Надежда Студнева
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в страну «Посудия» для детей старшего дошкольного возраста ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Материал к занятию: лабиринты с набором букв «посуда», ворота, мяч, изображение великана и гномика с набором картинок посуды, игра «Придумай предложения» с набором схем, игра «Многозначные слова» с набором картинок, игра «Что лишнее?» с набором карточек, музыка.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики и физминутки, беседа о посуде, об истории посуды, рассматривание иллюстраций, настольные дидактические игры и упражнения «Назови ласково», «Из чего сделана?», «Кто больше назовёт действий?», «Отбери правильно» и др.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Программное содержание: 1. Коррекционные: способствовать развитию глазодвигательной функции глаза, развитию тактильно-кинестетической чувствительности, развитию мелкой моторики рук, развитию прослеживающей функции глаза, развитию фиксации взора, развитию зрительной памяти.
2. Образовательные: формировать умение образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов; развивать монологическую речь, закрепить умение правильно употреблять предлоги в предложении; закрепить знание многозначных слов, закрепить умение составлять сложноподчинённые предложения.
3. развитие логического мышления; воображения.
Ход НОД:
1. Вводная часть:
В-ль: Сегодня, ребята, мы с вами совершим ещё одно удивительное путешествие. А вот о чём мы с вами будем говорить, вы должны отгадать сами. Готовы? Тогда – вперёд.
1. «Лабиринты».
Если вы правильно расположите буквы в лабиринте, а потом прочитаете получившееся, то это и будет ответ.
детям раздаются тактильные лабиринты (с кнопками, скрепками, ленточками, пуговицами и т. д., после прохожждения которых они читают слово "посуда".
Правильно. Мы сегодня будем говорить о посуде.
2. Основная часть.
Приглашаю вас, друзья.
Я в страну «Посудию».
Как? Согласны? Если «да»,
Проходите все сюда.
Вот и ворота в страну «Посудию». А чтобы нам пройти через них, надо произнести волшебные слова.
3. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).
Мы посуду перемыли :
(одна ладонь скользит по другой по кругу).
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
(загибают пальчики по одному, начиная с большого).
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
(загибают пальчики по одному, начиная с большого на другой руке).
Так мы маме помогали.
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).
Хорошо. Вот ворота и открыты. Пойдёмте.
4. «Трик-трак, это так или не так?»
Ребята, на этой улице всё перепутано.
Здесь нам всё перемешали,
Правду или нет сказали.
Вы подумайте сейчас –
Это так или не так.
Думай скорее и не зевай.
Только правильно всё отвечай.
• Чашка – это кухонная посуда.
Трик-трак, это не так. Чашка – чайная посуда.
• Соль насыпают в перечницу.
• Кофе наливают из чайника.
• Я наливаю суп из тарелки.
• Кастрюля стоит в плите.
• Вилка – столовый прибор.
Трик-трак, это так. Вилка – столовый прибор.
Молодцы, ребята. Всё правильно ответили. Ну что, продолжим наше путешествие?
5. «Гномы и великаны».
Гном с великаном здесь живут
И спорят каждый день.
Что из посуды надо им –
Не знают по сей день.
Ты, помоги, дружочек, им
Посуду выбрать нужную.
• Гному надо купить кастрюльку, а великану – кастрюлищу.
• Гному надо купить ложечку, а великану – ложищу.
Вы и с этим заданием справились. Пойдём дальше?
6. «Ассоциации».
Сейчас я слово вам скажу,
А вы скорей ответьте.
О чём подумали сейчас?
Что первое на ум пришло?
• Суп – кастрюля, ложка, тарелка, салфетница, поварёшка, супница….
• Столовые приборы – стол, вилка, ложка, нож….
• Кухонная посуда – поварёшка, шумовка, нож, кастрюля, сковорода….
• Чай – стакан, ложка, блюдце, сахарница, чайник….
7. Физминутка.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
(надули животик; одна рука на поясе, другая изогнута, как носик).
Вот фарфоровые чашки –
Очень хрупкие, бедняжки.
(присели, одна рука на поясе).
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
(кружатся, рисуя руками круг).
Вот серебряные ложки –
Голова на тонкой ножке.
(потянулись, руки вверх, сомкнуть над головой).
Вот пластмассовый поднос –
Он посуду нам принёс.
(легли на ковёр, вытянулись).
8. «Эмпатия».
Посмотрите-ка! О, чудо!
Ожила вдруг вся посуда!
Меж собой заговорила,
Будто так всё время было…
Сейчас я взмахну этой волшебной палочкой и превращу всех вас в посуду. Закройте глаза и представьте, в кого же вы превратились. Что о себе может рассказать ваша посуда?
Прекрасные рассказы получились у вас, ребята.
9. «Придумай предложение».
А вот и следующая улица.
Здесь вам надо постараться
И внимательно смотреть,
А потом слегка напрячься,
Чтобы фразу сочинить.
Глядя на эти схемы – составьте предложения:
сок - кружка, мясо - сковорода, кастрюля - половник, молоко - кувшин, банка варенья - тарелка, чайник - чашка.
• Мама налила сок в кружку.
• Поварёшкой наливаю суп из кастрюли.
• Повар жарит мясо на сковороде.
• Папа налил кипяток из чайника в чашку.
• Из банки варенья выкладываю в тарелку.
• Молоко налили в кувшин.
10. «Многозначные слова».
Есть много разных слов на свете,
Значений тоже не одно.
Сейчас ты подбери картинки,
Где значений много, а слово одно.
• Дно - кастрюли, моря.
• Стенка - мебель, стакана, дома.
• Носик - человека, чайника.
• Ручка - чашки, ребёнка, писать, двери.
• Крышка - кастрюли, люка.
• Вилка - столовый прибор, розетка.
• Разбить - стакан, клумбу.
11. «Что лишнее?».
Это улица теней.
Погляди-ка, что на ней.
Посмотри, дружок, скорее
На свою картинку.
И скажи, что лишнее
Находится на ней.
• Кофейник, кастрюля, сковорода, чайник.
Сковорода, потому что во всё остальное можно налить воды, а в сковороде жарят.
Кофейник, потому что это кофейная посуда, а остальные предметы – кухонная.
Кофейник, потому что его можно разбить, а остальная посуда не бьётся.
Кофейник, потому что он сделан из фарфора, а остальная посуда из металла.
• Чашка, молочник, заварочный чайник, тарелка, поварёшка.
Поварёшка, потому что она не бьётся, а остальную посуду можно разбить.
Поварёшка, потому что она из алюминия, а остальное из фарфора.
• Кофейник, чашка, супница, тарелка, конфетница.
Конфетница, потому что в неё насыпают конфеты, а в остальную посуду можно наливать.
• Кастрюля, нож, вилка, ложка.
Кастрюля, потому что это кухонная посуда, а остальное столовые приборы.
• Блюдце, молочник, заварочный чайник, сковорода, чашка.
Сковорода, потому что она кухонная посуда, а остальное чайная.
Сковорода, потому что она не бьётся, а остальную посуду можно разбить.
Сковорода, потому что она сделана из чугуна, а остальная посуда из фарфора.
• Ваза для варенья, графин, молочник, солонка, тарелка.
Солонка, потому что в неё насыпают соль, а в остальную посуду – можно наливать.
Вы справились и с этим заданием. Пойдёмте дальше.
12. «Если это посуда, то…».
Ну, что ж, дорогие ребята,
Путешествие подходит к концу.
В заключении надо сказать вам,
Если это посуда, то….
• Если это посуда, то … её можно мыть.
• Если это посуда, то … её можно вытирать.
• Если это посуда, то … в ней можно варить и жарить.
• Если это посуда, то … её можно купить в магазине «Посуда».
• Если это посуда, то … её можно разбить.
• Если это посуда, то … она может быть металлической, фарфоровой, пластмассовой, стеклянной.
3. Заключительный этап. Ну, вот наше путешествие по удивительной стране «Посудию» подошло к концу. Пора возвращаться в сад. Давайте возьмёмся за руки, закроем глаза и скажем волшебные слова:
Раз, два, три –
В детский сад нас возврати.
Вот мы и снова в группе. Ребята, понравилось ли вам наше путешествие? Испытывали ли вы затруднения?
А что это? Смотрите – жителям страны «Посудия» вы очень понравились. Они рады, что вы очень много знаете о ней (сюрпризный момент).