Елена Бабарико
Проектная деятельность как метод развития у детей дошкольного возраста интереса к чтению
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе совершенно очевидно снижается статус чтения. На смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными и в результате проявляются следующие негативные тенденции: снижение интереса к книге, замедленное вхождение детей в книжную культуру, сокращение доли чтения в структуре свободного времени подрастающего поколения. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развития коммуникативных функций и т. д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности.
Публикация «Проектная деятельность как метод развития у детей дошкольного возраста интереса к чтению» размещена в разделах
Одним из эффективных методов, способствующих решению данных проблем, является метод проектной деятельности. Проектный метод предполагает построение всего образовательного процесса вокруг центральной темы, что даёт большие возможности для развития детей. Тема помогает организовать информацию оптимальным способом. От темы недельного проекта зависит само содержание работы с детьми.
Немало важным фактором является создание предметно-развивающей среды группы, то есть наполняемость центров активности продуманным и содержательным материалом, в том числе и центр книги. Важно отметить, что восприятие литературных текстов в ходе реализации еженедельных проектов необходимо использовать не только для решения задач соответствующей образовательной области («Восприятия художественной литературы», но и использовать в качестве средства для обогащения образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие, Поэтому педагогу необходимо внимательно и ответственно подойти к подбору художественной литературы.
Во многих семьях мало времени уделяется чтению с детьми. Родители не осознают важность привития любви к книге и чтению. Поэтому воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, консультант по вопросам семейного чтения, психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребёнка.
В сегодняшних условиях работу по формированию у ребенка интереса к книге, тяги к чтению необходимо осуществлять с учетом современных подходов к организации деятельности дошкольников, позволяющих на практике применить принципы сотрудничества и соразвития. Не случайно одним из таких способов взаимодействия ребенка и взрослого все чаще называется метод проектов.
И так, приобщение детей к книге и её чтению возможно через реализацию любого недельного проекта. Независимо от темы недельного проекта, мы так или иначе обращаемся к книге. Ведь через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, знакомится с миром человеческих взаимоотношений.
Например, возьмём реализацию проектов «Дела много у зверей», «Снова птицы в стаи собираются», где целью является создание социальной ситуации развития в процессе презентации странички Красной книги («Дикие животные наших лесов», «Птицы нашего края»). Проект «Широка страна моя родная» - проведение музыкально-литературного развлечения «Наша Родина-Россия». Проект «В мире игрушек» - проведение конкурса чтецов, (вечер – загадок). Проект «Там, где всегда мороз» - создания страницы альбома «Жизнь на Севере». Проект «Путешествие в жаркие страны» - изготовление книжки-малышки (конкурс «Книги своими руками»).
Приобщение детей к книге и к чтению художественной литературы возможно и в рамках реализации специально организованной тематической недели: «Откуда пришла книга», «Наши друзья – книги», «Книжный мир», «Пушкинский день», «По дорогам сказок», «В гостях у сказки» и т. д. Но каждая тема проекта предполагает свою цель, своё содержание работы с детьми, мотивацию детей, итоговое событие и работу с родителями.
Приведем пример сотрудничества педагогов, детей и родителей по проекту «Откуда пришла книга». Осуществляя работу по подготовке к реализации проекта, педагоги обсуждают с детьми о том, что они хотят узнать в ходе данного проекта. Так, были определены цель и задачи, которые стояли перед педагогами, а также цель для детей – узнать, как создается книга, люди каких профессий помогают ей появиться на книжных полках.
Для привлечения внимания детей к теме проекта проведена работа по мотивации детей : воспитателями были предложны ряд предметов, сделанных из дерева. При этом среди предложенных предметов лежала книга. Детям был задан вопрос: что объединяет все эти предметы, как книга связана со всеми этими предметами, как появляется книга, какие профессии людей помогают ей появиться на свет? Таким образом, совместно с детьми было принято решение ответить на все поставленные вопросы.
В течение недели с детьми проводится ряд мероприятий, включающие в себя познавательно-исследовательскую деятельность, продуктивную деятельность, а также тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Так, для расширения представлений детей об истории создания книги родители совместно с детьми находят познавательную информацию о том, как появляется книга.
Для расширения представлений детей о том, где живут книги, можно посетить библиотеку или пригласить библиотекаря детской библиотеки. На экскурсии, работники библиотеки, в игровой форме знакомят детей с правилами поведения в библиотеке и правилами обращения с книгами.
Для обогащения центра книги в группах можно провести акцию “Пришли мне чтения доброго”, в которой родители воспитанников принимают активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнят библиотеку групп.
При ознакомлении детей с художественной литературой детей знакомить с разными жанрами художественных произведений: рассказы, сказки, стихи и др.
Побуждать детей в проведении театрализованных игр, где дети показывают свои знания произведений художественной литературы, что способствует повышению их познавательной активности.
Итоговым событием может быть смотр – конкурс «Книги своими руками», где дети совместно с родителями изготавливают книги, проявляют при этом творчество и фантазию. В процессе создания книг дети знакомятся с составными частями книги: обложкой, страницами, текстом, иллюстрациями. При этом дети вместе с родителями выступают в роли авторов и иллюстраторов детских книг.
Проект «В гостях у сказки» будет предполагать другое содержание работы с детьми, где кульминационной точкой может быть драматизация сказки. Здесь делается ставка на работу с родителями. Данный проект ярко отражает модель общения с воспитанниками, родителями, воспитателями. Он вовлекает родителей в воспитательно-образовательный процесс группы, способствует взаимодействию педагогов, родителей, детей.
В заключение хочется отметить, что одной из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод, который открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей. В основе проектной деятельности лежит особый стиль взаимодействия всех участников образовательного процесса, обозначаемый словом «сотрудничество». Сотрудничают все: педагог- с родителями и детьми, дети – друг с другом, с родителями и педагогом. Такое сотрудничество делает процесс обучения максимально эффективным.