Лилия Ивановская
План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Веселая Божья коровка» в старшей компенсирующей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей : речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Цель: развитие лексико-грамматических конструкций и фонематического восприятия на основе лексического материала «Насекомые».
Задачи
Речевое развитие:
- уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Насекомые» (насекомое, жук, божья коровка, крылышки, усики, тельце, лапки; ползать, летать, кружиться, жужжать; красный, быстрый, полезный, поляна, небо, земля, по теме «Цветы» (цветок, красный мак, белая ромашка, голубой колокольчик, желтый одуванчик, растут, цветут);
Публикация «План-конспект непосредственно образовательной деятельности „Веселая Божья коровка“ в старшей компенсирующей группе» размещена в разделах
- Божья коровка. Все о божьих коровках для детей
- Божья коровка. Конспекты занятий, НОД
- Божья коровка. Проекты, планы
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
- совершенствовать грамматический строй речи (образование существительного в уменьшительно-ласкательной форме, согласование существительного с числителем, употребление в речи простых предлогов, согласование прилагательного с существительным);
- совершенствовать навыки звукового и слогового анализа.
Художественно-эстетическое развитие:
- познакомить с техникой оригами.
Социально-коммуникативное развитие:
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Познавательное развитие:
- развивать зрительное внимание, мышление, мелкую моторику, координации речи с движением;
- формировать навыки ориентирование на листе бумаги;
- закреплять знания о цветовой гамме.
Методы и приемы:
- словесные – речевой материал по лексическим темам «Насекомые» (насекомое, жук, божья коровка, крылышки, усики, тельце, лапки; ползать, летать, кружиться, жужжать; красный, быстрый, полезный, поляна, небо, земля) и «Цветы» (цветок, красный мак, белая ромашка, голубой колокольчик, желтый одуванчик, растут, цветут);
- наглядные – аппликация «Цветочная поляна», Божья коровка, презентация «Веселая Божья коровка».
- игровые – речевые игры «Посчитай божьих коровок», «Скажи ласково», «Озорные Божьи коровки», «Составь звуковую дорожку», пальчиковая игра «Божья коровка».
Оборудование:
- презентация «Веселая Божья коровка»;
- заготовки из цветного картона и бумаги для создания «Цветочной поляны» : зеленый картон 16х22см. по кол-ву детей, ленточка из голубой бумаги 2х20см. по кол-ву детей, ленточка из оранжевой бумаги 2х20см по кол-ву детей., цветы (голубой колокольчик, красный мак, белая ромашка, желтый одуванчик)комплект по кол-ву детей. ;
-заготовки «Божьей коровки» красные квадраты 10х10 см. по кол-ву детей;
- клей по кол-ву детей;
- черный фломастер по кол-ву детей;
- фишки по 5 шт. каждого цвета (красный, синий, зеленый цвет) по кол-ву детей.
Предварительная работа:
-рассматривание насекомых во время прогулки, беседа о них, расширение словаря; -сказка о добре «Божья коровка»;
-чтение стихов и отгадывание загадок про насекомых;
-презентация «Истории возникновения техники оригами»;
-разучивание пальчиковой гимнастики «Божья коровка».
ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Выполнение пальчиковой гимнастики «Божья коровка».
Игровая Игровая ситуация - путешествие в страну Оригамия.
Познавательно-исследовательская Наблюдение за насекомыми во время прогулки.
Коммуникативная Отгадывание загадки про Божью коровку. Словообразование - существительного в уменьшительно-ласкательной форме, согласование существительного с числителем, употребление в речи простых предлогов, согласование прилагательного с существительным. Звуковой анализ слов и слогов
Изобразительная Аппликация «Цветочная поляна», изготовление Божьей коровки в технике оригами.
Восприятие
(художественной литературы и фольклора) Прослушивание рассказа В. Зотова «Божья коровка». Прослушивание «пение жука» и сопоставление со звуком [Ж].
Звуковой анализ слов и слогов.
Элементарный бытовой труд
(в помещении и на улице)- Самообслуживание Раздача оборудования и уборка рабочего места.
Логика образовательной деятельности
1. Ребята, а вы любите мастерить из бумаги? Скажите, как называется техника работа с бумагой… Правильно оригами.
Друзья, нам необходимо отправиться в страну Оригамия.
Садитесь за столы
Давайте произнесем заклинание:
«Оригами, оригами,
Одари нас чудесами!».
2. Ребята, мы с вами очутились на лесной поляне, которая находится в волшебной стране Оригамия.
Но, что произошло, на поляне нет цветов, это злая колдунья заколдовала поляну. Давайте рассеем чары колдовские.
Перед вами зеленый лист картона, цветные ленточки, разноцветные цветы и белые серединки для цветов.
Возьмем зеленый лист, ребята это будет у нас что? Правильно «полянка»;
голубая ленточка – это «небо».
Наклеим её сверху «нашей полянки»;
оранжевая ленточка – это «земля».
Наклеим на низ «нашей полянки».
А теперь пришла очередь заняться нашими цветочками. Возьмем желтый одуванчик и приклеим его по середине нашей полянки; мак будет расти справа от одуванчика - приклеиваем, колокольчик цветет слева от одуванчика – приклеиваем, а ромашку приклейте - куда вам понравится.
Молодцы! Наша полянка расколдована.
Дети сделали аппликацию «Цветочная поляна».
3. Прислушайтесь. Что вы слышите?
Правильно это жужжит жук
Послушайте загадку и угадайте? Какой жук прилетел к нам в гости.
Нет копыт у тех коров,
Нет хвоста и нет рогов.
Вместо сена тлю едят,
И летают, где хотят.
Как милы они и ловки,
Эти.
(Божии коровки)
Молодцы!
4. Для начала мы вспомним, как называются части тела у Божьей коровка.
Божья коровка у нас какая? большая или маленькая,
Сыграем в игру «Скажи ласково»
Тело-тельце
Крылья- крылышки
Лапы –лапки
Усы-усики Отвечают на вопросы.
Образовывают существительное в уменьшительно-ласкательной форме. Закрепляется навык словообразования существительных в уменьшительно-ласкательной форме.
5. Божья коровка растеряла своих деток и мы должны ей помочь. Давайте смастерим деток для Божьей коровки. Посмотрите, Божья коровка приготовила нам красные квадратики. Давайте начнем волшебное превращение.
Складываем наш квадратный листок пополам, потом сгибаем его посередине и разворачиваем
Тянем края к намеченной линии центра (но не доводя до конца оставляем небольшой зазор – это у нас будет голова)
Переворачиваем и загибаем верхний угол.
Делаем ещё один изгиб вверх и переворачиваем модель. Божья коровка готова!
Ребята наши Божьи коровки уже готовы, но они должны ожить. Чего не хватает? Правильно черных точек и глаз.
Нарисуем черным маркером глазки, на крылышках точки.
Наши Божьи коровки оживают они получились замечательные!
6. Пока мы мастерили наших Божьих коровок, пальчики у нас устали. Сделаем пальчиковую гимнастику «Божьи коровки»
Божья коровка,
Черная головка,
руки зажаты в один кулачок, оттопыриваем большой палец
машем руками
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
сжимаем горсточки и протягиваем вперед
руки вправо, влево
Только не горелого
грозим пальчиком
Развивается координация мелкой и общей моторики с проговариванием стихотворения.
7. Божья коровка очень хочет узнать, всех ли деток она нашла:
Посчитаем 1 – божья коровка, 2 – две божьи коровки и т. д.
Отлично все Божьи коровки нашлись. Показывают свою сделанную Божью коровку, отвечают - согласовывая существительное с числительным Закрепляются навыки словообразования сочетание существительного с числительным.
8. Ребята давайте сыграем в игру «Озорные Божьи коровки»
Я буду вам показывать, что сделала Божья коровка, а вы будете проговаривать действие.
«Божья коровка села на мак. Божья коровка улетела с мака, Божья коровка летает над одуванчиком, Божья коровка села около колокольчика и др.»
Показывают действия с Божьей коровкой на «Цветочной поляне» и составляют предложения употребляя простые предлоги.
Формируется умение употреблять в речи простые предлоги.
9. Ребята, Божья коровка у нас относится к какой группе. Правильно насекомое. А каких насекомых вы еще знаете - оса, жук, комар, муха и др.
Отвечают на вопросы.
Уточняется, расширяется и активизируется словарь по теме «Насекомые»
10 Давайте составим звуковую дорожку к слову ОСА, ЖУК, МУХА, ПАУК.
Определим, сколько слогов в этих словах. (одним из трех способов, в зависимости от уровня развития детей)
Составляют звуковую дорожку к словам ОСА, ЖУК, МУХА, ПАУК.
Совершенствуются навыки звукового и слогового анализа.
11. Ну вот и все, ребята, закончились наши приключения в волшебной стране Оригамия. Пришло время прощаться с Божьей коровкой давайте вместе скажем ей
-До свидания Божья коровка.
Нам пора возвращаться.
И поможет нам в этом заклинание.
«Оригами, другом будь,
Укажи обратный путь!»
Прощаются с Божьей коровкой. Повторяют вместе заклинание.
12. Вам понравилось мастерить Божью коровку? Какое задание понравилось, какое было самое трудное? Кого бы вы хотели увидеть у нас в гостях в следующий раз? Скажем себе дружно,
МЫ МОЛОДЦЫ!
Дети отвечают на вопросы. Получают положительные эмоции. Развивается самостоятельность, инициативность, умение высказывать свое мнение, отвечать на вопрос полным ответом.
Приложение
Сказка о добре «Божья коровка»
В большом прекрасном красочном мире жила-была одна маленькая неприметная букашечка. Остальные насекомые были очень горды своими яркими оттенками и не обращали на серую малютку никакого внимания. И только колорадский жук всячески над ней надсмехался. Из-за этого букашечка очень переживала. Но в одно прекрасное утро солнечный лучик погладил её по спинке. Это так обрадовало малышку, что кто-то её любит, что ей захотелось сделать какое-нибудь доброе дело. И она решила очистить листики дерева от тлей. И постепенно-постепенно листочек за листочком, веточку за веточкой букашка за день очистила всё дерево. Каждый листик прошептал малютке:
— Благодарим тебя, ты нас спасла!
Эти слова так растрогали серенькую букашечку, что она покраснела. Это было прекрасное зрелище!
С того момента она всегда радовалась и сияла. Окружающие её очень полюбили и прозвали «божьей коровкой».
Теперь, когда она слышит просьбу полететь на небо и исполнить чьё-то желание, она это делает с любовью и радостью, потому что она — «божья».
Она знает точно, что любой может обрести своё счастье, просто нужно делать добро другим!
Стихи Загадки
Кузнечики
Вечером в траве их встретим,
Слышен стрекот там и тут:
Это мамы малым детям
Колыбельную поют.
Автор: Екатерина Грибанова На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик)
Муравьи
В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник-дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.
Автор: С. Михалков Кто в лесу без топоров строит избу без углов (муравей)
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион (Муравьи)
Муха
Муха, сев на потолок,
Смотрит сверху на пирог.
«Откусить бы, хоть разок,
Самый лакомый кусок!»
Автор: Виталий Сибирцев Кто над нами вверх ногами
Ходит — не страшится,
Упасть не боится, целый день летает,
Всем надоедает? (Муха)
Пчёлы
Села пчёлка на цветок,
Опустила хоботок,
Подлетает к ней комар:
-Что ты ищешь там?
— Нектар.
А тебе не надоело?
Не наскучило искать?
— Нет!
Тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать!
Г. Ладонщиков Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком (Пчела)
Лежит кучка поросят, только тронешь — завизжат (пчелы)
Бабочка
Бабочка-красавица,
Очень мне уж нравится
Платьице твое!
Ты ж такая недотрога!
Мама говорит мне строго:
«Пусть летит она, не трогай
Крылышки ее!»
Автор: Евгений Корюкин Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я поймать его хотел — он вспорхнул и улетел (бабочка).
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет (бабочка).
Жук Майский
Белая личинка в земле подрастает
Майский жук рогатый из неё вырастает.
Меж деревьями цветущими майский жук летает, —
От гусениц-вредительниц сады очищает.
Автор Лев Постолов Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь (Жук)
Жук Колорадский
Безлистый куст картофельный пожух. —
Листву его съел колорадский жук.
Объели поле всё, не пощадив и тоненькой былинки,
Жуки прожорливые и их белые личинки.
Автор Лев Постолов
Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж всегда твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
Жук