Приложение МААМ

План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе «Медовый Спас»

Юля Афанасьева
План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе «Медовый Спас»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема НОД: «МЕДОВЫЙ СПАС»

Цель.

Совершенствовать совместную работу детского сада и семьи в области духовно-нравственного воспитания. Закрепить знания о летних народных праздниках: Медовый Спас

Задачи.

Раскрыть содержание праздника Преображение Господне «Медовый Спас».

Приобщать детей и их родителей к христианской истории и православной культуре.

Публикация «План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе „Медовый Спас“» размещена в разделах

Воспитывать в детях нравственные качества-доброту, уступчивость, любовь к ближнему, чуткое и бережное отношение к окружающему миру, к родной природе.

- возрождать старинные обычаи русского народного календаря;

- воспитывать любовь и уважительное отношение детей к традициям своего народ.

Состав группы : смешанная группа мальчики и девочка.

Интеграция (НОД) : «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье». Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Актуальность

В настоящее время актуальной является задача сохранение национальных традиций, формирование национального самосознания человека. Из личных наблюдений хочу отметить, что у современного ребёнка, живущего в условиях города, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу, чего не скажешь о детях, живущих в деревнях и сёлах.

И перед нами, педагогами, стоит задача – помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев своего народа.

В чем мы видим содержание духовно-нравственного воспитания дошкольного образования? Суть состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, городу, стране, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Основной целью является воспитание духовно – нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта.

Предполагаемый результат:

дети познакомятся

с традиционным обрядовым праздник «Медовый Спас»;

дети смогут отражать свои впечатления в продуктивных видах

деятельности;

у детей разовьётся поисковая деятельность, активизируется мышление и речь в ходе решения проблемных ситуаций;

обогатилась речь детей;

расширился кругозор и мыслительная деятельность детей;

у детей сформировался познавательный интерес к русской народной культуре через ознакомление с народным праздником «Медовый Спас

Материалы и оборудование: иллюстрации праздника медовый спас, дидактический материал.

Предварительная работа.

Рассматривание альбома «Насекомые».

Беседы о насекомых, их значении в жизни людей.

Дидактические игры «Кто где живёт?», «Кто лишний?»

Просмотр презентаций про обычаи и традиции русского народа

Виды детской деятельности : познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Методические приемы:

игровые: игровая ситуация «Добрый день», игры со словами, п/и д/и «Отгадай загадку», физминутка;

наглядные: иллюстрации

словесные: Рассказ воспитателя, вопросы и ответы, художественное слово (стихи, приметы, загадки).

Ход непосредственно– образовательной деятельности

1. Организационный момент.

Добрый день и добрый час,

Всем, кто пришел послушать нас!

Только, прежде чем начать

Мой рассказ ребята,нам

Лето красное позвать

Поскорее в гости надо!

Лето красное позвать?

Что гуляет по просторам?

Ох, придется покричать

Дружно всем, да громко, хором.

И тогда, услышав нас,

Лето явится тотчас.

Сегодня мы с вами попутешествуем в прошлое наших предков, и узнаем многое про обычаи и традиции одного праздника. А какого вы узнаете, послушайте пожалуйста стихотворение

Воспитатель:

Что за праздник сегодня у нас?

Этот праздник — Медовый Спас!

Летом пчелы нектар собирали,

В мед старательно превращали.

Спас Медовый сегодня зовет

Насладиться, попробовать мед.

Я о празднике сейчас поведу, друзья, рассказ. Август не зря называют месяцем трех религиозных праздников. Дело в том, что именно в последний месяц лета на Руси всегда отмечался великий Спас. 14 августа праздновали Медовый Спас, 19 августа – Яблочный Спас и 29 августа – отводилось для Орехового или Хлебного Спаса. Все эти три праздника перемежаются в течение Успенского поста.

