Татьяна Курманова
План-конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Страну льда и снега»
▼ Скачать + Заказать документы
План - конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Страну льда и снега»
Воспитатель : Курманова Т. Н.
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Зима. Зимние забавы и спорт»
Задачи:
расширять, уточнять и активизировать словарь по данной теме;
знакомить с родственными словами, учить подбирать однокоренные слова;
закреплять умение образовывать относительные прилагательные;
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
закреплять умение составлять из слов предложения, правильно согласовывать слова в предложении;
развивать мышление, внимание, память, воображения;
развивать общую моторику и мелкую моторику пальцев рук
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.
Оборудование: картина К. Крижицкого «Зимний лес», сюжетные картинки Зимние забавы детей», «Зимние виды спорта»; сани; снежок (мяч, костюм Зимы, Снежной Королевы, Снеговика.
Ход занятия.
1. Орг. Момент.
Воспитатель заходит в группу в костюме зимы.
- Здравствуйте, ребята, как вы думаете, кто пришёл сегодня к нам в гости?
Дети: зима!
В: Какие признаки зимы вы знаете?
Дети: Зимой холодно, морозно. Идет снег. Деревья стоят голые, без листьев. На ветках деревьев лежит снег.
В: Послушайте такое стихотворение
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!
В: О какой царице говорится в этой загадке? Почему зиму называют царицей? Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?
В: Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия. Да, зима – царица трех месяцев: декабря, января, февраля. Какой зимний месяц сейчас?
Воспитатель подводит детей к картине К. Крижицкого «Зимний лес»
В: Как вы думаете, какое время года изображено на картине? А почему? А какие деревья изображены на картине? По каким признакам вы это определили?
Как вы думаете, кого мы можем встретить в лесу?
Дети: Мы можем встретить белку, лису, волка, зайца.
В: А ежик и медведь могут сейчас к нам выйти из леса?
Дети: Нет, потому что они зимой спят.
В: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, в страну льда и снега. А помогать нам путешествовать будет Снежная королева, ведь её сердце оттаяло и она стала очень доброй!
Входит Снежная королева.
С. К. - Здравствуйте, ребята, я очень рада, что вы пригласили меня в гости. И я сегодня хочу поиграть с вами и узнать, что вы знаете о моей стране.
А как вы думаете, в моей Снежной стране, во что любят играть дети, когда гуляют? (ответы детей)
С. К: А теперь скажите, какие зимние виды спорта вы знаете?
Д: Фигурное катание, конькобежный спорт, хоккей, саночный спорт, лыжный спорт
С. К: Расскажите, что вы знаете про фигурное катание? (ответы детей) Про конькобежный, саночный, лыжный спорт? Как играют в хоккей? (ответы детей)
С. К: Объясните, почему так назван человек:
конькобежец
саночник
лыжник
хоккеист
фигурист
Д: конькобежец- потому что бегает на коньках
лыжник - катается на лыжах
саночник - катается на санках
хоккеист - потому что играет в хоккей
фигурист - занимается фигурным катанием
В: покажите, как дети катаются на лыжах, санках, играют в снежки, лепят снеговика, катаются на санках.
С. К: На чем мы отправимся в путешествие?
Д: На поезде, машине, лыжах.
С. К: Давайте отправимся туда на моих санях.
Дети рассаживаются в большие сани.
С. К. - Вот мы и доехали до моей снежной страны. Давайте остановимся и отдохнем.
Дидактическая игра "Доскажи словечко"
С. К: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем с этим словом. Снежная королева читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба все скользят пушинки—
Серебристые. (Снежинки.)
На поселки, на лужок
Все снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят-
Все сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка-
Эта девочка —. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри- ,
С красной грудкой. (Снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)
В: Какие слова вы добавляли?
Дети: : Снег, снежинки, снежок, снегопад.
С. К: На какое слово они все похожи?
