Ю. Картушина "Логоритмические занятия для детей 5-7 лет".