История каждого праздника уникальна и уходит корнями в древние страницы русской истории. Медовый или Маковый Спас возник в честь победы над волжскими булгарами в 1164 году. С тех пор 14 августа каждый год совершали небольшое освящение воды, а так же приносили в церковь мед. Сладкое яство благословляли и отправлялись в печь сладкие маково — медовые пряники, блины и пироги. (Показ иллюстрации)

2. История и традиции Медового Спаса

По верованиям наших предков Медовый Спас знаменовался с окончанием лета, началом холодов и сезона дождей. Считалось, что 1 августа по старому стилю (14 августа – по новому, соответственно) птицы начинают собираться в стаи для отлета в теплые края, природа постепенно готовится к зимовке, а пчелы перестают носить пыльцу. Именно в этот день пасечники осуществляли последний торжественный забор меда. Именно поэтому, Первый Спас, называют Медовым, Медоломом или Лакомкой. Надев чистую рубаху и осенив себя крестным знамением, пчеловод на рассвете осматривал свои владения, выбирал улей, переполненный медом, и приступал к залому сот. Первые соты помещали в чистую деревянную посуду, никогда не использовавшуюся до этого и относили в церковь для освящения. Освященным медом угощали всех прохожих: знакомых и незнакомых. Особым грехом считалось обделить нищих и подростков. Девушки и юноши пели традиционные песни, а пасечники щедро одаривали их янтарным ароматным лакомством. Мед ели просто так и готовили с ним всевозможные постные праздничные блюда

Кстати, есть мед нового урожая разрешалось только после Медолома. (Показ иллюстрации) .

Также Медовый Спас часто называют Мокрым Спасом или Спасом на воде. Это связано с традицией малого водосвятия. Весь православный народ в этот день совершал крестные шествия к водоемам. Священники освящали воду в реках, озерах и криницах. Люди чистили старые колодцы и освящали новые. Даже дождь и росу в этот день наделяли волшебными свойствами. Считалось, что, искупавшись в святой воде, можно избавиться от многих недугов и даже смыть грехи. Поэтому люди купались сами и заводили в воду домашних животных.

Говорят, даже сам воздух в день Первого Спаса пропитывается медовым ароматом. Ведь, Первый Спас — медовый, это праздник пчеловодов. В день Медового Спаса традиционно освящается мед нового урожая. Лишь после освящения первый мед готов к употреблению. Россияне издревле уважали мед, ведь он — один из самых полезных и вкусных продуктов. По легенде, медовый напиток излечил от паралича самого Илью Муромца.

Часть меда обязательно оставлялась в церкви; часть шла на угощение нищим, а также разносилась по домам бедных соседей; и, конечно же, как лакомство, отдавалась детям.

Четырнадцатого августа наступит первый из трех праздников августа, которые посвящены Спасителю, Иисусу Христу. Полное церковное название — «Происхождением честных древ честного и животворящего Креста Господня». Его еще называют первый Спас, Спас медовый, Спас на воде (Иллюстрация.)

На Родине — Медовый Спас.

В церквях — полным-полно народа,

И все, как водится у нас,

Толпятся с баночками меда.

Мальчишка пробует на вкус

Губами капли с крышки липкой.

И Сам Сладчайший Иисус

Глядит на это все с улыбкой!

Ребята, вы внимательно слушали, всё запомнили?

Давайте с вами разомнемся и подвигаемся.

Физкультминутка.

Там, за холмом, (Выглядывают из-под сложенной руки, поворачиваются в стороны)

На большой поляне, (Разводят руки в стороны)

Где растут самые (Приседают и медленно поднимаются)

душистые цветы,

Стоит огромное дерево, (Поднимают руки вверх и подпрыгивают)

В нем большое дупло, (Показывают руками круглое дупло)

В этом дупле живут (Сгибают руки в локтях, машут» крылышками»

пчёлы. и» жужжат»).

Молодцы! А теперь отгадайте загадки.

Молодцы, хорошо потрудились. Устали? Отдыхайте, а я вам ещё загадки загадаю: (слайд)

Чей костюмчик золотой,

Кто в пыльце, летит стрелой,

Кто жужжит и слышен звук,

Ждёт кого цветистый луг? (Пчела.)

Любит делать мёд она,

Трудится так долго

От утра и до темна,

Непоседа… (Пчёлка.)

Жёлто-чёрная, в полоску,

А на брюшке есть игла.

Мёда нам, пыльцы и воску

Принесёт всегда… (Пчела.)

Кто в каждый встреченный цветок

Свой опускает хоботок,

А после в улей мчится пулей

И что-то прячет в уголок? (Пчела.)

