Татьяна Юферова
План-конспект коррекционного занятия «Злость. Гнев»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН – КОНСПЕКТ
Тема: «Злость. Гнев».
Цель: учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях.
Задачи:
1. Знакомить со способами разрешения конфликта.
2. Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения.
Публикация «План-конспект коррекционного занятия „Злость, Гнев“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
3. Закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.
Ход занятия:
1. В гости к детям приходит мальчик Антошка и просит ему помочь разобраться в том, за что он был наказан.
Чтение стихотворения:
Доброта
Вчера решил я добрым быть,
Всех уважать и всех любить.
Подарил я Свете мячик,
Подарил я Пете мячик,
Коле отдал обезьянку,
Мишку, Зайца и Собачек. Шапку, варежки и шарф
Подарил я Гале…
И вот за доброту мою
Меня же наказали!
(Р. Сеф)
Вопросы для дискуссии:
- За что был наказан Антоша?
- Правильно ли поступили взрослые?
- Что значит – быть добрым?
Выслушав ответы детей, взрослый обращает их внимание на обобщенное содержание понятие «доброта» :
- Добрый – это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.
2. Рассматривание иллюстрации.
Детям предлагается подумать, что произошло:
- Кто обидел маленького мальчика?
- Как вы догадались, что большой и сильный мальчишка обидел маленького мальчика?
- Какие слова и как мог произнести обидчик?
- Кто защитил маленького мальчика?
- Как можно назвать его поступок?
В конце беседы взрослый знакомит с новыми правилами доброжелательного общения:
- Слабого всегда выручай.
- Стыдно обижать маленьких и слабых.
3. Тренинг эмоций.
Детям предлагаются фразы типа «Иди сюда!», «Не мешай мне» и т. п. произнести:
- грубо, со злостью, громко;
- вежливо, спокойно.
Вопросы:
- Что вы ощущали, когда к вам обращались грубо; вежливо?
- Что вам хотелось сделать, когда к вам обращались грубо; вежливо?
- Бывали ли у вас случаи, когда вы разговаривали с кем-нибудь грубо, со злостью? Почему?
- Что вы чувствовали при этом?
- К чему может привести грубость?
4. Упражнение: «Добрый - злой».
Детям предлагается рассмотреть иллюстрации, изображающие сказочных персонажей, и определить:
- Кто из них – добрый, а кто – злой?
- Как вы об этом догадались?
- Чье изображение вам больше понравилось? Почему?
5. Игра «По кочкам».
Антошка предлагает поиграть в капризных лягушек.
Подушки раскладывают на полу на расстоянии, которое можно с некоторым усилием преодолеть в прыжке. Играющие – лягушки, живущие на болоте. Вместе на одной кочке капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую кочку.
Взрослый тоже «прыгает по кочкам». Если между «лягушками» дело доходит до серьезного конфликта, он «подскакивает» и помогает найти выход.
Перед началом игры взрослый может поупражняться с детьми в интонационном произношении фразы «Ква-ква, подвинься!»
6. Рисование. «Дорисуй картинку»
Антошка предлагает детям дорисовать картинку, работу над которой он не успел завершить.
Задача детей – увидеть в штрихах образ и дорисовать его.
Упражнение «Танец»
По окончании рисования взрослый предлагает Антошке рассказать о своей картинке с помощью танца. Задача ребенка – выразить в танце созданный в рисунке образ.
(Для фона рекомендуется использовать любую подвижную музыку в быстром темпе, но без текста.)
Таким образом, проведенное психологическое занятие позволило детям показать различные конфликтные ситуации с помощью игр, а также стимульного материала и способы выхода из них. Дети с удовольствием играли и высказывали возможные варианты выхода из конфликтных ситуаций, что свидетельствует о сплоченности группы и доброжелательном отношении друг к другу.
Приложение 1.
Проблемная ситуация для диагностики проявления эмпатии у детей
(Ситуация взята из учебно-методического пособия для детских дошкольных учреждений и начальной школы Л. Стрелковой «Войди в тридесятое царство».)
«…Женя вдруг увидела превосходного, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный – сразу видно, что не драчун, - и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.
- Мальчик, как тебя зовут?
- Витя. А тебя как?
- Женя. Давай играть в салки?
- Я не могу, я хромой.
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве…»
Детям предлагается закончить изложение проблемной ситуации. Возможные варианты ответов детей, свидетельствуют о проявлении эмпатии:
«Ну, если ты не можешь играть в салки, давай посидим, посмотрим книжку, я сейчас принесу ее».
«Но если ты не можешь играть в салки, то давай рисовать машинки, а когда ты выздоровеешь, поиграем в салки».
Светлячок предлагает детям прикоснуться к своему волшебному фонарику и загадать желание для мальчика Вити. После того как прозвучат пожелания детей, Светлячок подводит детей к выводу: доброта детских сердец обязательно поможет мальчику выздороветь, и он сможет так же весело играть, как и они.
Игра-шутка «Сиамские» близнецы (С. А. Шмаков)
Ребята становятся парами и привязываются спина к спине (ноги и руки свободные). Это как бы пары «наоборот». Они должны сплясать «барыню». Пробежать десять метров туда и обратно, как «сиамские» близнецы.
Таким образом, проведенное психолого – диагностическое занятие позволило детям показать различные эмоциональные состояния на примере сказочных героев. Дети, проигрывая проблемную ситуацию, излагали возможные варианты ответов, что свидетельствуют о проявлении эмпатии.
Приложение 2.
НА ЗАНЯТИИ «Злость. Гнев»
А сейчас ребятки, мы с вами нарисуем свое настроение…
Литература:
1. О. В. Хухлаева «Тропинка к своему Я», Москва «Генезис», 2005.
2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996г.
3. " Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. " Урунтаева Г. А. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
4. Куражева Н. Ю. «Цветик семицветик»
5. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников Хозиев В. Б. М. : Academia, 2002