Любовь Мартынова
Перспективный план по обучению грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план образовательной деятельности «Обучение грамоте» в группе общеразвивающей направленности для детей от 6 до 7 лет
месяц Непрерывная образовательная деятельность (занятие)
Содержание работы
(виды деятельности детей с учетом их возрастных особенностей) Условия для индивидуальных потребностей детей Литература
Тема Задачи педагогической деятельности
Сентябрь
1. Обследование фонематического слуха
Публикация «Перспективный план по обучению грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
Развивающие: погрузить детей в мир звуков, развивать интерес к ним;
Образовательные: учить детей передавать звуки природы фонетическими средствами языка;
Воспитательные: создавать в окружении ребенка богатую культурную речевую среду.
Игровая ситуация «Мы в лесу».
Чтение отрывков из сказки К. Чуковского «Путаница» детьми.
Работа в печатных тетрадях
Маханева М. Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет. 2017 г. стр. 16
2. Мир звуков. Звуки речи.
Развивающие: погрузить детей в мир звуков, развивать интерес к ним;
Образовательные: помочь осознать, что слово звучит, его можно произносить и слушать; учить самостоятельно определять количество звуков в звукоподражательных и односложных словах;
Воспитательные: создавать в окружении ребенка богатую культурную речевую среду. Д/у «Угадайка». Звуко- и словоподражание.
Дидактическое упражнение «Длинное - короткое».
Звуковые домики.
Знакомство и работа по схемам. Маханева М. Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет. 2017 г. стр. 17
3. Согласный мягкий звук. [й] и буква Йй Наблюдение за особенностью артикуляиии согласного звука Й. Выбор слов со звуком в словах. Упражнять в звуковом анализе слов с мягким согласным Й. Штриховка и письмо печатной буквы Йй.
Обводка узора по диктовку.
Определение места звука в словах Работа в печатных тетрадях.
Маханева М. Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет. 2017
стр. 56
4. Согласный мягкий звук. [й] и буква Йй Наблюдение за особенностью артикуляиии согласного звука Й. Выбор слов со звуком в словах. Упражнять в звуковом анализе слов с мягким согласным Й. Чтение слогов.
Составление звуковых домиков.
Определение сколько слогов в слове.
Работа в печатных тетрадях.
Маханева М. Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет.
стр. 57
Октябрь 1Буква Я я в начале слова Анализ произношения слов, начинающих со звука (йа, обозначение их буквой.
Анализировать звук А после мягких согласных и обозначение его буквой Я. Штриховка и письмо печатной буквы Яя.
Нахождение изученных букв в рисунке и обводка их по контуру. с
Работа в печатных тетрадях Маханева М. Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет.
стр. 58
2. Буква Я я показатель мягкости Анализ произношения слов, начинающих со звука (йа, обозначение их буквой.
Анализировать звук А после мягких согласных и обозначение его буквой Я. Чтение слогов.
Составление звуковых домиков.
Определение сколько слогов в слове.
Работа в печатных тетрадях Маханева М. Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет.
стр. 60
3. Согласный Звук
[г] и буква г
Развивающие: упражнять в образовании существительных множественного числа;
Образовательные: уточнить артикуляцию звука [г]; учить детей делить слово на части – слоги;
Воспитательные: работать над выразительностью речи (тембр, темп). Штриховка и письмо печатной буквы Гг.
Письмо волнообразной линии по образцу, обводка рисунка.
Игра «Петушок» Работа в печатных тетрадях Маханева М. Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет.
стр. 60
4. Согласный Звук [г] и буква г
Развивающие: упражнять в определении места звуков Г,г в словах и обозначение их условными знаками.
Образовательные: сопоставлять звонкие и глухие согласные;учить детей делить слово на части – слоги;
Воспитательные: работать над выразительностью речи (тембр, темп). Обозначить буквой первый звук в словах.
Собрать слова.
Обвести и раскрасить. Работа в печатных тетрадях Маханева М. Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет.