Похожа на пчелу, но не пчела

Воспитатель: Как вы думаете, что любят пчёлы? (дети отвечают) Нектар? А где же он бывает? На цветах? Давайте соберем букеты и подарим пчёлам, может они тогда угостят нас мёдом?

Ребята а какие вы знаете приметы и обычаи про медовый спас?

(Ответы детей)

После Медового Спаса уже не купались : лето клонится к закату, вода цветёт, птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту, отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей.

Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: У Спаса всего в запасе : и дождь, и вёдро, и серопогодье.

По погоде этого дня судят о том, каков будет третий Спас.

На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.

Отцветают розы, падают хорошие росы.

С первого спаса и роса хороша.

На первый спас олень копыто обмочил (вода холодна).

Пчела перестаёт носить медовую взятку.

Заламывай (подрезывай) соты.

Первый Спас — на воде стоять,

второй Спас — яблоки едят,

третий Спас — на зелёных горах холсты продавать.

У Спаса всего в запасе : и дождь, и ветер, и ведро, и разнопогодье.

На первый Спас и нищий медку попробует.

На Урале и в Сибири с первого Спаса начинают шишковать кедры.

Медовый Спас новые колодцы освящает

В первый Спас любой бабий грех простится

После первого Спаса в воду не заходят.

«Первый Спас медовый – будьте все здоровы!» (слайды 5, 6)

Есть пять причин съедать ложку мё да каждый день:

– Мёд улучшает пищеварение;

– Мёд поднимает настроение;

– Мёд помогает при простуде;

– Мёд содержит антиоксиданты;

– Мёд борется со старением.

Славный праздник – Спас Медовый, всё сластить всегда готовый!

Вот для лакомок раздолье, собирайтесь на застолье,

Ведь сегодня сладкий мёд в изобилье всех нас ждёт!

Всех со Спасом поздравляем, мёд откушать приглашаем!

Милости просим всех отведать угощения в Медовый Спас!

Рефлексия. Мы сегодня с вами поговорили про медовый спас, вы запомнили какого числа он проходит, Что вам запомнилось больше всего, что понравилось, какиииеее приметы можете назвать про медовый спас. Приобщение детей к истокам русской культуры

Методическое обеспечение.

1. Князева Оо. л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской культуры».

2. «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Старшая группа.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Медовый спас» Конспект интегрированного занятия «Медовый спас» Цель: Познакомить детей с происхождением меда, его целебными свойствами. Продемонстрировать.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе «Приметы осени» План конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками во второй младшей группе. Тематическая неделя: «Осень». Тема.

Фотоотчет «Медовый Спас в круглосуточной группе»Фотоотчет «Медовый Спас в круглосуточной группе» Август- время созревания плодов и сбора урожая. Еще август богат православными праздниками. Главными праздниками являются три спаса- медовый,яблочный.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности дошкольников в подготовительной группе «Экологический транспорт»План-конспект непосредственно образовательной деятельности дошкольников в подготовительной группе «Экологический транспорт» План-конспект непосредственно образовательной деятельности дошкольников в подготовительной группе Тема: «Экологический транспорт» Интеграция.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию в старшей группе «Кошкин дом» План – конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию в старшей группе Тема «Кошкин дом» Интеграция образовательных.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «Что мы знаем о песке?» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в первой младшей группе «Зазвенели ручейки» Интеграция образовательных областей: «Художественно- эстетическое развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,.

Развлечение «Медовый спас» для детей старшей группыРазвлечение «Медовый спас» для детей старшей группы Цель: знакомство детей с народным праздником августа-Спасом, его обычаями и традициями. Задачи: Обогатить знания детей о народных праздниках;.

Сценарий развлечения «Медовый Спас» для старшей группы Дети под музыку входят в зал, садятся на стульчики. Ведущий. Когда август наступает, Спасы весь народ встречает. Я о празднике сейчас поведу,.

Традиции и приметы праздника «Медовый спас»Традиции и приметы праздника «Медовый спас» Традиции и приметы праздника «Медовый спас»! Уважаемые коллеги! Доброе время суток! В этот день хочется всех поздравить с праздником! Середина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе «Медовый Спас»
Опубликовано: 23 декабря 2018 в 12:12
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План–конспект непосредственно–образовательной деятельности в старшей группе «Медовый Спас»» (включая файлы) размещена пользователем Юля Афанасьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД