Юлианна Подзолкина
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Воздух вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Познавательное развитие
Продолжать формировать у детей представления о воздухе и его свойствах (прозрачный, невидимый, упругий, содержится в различных предметах, может передавать запах и т. д.)
Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Публикация «План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Воздух вокруг нас“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Развивать способность устанавливать простейшие причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, сравнивать, формулировать выводы.
Социально-коммуникативное развитие
Продолжать формировать умение взаимодействовать в подгруппах, совершенствовать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Речевое развитие
Активизировать в речи детей слова – прозрачный, невидимый, упругий, опыты.
Формировать умение задавать вопросы и отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
Познакомить со стихотворением М. Андреевой-Доглядной «Воздух».
Физическое развитие
Развивать двигательную активность детей, умение выполнять движения в соответствии с текстом.
Методы и приемы:
Практические:
Проведение опытов
Выполнение заданий
Дидактическая игра
Наглядные:
Наблюдение за экспериментом
Рассматривание
Словесные:
Рассказ воспитателя о воздухе.
Беседа
Рассуждения
Чтение стихотворения
Подведение итогов
Материалы: листочки, цветные фломастеры (для зарисовывания пиктограмм, целлофановые пакеты, стаканчики с водой, трубочки, пластиковые контейнеры с водой, стаканчики, салфетки, кусочки губки, комочки земли, кусочки кирпича, веера из бумаги, баночки с различными запахами (чеснока, лимона, кофе, зубной пасты, мяч.
Формы организации совместной деятельности:
Виды детской деятельности Формы и методы организации
Познавательно-исследовательская деятельность Проведение опытов:
1. Что в пакете?
Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве.
2. Игры с трубочкой-соломинкой.
Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
3. «Обнаружение воздуха» (с пустым стаканом, салфеткой и емкостью с водой).
Цель: обнаружение воздуха в стакане с помощью погружения стакана в воду.
4. «Как почувствовать воздух?»
Цель: дать понятие о том, что ветер – это движение воздуха.
5. «Воздух есть во всех предметах»
Цель: опытным путем с детьми установить наличие воздуха в губке, кусочке кирпича, комочке земли.
6. «Запахи воздуха»
Цель: опытным путем установить с детьми, что воздух не имеет запаха, но может его передавать.
Игровая деятельность Дидактическая игра «Вспомни свойства воздуха»
Цель: закрепление полученных знаний.
Коммуникативная деятельность Беседа о свойствах воздуха.
Цель: обогащение словаря детей новыми понятиями о свойствах воздуха.
Чтение стихотворение «Воздух» М. Андреевой-Доглядной
Цель: приобщение детей к словесному искусству.
Рассказывание детей об итогах опытов.
Цель: закрепление полученных знаний о свойствах воздуха.
Двигательная деятельность Ходьба по дорожке с преодолением препятствий.
Цель: развивать координацию движений.
Физкультминутка «Ветер».
Цель: снятие статического напряжения.
Изобразительная деятельность Зарисовывание результатов опыта.
Цель: с помощью нарисованных пиктограмм уточнить ход и результаты опытов.
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Воспитатель вносит группу шарик и задает вопрос «Что находится внутри шарика?» Дети выдвигают предположения. Сформирована потребность к предстоящей деятельности.
2 Предлагает детям проверить что в шарике, развязав его и направляя струю воздуха на детские ладошки.
Педагог интересуется у детей, хотят ли они узнать, что такое воздух, можно ли его увидеть? Побуждает их к активной познавательной деятельности.
Дети убеждаются, что в шарике есть воздух, мы его не видим, но чувствуем.
Дети рассуждают, высказывают свою точку зрения, проявляют интерес к предстоящей теме исследования.
Созданы условия для совместной деятельности в атмосфере доброжелательности.
Активизация мышления, развитие речи.
Создание интереса к экспериментированию.