Дети: На слово снег
В: Вспомните, как называются такие слова. (Семья слов, которые имеют общую (одинаковую) часть.)
В: Родственные слова
С. К: Какие молодцы наши дети, а какой праздник у нас впереди?
Д: Новый год!
В: А кто придёт вас поздравить?
Д: Дед Мороз!
С. К : Давайте поиграем в игру «Мороз- Красный нос»
С помощью считалочки выбирается водящий — «мороз», который стоит в центре площадки, а сбоку — его дом. Остальные игроки стоят на одной стороне площадки чертой.
Мороз: Я Мороз — Красный нос, Кто из вас решится В путь-дороженьку пустится.
Дети (хором) : Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!
После слов дети должны перебежать на противоположную сторону площадки за черту, куда «мороз» не имеет право перебегать. Расстояние от стартовой линии до финиша — 3-4 м. Кого «мороз» поймал во время перебежки -ведет в свой дом. Отмечаются те «морозы», которые за одну перебежку поймали большее количество игроков. Игра повторяется с другим «морозом».
С. К : А теперь продолжим наш путь.
Образование относительных прилагательных
В: Сейчас на улице мороз, значит погода какая?
Дети: морозная погода.
В: Впереди горка из снега. Горка какая?
Дети: Снежная горка.
В: А вот видна уже дорожка изо льда, которая ведет в Снежную страну. Дорожка изо льда, какая?
Дети: Ледяная дорожка.
Разгадывание загадок.
С. К: Вот мы и добрались до Снежной страны. К нам навстречу выходит Снеговик.
С: Я рад видеть вас, ребята в моей стране. Вы умеете отгадывать загадки? Я сейчас загадаю загадки о зиме и зимних развлечениях. Попробуйте их угадать:
В круглом окне днем стекло разбито,
К вечеру вставлено. (Прорубь)
На дворе горой, а дома водой. (Снег)
Этой палкой бей смелее,
Чтоб удар был, как из пушки,
Эта палка - для хоккея
И она зовется (Клюшка)
Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня? (коньки)
Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой (лыжи)
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки,
Дайте снег! Готовы (санки)
Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает (снеговик)
С: Послушайте, какой рассказ мне прислал один маленький мальчик. Все ли в нем правильно? Зимой дети катаются на велосипеде, играют в мяч, лепят снеговика, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость, купаются, играют в снежки.
Дети: Зимой дети катаются на санках, лепят снеговика, играют в хоккей, строят снежную крепость, играют в снежки. - Правильно. Неправильно, что дети зимой катаются на велосипеде, прыгают через скакалку, загорают, купаются.
С: Я хочу поиграть с вами в снежки, расскажите как их лепить.
Пальчиковая гимнастика, координация речи с движением
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, (Показывают круг, сжимают ладони вместе)
очень гладкий (Гладят одной ладонью другую.)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)
Раз — подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.)
Два — поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок.)
Три — уроним (Встают, роняют воображаемый снежок.)
И. сломаем (Топают.)
С. К: Ну вот и пришло время нам прощаться с вами и напоследок давайте поиграем с вами в снежки.
Дидактическая игра «Составь предложение» (с мячом-снежком)
Снеговик : Я кидаю снежок и говорю слова, кто снежок поймает, тот должен составить предложение из этих слов:
Дети, снеговик, слепить
Дети, санки, кататься, на
Снежки, играть, мальчики, в
Снежинки, падать, легкие, тихо
Мальчики, хоккей, играть, в
Девочки, кататься, коньки, на
Каждый ребенок составляет предложение из данных слов.
Дети: Дети слепили снеговика.
Дети катаются на санках.
Мальчики играют в снежки.
Тихо падают легкие снежинки.
Мальчики играют в хоккей.
Девочки катаются на коньках.
С. К: Какие вы молодцы, а ну, Снеговик, выноси всем подарки.
Снеговик выносит корзинку с медовыми шишками и раздаёт детям.