Анжелика Турулина
Песочная АРТ-терапия как средство снятия стресса и тревожности у несовершеннолетних
Занятие для несовершеннолетних.
Возраст от 5 лет.
Цель: снятие стресса и тревожности.
Добрый день, уважаемые участники нашего занятия! Давайте познакомимся. Меня зовут….А вам я предлагаю представиться по очереди и продолжить предложение Я люблю…. я не люблю….
Сегодня мы с вами проведем занятие с помощью одной из техник АРТ-терапии. Арт-терапия – это метод лечения искусством.
У каждого человека в жизни бывают сложные ситуации, ссоры, обиды, тревоги. Что помогает каждому из вас поднять себе настроение, успокоиться? (проходит обсуждение).
Публикация «Песочная АРТ-терапия как средство снятия стресса и тревожности у несовершеннолетних» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Страх и детская тревожность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Сейчас я вам предлагаю подойти к песочнице. Для начала давайте познакомимся с песком. Потрогайте его. Какой песок? (холодный, приятный, сыпучий….). Что можно делать на песке? (ответы).
Предлагаю вам упражнение «Отражение». Делим песочницу пополам. Один участник рисует, второй отзеркаливает. Меняемся местами.
Следующее упражнение «Ощущение». Один участник встает сзади другого, рисует у него на спине что-то, второй участник воспроизводит на песке. Меняемся местами.
А теперь предлагаю вам перейти к основной части нашего занятия.
Участникам группы дается следующая инструкция: «Вы – волшебники. Вы задумали отправиться в путь, в путешествие, для того, чтобы найти страну, в которой еще никто не жил, - пустыню. Там вы создадите цветущую сказочную страну. Сейчас каждый из вас выберет себе трех героев, которых вы бы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома – все, что необходимо для создания сказочной страны». Образ Волшебника в данной инструкции является «нормирующим» : его кодекс чести не позволяет ссориться, разрушать то, что создает волшебник рядом, актуализирует потенциальные творческие части личности.
Когда участники группы выберут фигурки, можно предложить им строить сказочную страну либо всем вместе, либо по очереди. «Каждый волшебник создавал свой кусочек сказочной страны, стараясь не мешать другому, и делал так, чтобы его часть дополняла то, что строят волшебники рядом». Или «Каждый волшебник по очереди подходил к пустыне и строил то, что считал нужным, следующий волшебник пристраивал к этому что-то свое. Так продолжалось до тех пор, пока волшебники по очереди не построили сказочную страну, дополняя друг друга».
Примерные вопросы для обсуждения:
• Как рождались идеи, и какие чувства появлялись при возможности/невозможности их реализации?
• Какие чувства были у вас, когда ваши идеи получали поддержку у остальных?
• Что ощущали, поддерживая идеи других?
• По каким признакам вы определяли, что ваши идеи не получили поддержки в группе?
• Что ощущали при этом?
• Каково было работать в группе, как вы себя чувствовали?
• Что вы чувствуете, глядя на результат своей работы в песочнице?
• Хотели бы вы изменить что-либо в своей работе?
А теперь предлагаю вам упражнение на релаксацию.
Прилягте на эти удобные диванчики.
Радуга
Закройте глаза, расслабьтесь и слушайте мой голос.
Представьте себе, что вы лежите на мягкой зелёной траве. Над вами чистое, голубое небо, а на небе яркая разноцветная радуга. Радуга блестит и переливается всеми цветами и передает вам своё настроение. Красный цвет даёт вам тепло и силу. Вы становитесь сильнее, вам тепло и приятно. Жёлтый цвет приносит радость. Солнышко тоже жёлтого цвета, лучики солнца вас гладят, и вы улыбаетесь. Зелёный цвет – это цвет травы, листьев. Вам хорошо спокойно. Голубой и синий – цвета неба и воды. Голубой – мягкий и успокаивающий, освежающий, как вода в жару. Запомните ощущения, которые приносил вам каждый цвет радуги, - пусть настроение у вас сегодня будет таким же разноцветным, как радуга!
Теперь можете открыть глаза и запомнить все приятные ощущения.
Рефлексия. В завершении нашего занятия я бы хотела узнать,что вам понравилось больше всего? В чем были трудности? О чем еще хотелось бы поговорить?