3 Воспитатель предлагает детям пройти в научную лабораторию для исследования воздуха. Воспитатель говорит о том, что сегодня они узнают много нового и интересного. Дети идут по извилистой дорожке, преодолевая препятствия. Созданы условия для удовлетворения детской потребности в движении.
4 Предлагает провести опыты с воздухом и зарисовать результаты на листочках с помощью пиктограмм:
1. Опыт «Что в пакете?»
Воспитатель предлагает детям «поймать» воздух в целлофановый пакет. Понаблюдать. Сделать выводы.
2. Опыт «Как увидеть воздух» с водой и трубочкой.
Воспитатель предлагает детям подуть в стакан с водой через трубочку. Понаблюдать, что произойдет. Сделать выводы.
3. Опыт «Обнаружение воздуха» с пустым стаканом, салфеткой и емкостью с водой.
Воспитатель предлагает перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в тарелку с водой. Обращает внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Дети машут пакетами в разные стороны, закручивают их. Пытаются сдавить пакет, убеждаются, что он стал упругим, в нем есть воздух. Смотрят сквозь пакет.
Дети дуют в трубочки. С помощью воспитателя делают выводы: когда подуешь через соломинку, то на поверхности воды образуются пузырьки. Делают вывод: «Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух».
Дети выполняют указания воспитателя. Делают вывод, что в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Воздух прозрачный, невидимый.
Формирование исследовательских умений, уточнение знаний о свойствах воздуха.
Формирование умения самостоятельного проведения опыта.
Развитие мышления и любознательности. Формирование умения отвечать на вопросы.
4. Опыт «Как почувствовать воздух»(с веером).
Воспитатель предлагает детям помахать на себя веером, высказать свои ощущения.
Дети с помощью воспитателя делают выводы: воздух можно почувствовать, если привести его в движение. Вывод (делают дети): когда воздух движется, получается ветер. Ветер – это движение воздуха.
Развитие мышления и любознательности. Формирование умения отвечать на вопросы.
Предлагает физкультминутку «Ветер»
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и цветы
(руки вверх, наклоны)
Вправо-влево, влево -вправо
Клонятся цветы и травы
(руки на пояс, наклоны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте
(прыжки на обеих ногах)
Выше! Веселее! Вот так!
Переходим все на шаг.
(ходьба на месте)
Вот и кончилась игра,
Заниматься нам пора.
Совместно с воспитателем выполняют физкультминутку.
Смена вида деятельности, снятие статического напряжения.
5. Опыт «Воздух есть во всех предметах».
Воспитатель предлагает детям опустить губку, кусочек кирпича, комочек земли в воду. Понаблюдать, что произойдет.
Дети выполняют эксперимент, делают вывод, что воздух есть везде, во всех предметах, которые нас окружают.
Развитие мышления и познавательной деятельности.
6. Опыт «Запахи воздуха»
Воспитатель предлагает детям понюхать воздух, сделать выводы. Предлагает убедиться, что воздух может передавать запахи.
Демонстрирует детям несколько пустых банок, предлагает понюхать и определить, что находилось в этих банках. Подводит детей к выводу, что воздух передает запахи.
Дети с помощью воспитателя делают выводы: воздух не имеет запаха, но может передавать запахи.
Развитие мышления. Формирование знаний о свойствах воздуха.
Предлагает послушать стихотворение «Воздух» М. Андреевой – Доглядной
Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?
Дети слушают стихотворение. Приобщение к словесному искусству.
Для закрепления нового материала воспитатель проводит подвижную дидактическую игру «Вспомни свойства воздуха».
Дети встают в круг и перебрасывают мяч. У кого в руках мяч, тот называет свойство воздуха или описывает любой опыт.
Дети отвечают, обсуждают, что им больше всего понравилось, делятся своими впечатлениями, эмоциями, пытаются сформулировать итоговые выводы.
Закрепление новых знаний.
Дети высказывают желание участвовать в других экспериментах, желают узнавать еще больше нового.