ирина огурцова
Конспект воспитательного часа в 4 классе на тему «Семейные реликвии» в школе-интернате для слабовидящих детей
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила и провела: воспитатель Огурцова И. В.
Цель: воспитать уважительное отношение к своей семье; пробудить у детей желание к ведению семейных альбомов; хранению семейных реликвий; учить уважать и любить своих родителей.
Оборудование: на столе - выставка семейных реликвий, фотоальбомов, которые будут представлять ученики.
Ход классного часа.
1. Организационный момент
Звучит песня про семью – «Любите и не обижайте друг друга!»
Публикация «Конспект воспитательного часа в 4 классе на тему „Семейные реликвии“ в школе-интернате для слабовидящих детей» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Ребята,не случайно сегодняшний классный час мы начинаем с музыки, посвященной семье. Речь сегодня пойдет о семейных реликвиях. Сначала давайте попробуем назвать слова, которые у вас ассоциируются со словом «реликвия».
Реликвия – это…
….Итак, это, прежде всего, семейные фотографии, дорогие вещи, оставшиеся после известных, уважаемых или дорогих вам людей. Вещи, с которыми связаны события, воспоминания, - и есть реликвия.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
II. Сообщение темы классного часа.
III. Раскрытие темы классного часа.
Добрая память о родителях, дедушках, бабушках всегда переходила к их потомкам. Когда мы говорим о семейных реликвиях, мы видим фотографии родственников в доме на стене, бабушкино кольцо, которое передается из поколения в поколение, много других вещей. В каждой семье они свои.
Я хочу предложить вашему вниманию отрывок из письма В. А. Сухомлинского своему сыну:
«…. Первое письмо сыну, улетевшему из родительского гнезда…Хочется, чтобы оно осталось у тебя на всю жизнь, чтобы ты хранил его, перечитывал, думал над ним… Сохрани же его на всю жизнь. Я тоже сохранил первое письмо от отца. Мне было 15 лет, когда я улетел из родительского гнезда – поступил учиться в Кременчугский педагогический институт. Был трудный 1934 год. Помню, как провожала меня мать на вступительные экзамены… Никогда не забуду того дня, когда мать передала мне первый каравай, испеченный из новой ржи…И рядом с караваем отцовское письмо – то первое письмо, о котором я говорю: оно хранится у меня как первая заповедь… «Не забывай, сын, о хлебе насущном. Я не верю в бога, но хлеб называю святым. Пусть и для тебя он на всю жизнь останется святым…»
А сейчас я прошу вас ответить на мои вопросы:
1. С какими чувствами пишет В. А. Сухомлинский о первом письме отца?
2. Какие чувства вызвал у вас отрывок этого письма?
3. С чем сравнивает Василий Александрович родительское письмо? Можно ли это письмо назвать семейной реликвией?
Вы, ребята, принесли сегодня реликвии, хранящиеся в вашей семье. И сейчас мы послушаем ваши рассказы.
Прекрасным способом выражения уважения к семье, роду, предкам являются национальные обычаи и традиции. Это сохранение, приумножение и передача из поколения в поколение семейных реликвий.
Мамины сережки – талисман семьи,
Нам откроют тайны непростой судьбы,
Сколько было трудных и счастливых дней,
Мамины сережки. Часть души моей.
Мамины сережки – праздник на века,
С радостью сжимаю их в своих руках,
В будущем и прошлом, в настоящий век,
Унесу с собою по истокам рек.
1.Соня и Гоша принесли сегодня игрушечный домик, который смастерил их прадедушка для их мамы, когда ей было всего 4 годика.
Презентация Гоши и Сони.
Понравилась ли вам презентация? Почему?
Память о своих предках – не прихоть и не дань моде. Это естественная потребность – придерживаться своей родословной, беречь таким образом семейные реликвии, традиции, и передавать их по наследству следующим поколениям. Тех, кто отказывается или пренебрегал исторической памятью, презрительно называли «человек без рода - племени». Вот так, от рода к роду, существовала тесная взаимосвязь.