стр. 61
5. Согласный звук
[Чч] и буква Ч,ч
Развивающие: работа с лексическим значением слов;
Образовательные: учить выбирать слова с мягким согласным звуком, определять его место в слове; упражнять в звуковом анализе слов
Воспитательные: воспитывать культуру речи Штриховка и письмо печатной буквы Ч,ч.
Обводка петлеобразной линии.
Игра «Зайка и зеркало»
Работа в печатных тетрадях Маханева М. Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет. 2017 г. стр. 64
Ноябрь
1. Согласный звук
[Ч,ч] и буква Ч,ч
Развивающие: работа с лексическим значением слов;
Образовательные: учить выбирать слова с мягким согласным звуком, определять его место в слове; упражнять в звуковом анализе слов
Воспитательные: воспитывать культуру речи
Найти букву и обвести в кружок.
Собрать слова из слогов.
Обвести и раскрасить.
Работа в печатных тетрадях Маханева М. Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет. 2017 г. стр. 65
2 Согласный твердый звук
[ш] и буква Ш,ш
Развивающие: развивать умение анализировать артикуляции твердого согласного.
Образовательные: учить детей анализировать звуковой ряд, состоящий из двух гласных звуков;определять место звука, читать слоги.
Воспитательные: воспитывать культуру речи Штриховка и письмо печатной буквы Ш,ш.
Обводка волнообразной линии.
Работа в печатных тетрадях Маханева М. Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет. 2017 г. стр. 66
3. Согласный твердый звук
[ш] и буква Ш,ш
Развивающие: развивать умение анализировать артикуляции твердого согласного.
Образовательные: учить детей анализировать звуковой ряд, состоящий из двух гласных звуков, определять место звука, читать слоги.
Воспитательные: воспитывать культуру речи Игра «Краб».
Игра «Собери слова» Работа в печатных тетрадях Маханева М. Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет. 2017 г. стр. 68
4. Гласный звук
[Э] и буква Э,э
Развивающие: развивать фонематическое восприятие
Образовательные: уточнить артикуляцию звуков [н–н’]; учить анализировать артикуляцию гласного звука Э,э. ; выбирать слова с заданным звуком.
Воспитательные: работать над выразительностью речи. Штриховка и письмо печатной буквы Э,э.
Обводка овальных фигур.
Игра «Землемерка» Работа в печатной тетради
Маханева М. Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет. 2017 г. стр. 69
Декабрь
1. Гласный звук
[Э] и буква Э,э
Развивающие: развивать фонематическое восприятие
Образовательные: уточнить артикуляцию звуков [н–н’]; учить анализировать артикуляцию гласного звука Э,э. ; выбирать слова с заданным звуком.
Воспитательные: работать над выразительностью речи. Игра «Кто больше»
Сколько слогов в словах.
Обведи и раскрась. Работа в печатных тетрадях Маханева М. Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет. 2017 г. стр. 70
2. Буква Е, е – в начале слова Развивающие: развивать умение наблюдать за особенностью произношения слов, начинающихся звуками (йэ) и обозначение их буквой Е;
Образовательные: учить делать звуковой анализ таких слов.
Воспитательные: работать над выразительностью речи. Штриховка и письмо печатной буквы Е,е.
Штриховка вытянутых фигур.
Обводка по образцу Работа в печатных тетрадях Маханева М. Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет. 2017 г. стр. 71
3. Буква Е, е – показатель мягкости согласных звуков Развивающие: развивать умение наблюдать за особенностью произношения слов, начинающихся звуками (йэ) и обозначение их буквой Е;
Образовательные: учить делать звуковой анализ таких слов.
Воспитательные: работать над выразительностью речи. Работа со слогами.
Собери слова.
Обведи и раскрась.
Игра «Большой шар». Работа в печатных тетрадях Маханева М. Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет. 2017 г. стр. 72
4. Буква Ё,ё Развивающие: развивать умение наблюдать за особенностью произношения слов, обозначение их буквой ё;
Образовательные: учить делать звуковой анализ таких слов.
Воспитательные: работать над выразительностью речи. Произнести все звуки в слове.
