Марина Роттер
Конспект коррекционного занятия для детей подготовительной логопедической группы «Наши друзья — гласные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционного занятия для детей подготовительной логопедической группы
«Наши друзья - гласные»
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза;
Задачи:
коррекционно- образовательные : -учить слышать и выделять гласные первого ряда.
Публикация «Конспект коррекционного занятия для детей подготовительной логопедической группы „Наши друзья — гласные“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
- продолжить формировать у детей понятие о звуке, как части слова;
- продолжить учить находить заданные буквы и их правильное написание в тексте, работать по печатному образцу;
-профилактика дисграфии;
коррекционно -развивающие :
- развивать вербальное мышление путём формирования звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза, а также логического умозаключения;
-развивать зрительное и слуховое внимание и память, тактильные ощущения
- развивать фонематический слух и формировать фонематическое восприятие;
коррекционно - воспитательные :
- воспитывать мотивацию к логопедическим занятиям;
- развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля
- воспитывать умение работать в группе, приводить аргументированные ответы;
- учить принимать правила игры и соблюдать их.
Оборудование: массажные пластмассовые шарики су-джок, зеркала на каждого ребенка; «волшебные мешочки»; пластмассовые гласные буквы с магнитами; карточки в виде домика с гласными буквами; раздаточные карточки с рядом букв (гласных и согласных); предметные картинки с гласными а, о, у, ы в середине слова, раздаточные карточки с верным и зеркальным написанием букв У, И, Ы; наборы, состоящие из деталей разрезного квадрата (9 деталей) и образцов для составления з вариантов букв из предоставленных деталей.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед : Ребята, давайте вспомним с вами "Сказку о веселом язычке"
Проводится артикуляционная гимнастика. (дети контролируют движения языка при помощи индивидуальных зеркал)
Сказка о веселом язычке Жил-был язычок в своем домике. Двери в домике то открывались, то закрывались. Дети открывают и закрывают рот.
Однажды вышел язычок из домика, посмотрел направо, потом — налево (выполняют упражнение «Часики», потом потянулся вверх к солнышку и лег на крылечко (упражнение «Лопаточка».) Вдруг подул ветерок, язычок поежился (упражнение «Стрелочка», спрятался в домик и закрыл за собой дверь. Дома язычок попил молока. (упражнение «Вкусное варенье», потом облизнулся и сладко зевнул. Язычок посмотрел на часы, они тикали: тик-так (упражнение «Часики»). Язычок потянулся и лег спать.
2. Самомассаж пальцев рук с шариками су-джок
(выполняют движения сопряженно с движениями логопеда, проговаривая строки)
Мячик сильно я сжимаю
И ладошку поменяю.
«Здравствуй, мой
любимый мячик!» —
Скажет утром каждый пальчик.
Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
По руке круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево — как хочу.
Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец.
Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.
3. Определение предмета по тактильным ощущениям
Дети садятся, им раздают «волшебные мешочки», в которых лежат пластмассовые гласные буквы.
Логопед. Закройте глаза и определите на ощупь, что спряталось в "волшебном мешочке"?
Дети: буквы [а], [о], [у], [и], [ы].
Логопед : Как вы думаете, как можно называть эти буквы одним словом?
Дети: Гласные.
Логопед : А чем гласные отличаются от согласных?
Дети: Гласные произносятся голосом; их можно спеть: гласные можно крикнуть и др.
Логопед : Верно. Сегодня мы с вами поговорим о гласных звуках и буквах. Ребята, а кто вспомнит, чем отличаются звуки и буквы?
Дети. Звук мы говорим и слышим. Буквы читаем и пишем.
Логопед. Замечательно, вы запомнили, что звук, который мы произносим, на письме обозначаем знаком - буквой.
4. Игра «Угадай звук»
Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласных звуков, а дети их хором называют.
5. Логоритмическое упражнение
Дети встают полукругом и пропевают гласные, сопровождая движением:
[а] — руки плавно разводят в стороны;
[о] — руки поднимают вверх в виде овала;
[у] — руки вытягивают вперед, пальцы сжимают в кулачок; указательный вытягивают вперед;
[э] — правую руку поднимают вверх, округляют спинку и руку, наклоняя голову вниз, левая перпендикулярна, локотком упирается в бок;
[ы] — пальцы сжимают в кулачок, руки сгибают под подбородком, кулачки «выворачивают наружу.
6. Игра «Найди буквы» (Приложение №1)
Дети получают карточки с набором букв и сложную инструкцию логопеда, подкрепленную образцом на каждой карточке.
Логопед : Внимательно рассмотрите все буквы. Все буквы "А" зачеркните, буквы "О" обведи в кружок, а буквы "У" подчеркните одной линией, над буквой "ы" поставьте точку.
А О И К Ы А А Л У В Ф У Ж А О И К Ы А
А т о ы и у к а п д ы о к и а у д а у э и а а у п и у л т а у и а в
О м а у к т и ы у и р а л в и с а и у л т а у и а в п д ы о к и т г
Дети выполняют задание на индивидуальных раздаточных карточках.
7. Игра «Рассели картинки»
На столах у детей наборы картинок с разными гласными посередине (сок, дым, бак, лук). На магнитной доске расположены «домики» с гласными буквами а, о, у, ы.
Логопед : Нужно выделить гласный звук из названия картинки и «поселить» ее в свой домик.
Дети выполняют по очереди, проверяя все вместе, правильность расселения картинок.
Логопед. А теперь припомните и назовите картинки, которые вы "поселили" в "домик" с буквой "А"?
Дети выполняют задание.
Логопед. А какие картинки живут в "домике" с буквой "Ы"?
Дети дают ответы.
8. Игра «Угадай, что напишу» (прием дермолексии)
Дети встают в круг.
Логопед : Закройте глаза, вытяните вперед ладошку. Какую букву я написала? (Подходит к каждому и «пишет» на его ладошке пальцем букву.)
А теперь откройте глаза и найдите картинку, в названии которой есть этот звук, и возьмите ее.
Дети выполняют.
Проверяем. Каждый называет свой звук и картинку, а остальные, если согласны, хлопают в ладоши.
9. Игра «Собери букву» (из частей разрезного квадрата) (Приложение №2)
У каждого ребенка на столе карточка с изображением 3 вариантов буквы и 9 деталей разрезного квадрата.
10. Итог занятия
Логопед. Дети, что вы научились делать? Что вам понравилось?
Дети отвечают.
Список использованной литературы
1. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. – Москва: Учебная литература, 2009.
2. А. Ф. Ануфриев С. Н. Костромина Как преодолеть трудности в обучении детей. Москва"0СЬ-89" ,2013.
3. Е. А. Пожиленко Волшебный мир звуков и слов Москва "Владос",1999.-224с.
4. С. Васильева, Н. Соколова Логопедические игры для дошкольников М. :"школьная пресса",2011.
5. Т. Н. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Еветигнеева Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры -СПб. :"Детство-Пресс",2002-64с
6. М. М. Безруких Ступеньки к школе. Азбука письма. Москва "дрофа",2012.