2. Аня принесла сегодня подушечку, которую вышивала ее бабушка, когда ей было всего 13 лет. Тогда она только училась вышивать, помогала ей ее мама – прабабушка Ани.
Презентация Ани.
Тронул ли вас рассказ Анечки?
3.Оля расскажет нам о книге, которой уже более 80 лет. Эту книгу подарила ее бабушке мама, и теперь она хранится как реликвия в их семье.
Презентация Оли.
4.Наташа сегодня расскажет нам о сумочке, которую связала своими руками ее бабушка для мамы Наташи, когда мама была молоденькой девушкой.
Презентация Наташи.
5. Я тоже хочу рассказать вам о шкатулке, которую моя бабушка подарила на свадьбу моим маме и папе в 1950 году. Она сделана из дерева и украшена инкрустацией. В нашей семье она хранится уже 65 лет.
Презентация шкатулки.
А это рушник, вышитый прабабушкой моего мужа.
На свадьбе его бабушки молодых встречали с хлебом и солью на этом рушнике по старой русской традиции. Бабушка своими руками украсила его кружевом, связанным крючком, и встречала с ним на свадьбе отца и мать. А потом с караваем и солью на рушнике по традиции встречали нас с мужем на нашей свадьбе. А мы с мужем встречали с хлебом и солью на нем нашу дочь на ее свадьбе. Итак, ему уже больше 80 лет, и мы бережно храним его в нашей семье. Он послужил нам уже на 4 свадьбах. Эти предметы хранят историю нашей семьи и мы дорожим ими.
Семейная связь времен – это тайные нити, которые связывают сегодня и вчера. Вот она – наша история, наша судьба в фотографиях, разных лицах, дорогих вам людях. Давайте заглянем в семейные альбомы наших участников.
Просмотр семейных фотографий ребят.
1. Можно ли считать фотографии семейными реликвиями? Почему?
2. Согласны ли вы с тем, что семейные фото – это больше, чем история одного рода, это часть нашей истории? Аргументируйте свой ответ.
Родители не только пытались передать своим детям в наследство навыки труда и поведения, но и оставить о самих себе добрую память. Неслучайно В. А. Сухомлинский в своем письме к сыну пишет, цитируя строки письма своего отца: «…Помни, кто ты и откуда вышел. Помни, как трудно добывается этот хлеб. Помни, что дед твой, мой отец Омелько Сухомлин, был крепостным и умер за плугом на ниве. Никогда не забывай о народном корне…»
Жизнь человека- только миг
В безбрежном времени вселенной,
И только в памяти живых
Она становится нетленной.
И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольется.
И никогда не оборвется
Веков связующая нить.
IV. Итог классного часа.
Я хочу снова вернуться к письму, с которого мы начинали сегодняшний классный час. Итак, письмо В. А. Сухомлинского сыну: «…Мы с матерью знаем, что каждое молодое поколение немного снисходительно относится к поучениям родителей…Может быть, это и так…Может быть, прочитав это письмо, ты захочешь положить его куда- нибудь подальше, чтобы оно меньше напоминало о бесконечных поучениях отца и матери. Ну, что же, положи, но только хорошенько запомни, куда, потому что придет день, когда ты вспомнишь эти поучения, скажешь себе: а все- таки прав был отец… и тебе надо прочитать это старое полузабытое письмо».
Семейные фотографии, реликвии, рассказы о традициях, которые передаются от поколения к поколению, - это больше, чем история одного рода, это часть нашей истории. Каждый из вас живет в своей семье, среди близких и дорогих людей. И от вас зависит, какой будет память о ваших родителях, дедушках или бабушках. Дорожите этой памятью, приумножайте ее своими добрыми делами, чтобы увековечить в родословной.
Оля.
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
- Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Две дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!