Штриховка буквы.
Написание по образцу. Работа в печатных тетрадях Рабочая тетрадь
Стр. 53
1. Буква Ё,ё
Развивающие: развивать умение наблюдать за особенностью произношения слов, обозначение их буквой Ё;
Образовательные: учить делать звуковой анализ таких слов.
Воспитательные: работать над выразительностью речи. Прочить слоги.
Дописать недостающую букву.
Назвать предметы, раскрасить звуковые домики. Работа в печатных тетрадях Рабочая тетрадь
Стр. 53
2. Согласные твердый
Звук
[ж] и буква Ж,ж
Развивающие: развивать умение выбирать слова с тверлым звуком Ж, определять место данного звука в словах
Образовательные: упражнять в составлении звуковых схем слов со звуком (Ж) и обозначение звуков буквами.
Воспитательные: работать над выразительностью речи. Штриховка и письмо печатной буквы Ж,ж.
Обводка рисунков по образцу.
Игры «Замок» Работа в печатных тетрадях Маханева М. Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет. 2017 г. стр. 73
3. Согласные твердый
Звук
[ж] и буква Ж,ж
Развивающие: развивать умение выбирать слова с тверлым звуком Ж, определять место данного звука в словах
Образовательные: упражнять в составлении звуковых схем слов со звуком (Ж) и обозначение звуков буквами.
Воспитательные: работать над выразительностью речи. Написать букву, обозначающая первый звук в слове.
Разделить слова на слоги.
Найти потерявшуюся букву.
Обвести и раскрасить.
Игра «Шарик». Работа в печатных тетрадях Маханева М. Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет. 2017 г. стр. 75
1 Согласные Звуки
[Х,х] и буква Х,х
Развивающие: развивать наблюдение за артикуляцией глухого согласного звука
Образовательные: упражнять в умении определять места звука в словах, упражнять в звуковом анализе слов с данным звуком и обозначение звуков буквами.
Воспитательные: работать над выразительностью речи. Штриховка и письмо печатной буквы Х,х.
Обводка и штриховка фигур под диктовку.
Игры «Кукольный веер», «Домик» Работа в печатных тетрадях Маханева М. Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет. 2017 г. стр. 76
2. Согласные Звуки
[Х,х] и буква Х,х
Развивающие: развивать наблюдение за артикуляцией глухого согласного звука
Образовательные: упражнять в умении определять места звука в словах, упражнять в звуковом анализе слов с данным звуком и обозначение звуков буквами.
Воспитательные: работать над выразительностью речи. Прочитать слоги.
Раскрасить звуковые домики.
Провести линию от каждого слога к подходящей звуковой схеме.
Работа в печатных тетрадях Маханева М. Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет. 2017 г. стр. 78
3. Буква Ю,ю в начале слова
Развивающие: развивать интерес к художественной литературе;
Образовательные: учить делать анализ произношения слов, начинающихся звуками (й,у) о обозначать эти звуки буквой Ю
Воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать ответы других детей. Штриховка и письмо печатной буквы Ю,ю.
Игра «Гребешок»
Работа в печатных тетрадях Маханева М. Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет. 2017 г. стр. 79
Февраль 4. Буква Ю, ю – показатель мягкости согласных звуков. Развивающие: развивать интерес к художественной литературе;
Образовательные: учить делать анализ произношения слов, начинающихся звуками (й,у) о обозначать эти звуки буквой Ю
Воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать ответы других детей Прочитать слоги.
Раскрасить звуковые домики.
Составить звуковые схемы для слов.
Работа в печатных тетрадях Маханева М. Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет. 2017 г. стр. 80
1. Согласные твердый звук
[Ц] и буква Ц, ц Развивающие: расширять словарь детей словами – антонимами; работать над обобщенным значением слов;
Образовательные: уточнить артикуляцию звуков [ц]; упражнять в их дифференциации; ознакомить с образом буквыЦц; готовить руку к письму;
Воспитательные: работать над выразительностью речи.
Определить место звука в словах.
Штриховка и написание буквы.
