Сартания Наталия Анатольевна
Развитие творческих способностей у дошкольников с учетом гендерного подхода
▼ Скачать + Заказать документы
ПИСЬМО К ЧИТАТЕЛЮ
Дорогие и уважаемые читатели, прежде всего мне бы хотелось поделиться с Вами мотивом выбора моей педагогической работы на тему «Развитие творческих способностей у дошкольников с учетом гендерного подхода».
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творческие личности были нужны всегда, так как именно они определяют прогресс человечества.
Темочки:
- Гендерное воспитание
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих людей, действующих во благо развития общества. То есть данная проблема не нова в плане её постановки. Но не нова она и в плане доказательства необходимости её решения уже в дошкольном возрасте. Более того, игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности.
Именно воображение – одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. В последующие годы не складываются такие благоприятные возможности для его развития. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание её как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей, в отношении к себе (т. е. творческое саморазвитие).
В своей работе я делаю акцент на развитие творческих способностей с учетом гендерного подхода. В последнее время гендерная проблематика находится в центре внимания ученых и практиков отечественной педагогики. Актуальность гендерных исследований определяется тем, что социальная стратегия государства предполагает включение гендерного компонента во все области человеческой жизни: политику, экономику, культуру, образование.
В педагогике направления гендерных исследований получили законодательное обоснование в приказе Министерства образования и науки РФ (17.10.2003г) «Об освещении гендерных вопросов в системе образования». На основании социального заказа Закона РФ «Об образовании» гендерное воспитание рассматривается как приоритет свободного развития личности воспитанников (ст. 2); направляет усилия педагогов на создание условий для самоопределения и самореализации воспитанников (ст. 14).
В настоящее время в научной литературе существует немало трактовок понятия «gender». Обобщая многие из них, можно сказать, что гендер — это одна из единиц классификации общества, разделяющая людей на мужской и женский пол, вследствие культурно-исторического, философского, социального, экономического развития которой, природные (анатомо-физиологические, биологические) характеристики мужчин и женщин как индивидов преобразовались в социальный статус человека, прежде всего, как личности, со своими особенностями поведения, социальными ролями и формами деятельности.
Гендерная проблематика занимает целый пласт возможностей для изучения и исследования в различных областях науки (культурология, медицина, психология, искусствоведение) исходя из собственных целей и задач.
Цель моей работы - развитие творческих способностей дошкольников с учетом гендерного подхода. Реализация гендерного подхода требует изменения акцентов в деятельности педагога, требует овладения и использования им специальных методик. Теоретическое исследование проблемы имеет принципиальное значение для повышения продуктивности в работе педагога.
Интересно отметить Фрейд считает, что искусство возникает в период детства человечества, когда принцип удовольствия (деятельность первичных процессов) ещё не вытеснен принципом реальности. Стремление большинства детей рисовать, можно объяснить, как считает Выготский, тем, что в основе творчества лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления и желания. Нам известно, что одна из потребностей детей – это необходимость социально приспособиться, преодолеть комплекс малоценности (Адлер). Конечно, в этом аспекте можно выделить подразделение на биологическое и социальное, но наша задача состоит не разделить, а объединить эти процессы и направить на развитие творческой личности при этом художественная биологическая одарённость выступает как средство социальной адаптации.
Ценность гендерного подхода заключается в том, что он являет собой индивидуальный подход к проявлению ребенком гендерной идентичности, полагающий, что различия в поведении мальчиков и девочек (мужчин и женщин) определяются не столько их биологическими особенностями, сколько социально-культурными факторами.