Ерошкина Валерия Владимировна
План-конспект игрового часа «Растения, которые пришли с Петром Первым в Россию» для детей от 7 до 17 лет
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект игрового часа для детей от 7 до 17 лет
Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
План-конспект игрового часа по теме «Растения, которые пришли с Петром Первым в Россию.»
Форма работы: беседа, игра.
Воспитатель: Ерошкина В. В
Отрадненский район
станица Попутная
Целевая аудитория: несовершеннолетние 7-17 лет.
Форма и методы работы: беседа, игра.
Публикация «План-конспект игрового часа „Растения, которые пришли с Петром Первым в Россию“ для детей от 7 до 17 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Растения. Изучаем мир растений
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
Цель: ознакомить детей с историей России, нововведениями Петра 1.
Задачи:
1. обогащать опыт детей, пополняя новыми знаниями и сведениями;
2. воспитывать понимание о домашних обязанностях.
Ожидаемый результат: воспитание трудолюбия, расширение кругозора.
Оборудование: ноутбук, спортивный инвентарь.
План.
1. Вводная часть – сообщение темы занятия.
2. Основная часть –беседа о растениях, просмотр презентации, эстафеты.
3. Заключительная часть – подведение итогов, отгадывание загадок, рефлексия.
Ход мероприятия
Вводная часть
Воспитатель:
Жил да был на свете царь,
Земли русской государь.
Жил, поживал с женой любимой,
В крещении - Екатериной.
Был характером крутой,
До работы заводной.
Сам дрова колол, рубил
И лентяев не любил.
Был в любом деле примером.
Овладел кузнечным делом.
В дальних странах видел флот,
Сам построил первый БОТ.
Времени не тратя даром,
Он издал Указ боярам:
«Я, Пётр Первый, царь Руси,
Много стран исколесил.
Чудеса там повидал,
Много нового познал. (слайд 1)
Мы привыкли использовать в пищу многие растения и продукты и мало кто задумался о том, как они появились в нашей стране, благодаря кому мы имеем возможность их выращивать и употреблять в повседневной жизни. Сегодня мы расскажем о том, что Россия приобрела благодаря Петру Великому.
Основная часть
Воспитатель:
Фрукт отведал необычный,
Для Руси он непривычный:
Там картофелем зовётся.
Я привез, пусть приживётся
Проголодаешься – картофель посадить догадаешься.
На Руси без картошки – что гулянка без гармошки.
Картофель – второй хлеб. (слайд 2)
Вот какие пословицы поговорки были придуманы русским народом об этом растении, которое появилось у нас благодаря Петру. Пётр I, путешествуя по Голландии, отведал там картофельные блюда и решил отослать партию картофеля в Петербург одному из своих приближённых, графу Шереметеву. Граф был очень рад вниманию царя. Когда же в присутствии слуг и домочадцев открыл мешок и. сильно разочаровался. С большой брезгливостью, двумя пальцами, он вынул из мешка серый неказистый «плод», откусил кусочек, но тут же выплюнул. Не знали тогда в России, что делать с картофелем!
Вы можете представить себе, что такое обычный продукт на нашем столе, как картошка, обыкновенная картошка была когда-то редким лакомством!
Люди не умели его правильно выращивать, не знали даже что есть, и ели не клубни, а ягоды, которые ядовиты. Прошло более ста лет, прежде чем картофель стал привычными русским продуктом. Первое время это было редкое блюдо даже за царским столом.
Воспитатель:
Рассеялись туманы,
Растаяла зима.
И расцвели тюльпаны -
В наш дом пришла весна!
Их лепестки трепещут,
Как крылья мотыльков.
А вдруг они все вместе
Взлетят до облаков?
И полетят, как стая
Весёлых мотыльков
До дальнего до края
Голландских берегов!
Вот отчего так часто
В сад выбегаю я -
Мне с ними расставаться
Не хочется друзья (слайд 3)
Название растений, видимо, происходит от персидского слова toliban (тюрбан, данное тюльпану за сходство его цветков с головным убором восточных народов. Позже тюльпаны попали в Турцию, где стали излюбленными цветами и где их не только выращивали, но и занимались улучшением.
Луковицы тюльпанов появились в России только в 1702 году, Пётр I, посетив Голландию, был очарован растущими в дворцовых садах, цветами. Луковицы стоили дорого, поэтому вплоть до 19 века тюльпаны выращивались только в садах состоятельных людей.
Воспитатель:
Подсолнухи. Так маленький ребёнок
В простых явленьях видит чудо сказки.
И радостно, что поутру, спросонок
Всем улыбаются распахнутые глазки.
Подсолнухи, как дети, к Солнцу тянут
Свои лучисто-жёлтые головки.
Заложена такая в них сноровка,
Как будто сами скоро солнышками станут.
Они отважны, тучи – не помеха,
К лучам стремятся взглядом прикоснуться.
Поля исправит лето детским смехом,
Там скоро вновь подсолнухи проснутся. (слайд 4)
Подсолнечник, подсолнух, по латыни «гелиантус», солнечный цветок, – не зря имя этого растения связано с солнцем. Благодаря интересной особенности – поворачивать венчик вслед за солнцем в течение дня, – подсолнечник обожествляли племена североамериканских индейцев еще 3 тысячи лет назад до н. э. Со стороны, освещаемой интенсивнее, происходит рост стебля, на миллиметры, за счет действия гормона ауксина, поэтому головка немного поворачивается, и так в течение дня. С легкой руки Петра Первого подсолнух попал в Россию в начале XVIII века и только там превратился в великолепное сырье для производства подсолнечного масла.
Воспитатель
Жарким пламенем горит,
Оранжевый, как солнце,
Сильным запахом манит
Сок под толстой кожицей.