Работа в печатных тетрадях Маханева М. Д
.Рабочая тетрадь
Стр. 59
М
А
Р
т
2. Согласные твердый звук
[Ц] и буква Ц,ц
Развивающие: расширять словарь детей словами – антонимами; работать над обобщенным значением слов;
Образовательные: уточнить артикуляцию звуков [ц]; упражнять в их дифференциации; ознакомить с образом буквыЦц; готовить руку к письму;
Воспитательные: работать над выразительностью речи. Построить для слов звуковые домики.
Собрать слова из рассыпанных букв. Работа в печатных тетрадях Маханева М. Д. г.
Рабочая тетрадь
стр. 59
3. Согласные
звуки
[Ф] и буква Ф,ф
Развивающие: развивать умение определять согласный звук Ф
Образовательные: уточнить артикуляцию звука [ф]; упражнять детей в подборе слов на определенный слог;
Воспитательные: работать над выразительностью речи. Поставить галочку рядом с теми предметами в названии которых есть звук Ф.
Штриховка и написание буквы.
Работа в печатных тетрадях
Маханева М. Д.
Рабочая тетрадь
стр. 60
Март 4. Согласные
Звуки
[Ф] и буква Ф,ф
Развивающие: развивать умение определять согласный звук Ф
Образовательные: уточнить артикуляцию звуков [ф]; упражнять детей в подборе слов на определенный слог;
Воспитательные: работать над выразительностью речи. Построить звуковые домики
Работа в печатных тетрадях
Маханева М. Д.
Рабочая тетрадь
стр. 60
1. Буквы ЬЪ
Развивающие: расширять словарный запас детей;
Образовательные: работать над лексическим значением слов; ознакомить с буквой Ъ,Ь
Воспитательные: работать над выразительностью речи. Штриховка и написание буквы по образцу
Послушать стихотворение и определить какую роль играют эти буквы в словах. Работа в печатных тетрадях
.
Маханева М. Д.
Рабочая тетрадь
стр. 61
2. Буквы Ь,Ъ
Развивающие: расширять словарный запас детей;
Образовательные работать над лексическим значением слов; ознакомить с буквой Ъ,ь;
Воспитательные: работать над выразительностью речи.
Построить звуковые домики для слов и раскрасить правильно комнатки. Работа в печатных тетрадях
Маханева М. Д.
Рабочая тетрадь
стр. 61
3. Согласный мягкий
звук
[Щ] и буква Щ,щ
Развивающие: упражнять детей в образовании формы единственного и множественного числа родительного падежа;
Образовательные: уточнить артикуляцию звуков [Щ закрепить умение детей определять место звука в слове; составлять предложения с предлогами по, под, перед; ознакомить с образом буквы Пп;
Воспитательные: работать над выразительностью речи.
Штриховка и написание буквы по образцу.
Определить место звука в слове. Работа в печатных тетрадях
Маханева М. Д.
Рабочая тетрадь
стр. 62
Апрель
4. Согласный мягкий
звук
[Щ] и буква Щ,щ
Развивающие: упражнять детей в образовании формы единственного и множественного числа родительного падежа;
Образовательные: уточнить артикуляцию звуков [щ]; закрепить умение детей определять место звука в слове; ознакомить с образом буквы Щ,щ;
Воспитательные: работать над выразительностью речи. Найти для каждого слова подходящий звуковой домик. Работа в печатных тетрадях
Маханева М. Д.
Рабочая тетрадь
стр. 62
М
А
й
1. Диагностика
Назови слово, определить количество слогов.
Найти звуковой домик для каждого слова.
Обозначить звуки буквами.
Работа в печатных тетрадях
Маханева М. Д. Рабочая тетрадь
стр. 63
2. Диагностика Обозначить первый звук в словах и написать.
Прочитать слова.
Соединить с соответствующей картинкой.
Работа в печатных тетрадях
Маханева М. Д. Рабочая тетрадь.
стр. 64
3 Обследование детей на конец года
Работа в печатных тетрадях
Маханева М. Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет. 2017 г. стр. 82