Елена Васильева
Злость, агрессия у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое злость? Это сильное чувство, сопровождающееся большим подъёмом энергии. Функция злости в защите наших границ и в достижении цели. Часто злость проявляется в процессе фрустрации, когда ребенок чего-то очень хочет, но не получает. Следовательно, злость показатель интереса или нарушения границ, злость направлена для прояснения, чего я хочу и где ты переступил мои границы.
Публикация «Злость, агрессия у детей» размещена в разделах
С детства внушают, что злиться плохо, злиться нельзя, особенно на друзей, родителей, воспитателей, то есть именно на тех людей, с кем ребенок находится в тесном взаимодействии, а иногда и в зависимости. Злость маскируется, трансформируется в: страх (а вдруг меня поругают или накажут, чувство вины (ребенок не позволяет себе злится на другого, винит себя за свои чувства, желания, действия; очень часто взрослые сами навязывают ребенку чувство вины, упреками и наказаниями, вытеснение, обесценивание ( например: ребенок может не принимать игры, предложенные вами, показывать, что они глупые и неинтересные, скука (подавление злости может приводить к притуплению интересов, к отказу чего-то хотеть и добиваться, сарказм (ядовитые высказывания, желание обзываться, стыд (злость направляется внутрь себя, а не вовне, игнорирование, обида (очень часто применяется для манипулирования, когда не хочется открыто проявлять и говорить о своих чувствах и желаниях).
Ребенку очень важно научиться:
• Ребенку нужно научиться переживать свою силу и своё бессилие (я отобрал игрушку, у меня отобрали игрушку)
• Важно различать действие и намерение (как хотел, как получилось)
• Ребенку важно получить опыт успешности (уговорить маму в чём-то, одержать победу в игре)
• Встретится с безысходностью (ты очень хотел эту игрушку, но она не наше, так обидно и печально, мы не можем с ней поиграть)
• Встретится с ограничениями (правила, границы, они должны быть чёткими и надежными, в противоположном случаи ребенок будет испытывать тревогу и негативное чувство контроля ситуации, с которому в силу возраста ещё не готов).
Задача взрослых:
• Принять, признать, увидеть и восхитится (я вижу, что ты громко кричишь на весь магазин, мне нравится, что ты можешь быть таким громким, но не мог бы ты быть потише сейчас)
• Выдержать, но остаться в контакте (быть выше эмоций ребенка, но при этом не лишать его контакта, не уходить от него. Если ребенок лезет в драку с вами, можно применить способ вытянутой руки, обозначить границы, сказать, что выстроились потому, что вы не хотите, что бы вам было больно. Не подпуская ребенка к себе близко, вы всё равно остаётесь в контакте с ним, просто оно приобретает другие граница.)
• Показать ограничения (если сказали, нет или да, не нужно менять решение)
• Помочь пережить силу ребенка (когда, что-то ломает)
• Помочь пережить бессилие (Да, тебе плохо больно, обидно, ты плачешь) озвучить помочь пережить
• Научить находить подходящие способы выхода агрессии (бить подушку, кидать мяч)
• Задача дать детям понять, что мир выдержит мою агрессию
Важно всегда помнить, что агрессия всегда говорит о потребности!
Если есть потребность в дополнительном выходе агрессии, важно придумать способ: побить подушку, попинать мяч, поиграть в монстра, порвать бумагу и т. д.
Желаю всем конструктивной агрессии!