Снимем цедру осторожно -
Здесь понадобится ножик.
Дольки нежные добудем,
Наслаждаться вкусом будем.
- Это что за господин?
- Яркий спелый апельсин (слайд 5)
В начале XVIII в. слава об апельсинах дошла и до России. В 1714 г. князь А. Д. Меньшиков построил дворец с большими оранжереями, в которых стали выращивать эти плоды, и дал ему название в честь апельсина — Ораниенбаум (от немецкого — апельсиновое дерево). А спустя некоторое время Екатерина II приказала именовать этот дворец вместе со слободой городом Ораниенбаум и посвятила ему герб: оранжевое апельсиновое дерево на серебряном фоне.
Воспитатель:
Ах, чашка кофе поутру!
Ну, разве кто-нибудь не знает,
Как люба сонному нутру
Она, горячая, бывает (слайд 6)
Не всем пришелся по вкусу ароматный черный напиток, придающий силы, лишающий сна, возбуждающий эмоции и чувства. Наверное, так происходит со всеми великими открытиями в мире.
Так произошло и с кофе, хоть и недолго, но в истории кофе была черная полоса неприятия и ненависти. Так как священная книга запрещала мусульманским верующим любые напитки, вызывающие возбуждение, то и кофе попало в черный список наравне с алкоголем.
Но император Российский Петр I, в приказном порядке заставлял на своих знаменитых ассамблеях придворных пить кофе. Входящим в небезызвестную Кунсткамеру, при входе предлагалась чашечка кофе. Петр, пребывая в Голландии, так привык пить кофе, что решил всю свою дворцовую челядь заставить разделять пристрастия своего императора. Вот и правильно, если бы не он, то не скоро Россия получила в свое меню этот прекрасный напиток.
Воспитатель:
На полях произрастаю,
Пышно листья распускаю.
До кондиции сушусь,
Долго, тщательно мельчусь,
Потом в трубку набиваюсь
И в коробку отправляюсь.
Приготовлен для огня,
Дым пускать умею я.
Люди этот дым вдыхают
И себя им отравляют.
Я здоровью – лютый враг.
Называюсь я -. ТАБАК (слайд 7)
В XVIII веке царь Пётр Первый продал англичанам право экспортировать табак в Россию, легализовав тем самым его употребление. Пётр Великий не только сам пристрастился к курению трубки, но заставил под страхом смерти курить своих бояр. В феврале 1697 года он принял ряд указов, легализующих продажу табака и устанавливающих нормы его распространения. Царь самолично установил единый стандарт качества продаваемого табака. Он также приказал приступить к экспериментальному разведению этой культуры и засеять табаком первые плантации на Украине.
Воспитатель: а теперь, ребята, я предлагаю вам принять участие в эстафетах.
Собери ложкой картошку
В игре участвуют по два человека. На пол рассыпают 6—8 картофелин. У каждого ребенка корзинка и деревянная ложка. По сигналу надо собирать картошку ложкой, по одной штуке, и класть ее в корзинку. Побеждает ребенок, собравший больше картошки за определенное время.
Посади и собери урожай
Оборудование: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.
Участвуют 2 команды по 4 человека.
1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
Побеждает тот, кто больше собрал.
Подвижная игра "Огород у нас в порядке"
Огород у нас в порядке,
Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой).
Мы пололи огород (наклоняемся, достаем руками пол).
Поливали огород (показываем, как поливали лейкой).
В лунках маленьких не густо
Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени).
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся).
А сейчас ей тесно, бедной,
Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)
Овощи и фрукты
Дети строятся в шеренгу по одному. Воспитатель называет различные овощи и фрукты. Если слово относится к овощам, то дети должны быстро присесть, а если к фруктам – поднять руки вверх. Те, кто ошибся, делают шаг вперед. Побеждают игроки, сделавшие меньше ошибок.
Можно провести игру иначе. Дети делятся на две команды и встают в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 2-3 метра. При назывании фруктов поднимают руки игроки шеренги стоящей справа от воспитателя, а при назывании овощей – игроки, стоящие слева. За каждую ошибку, допущенную игроком, его команда получает штрафное очко. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков.
Овощи, фрукты, ягоды
Воспитатель просит встать детей в круг лицом к центру. Троим малышам следует дать по большому резиновому мячу разных цветов. Цвет каждого мяча соответствует названию ягод, фруктов и овощей. Например, красный цвет обозначает ягоды, зеленый – овощи, желтый – фрукты. По сигналу ведущего мячи передаются по кругу из рук в руки. Внезапно ведущий произносит одно из названий плодов, например «клубника». В этот момент передача мячей прекращается, а игрок, держащий в руках красный мяч, должен поднять его над головой. Затем передача мячей продолжается, и вы называете другой овощ, ягоду или фрукт. Каждый раз тот, кто перепутает цвет мяча, выходит в центр круга, затем вновь вступает в игру, а его место занимает новый проигравший.
Заключительная часть
Воспитатель:
Вот мы и узнали о растениях, которые пришли к нам в Россию благодаря Петру Великому.
Давайте проверим как вы узнаете эти растения, отгадав загадки:
Его родина Иран,
Он объездил много стран,
По природе он красив,
Но совсем не прихотлив!
Ответ: тюльпан
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетой фабрики —
Из далёкой Африки.
Ответ: апельсин
Он черен, как дьявол. Горяч, как яд! Он чист, как ангел.
(Кофе)
Неказиста, мелковата,
Только любят все ребята
Запеченную в костре,
В ароматной кожуре.
“Русский хлеб”, зовём мы крошку –
Нашу добрую…
(картошку)
Желтое солнышко стоит на ножке,
в нем много черненьких домов,
а сколько черненьких домов,
столько беленьких жильцов.
(Подсолнух)