Оксана Абдрахманова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Путешествие по вселенной.
Цель:
образовательная – продолжать освоение звукового анализа и синтеза слов, а также образовывать имена прилагательные от имен существительных и называть слова с заданным звуком;
развивающая – закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;
воспитательная – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Материалы и оборудование: проектор, экран; видео фильм – полет в космос, гимнастика для глаз; компьютерная презентация: планета Грамотейка, Луна, комета; ватман с планетами «Слогознайки», картинки для определения слогов в словах; звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А; звёзды со слогами; фонограмма старта космической ракеты; учебник «Азбука»; цветные фишки для звукового анализа слова.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
2. Эмоциональная настройка.
Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
3. Беседа о космосе.
Воспитатель: Ребята, какое время года наступило?
Дети: Наступила весна.
Воспитатель: Какой сейчас весенний месяц?
Дети: Сейчас месяц апрель.
Воспитатель: Какой праздник отмечает вся страна 12 апреля?
Дети: Вся страна отмечает день Космонавтики.
Воспитатель: Да правильно, потому что 12 апреля Юрий Гагарин впервые совершил космический полет, вокруг Земли. А в какой системе находиться наша планета?
Дети: В солнечной.
Воспитатель: Правильно, а теперь давайте вспомним все планеты солнечной системы (дети перечисляют). В космосе очень много неизведанных планет, есть такая неизвестная планета Грамотейка (слайд №1).
4. Постановка учебной задачи.
Воспитатель: Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …
Дети: Ракета.
Воспитатель: Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
5. Артикуляционная гимнастика (проводит логопед, дети встают в круг).
6. Игра «Какой?» (образуй прилагательные от существительных)
Воспитатель: Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой?
Весна – весенний,
дождь – дождливый,
звезда – звездный,
туман – туманный,
солнце – солнечный,
луна – лунный,
ночь – ночной,
лето – летний,
дерево – деревянный,
стекло – стеклянный,
бумага – бумажный,
золото – золотой,
серебро – серебряный,
соль – солёный,
холод – холодный,
лес – лесной,
снег – снежный,
книга – книжный.
7. Игра «Назови слова»
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили ее. Чтобы ее восстановить, вам надо придумать как можно больше слов со звуком [м], можно чтобы этот звук был в начале, в середине, в конце слова.
Воспитатель: Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. (Звучит звук запуска ракеты, на экране видео фильм)
8. Деление слов на слоги.
Воспитатель: На нашем пути еще три планеты «Слогознайки». На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах картинки посмотрите на них внимательно и произнесите это слово, определите количество слогов в этом слове.
Дети: Кот, слон, кит, волк, тигр, еж.
Эти слова состоят из одного слога
Дети: Лиса, кошка, заяц, медведь, кролик, коза.
Эти слова состоят из двух слогов.
Дети: Курица, колобок, корова, лошадка.
Эти слова состоят из трёх слогов.
Воспитатель: Молодцы, помогли словам вернуться домой, на свою планету. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду (З).
Воспитатель: А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе звезда–
Это полная…
Дети: Луна (слайд №2)
9. Звуковой анализ слов.
Воспитатель: Итак следующее задание, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. (Анализ слова луна)
Воспитатель: Сколько слогов в слове луна?
Дети: В слове луна два слога.
Воспитатель: На какой слог падает ударение?
Дети: Ударение падает на второй слог.
Воспитатель: Дайте характеристику звуку [ л ].
Дети: Звук [ д ] согласный, твёрдый, звонкий.
Воспитатель: Охарактеризуйте звук [ у ].
Дети: Звук [ ы ] гласный, безударный.
Воспитатель: Дайте характеристику звуку [ н ].
Дети: Звук [ р ] согласный, твёрдый, звонкий.
Воспитатель: Дайте характеристику звуку [ а ].
Дети: Звук [ а ] гласный, ударный.
Воспитатель: За выполнение этого задания получили третью звезду (Б) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.
10. Физкультминутка.
В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)
Космонавт летит в ракете (наклоны в стороны)
А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)
Расстилается земля (дети разводят руки в стороны)
Воспитатель: На нашем пути следующее испытание.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект…
Дети: Комета (слайд №3)
11. Игра «Поймай звук»
Воспитатель: На хвосте кометы разместились слова, В этих словах, вы должны поймать звук [з]: звездопад, телескоп, звезда, солнце, созвездие, астроном, космонавт (если в слове есть звук з, дети хлопают руками.)
Воспитатель: Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У). А на нашем пути следующее испытание.
12. Гимнастика для глаз
Воспитатель: Следующее задание такое: поиграем с солнышком, только это задание должны выполнить только ваши глазки, внимание на экран (видео фильм).
Воспитатель: Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (К).
13. Игра «Составь слова из слогов».
Воспитатель: Посмотрите, какие у меня есть интересные звездочки, но они не простые, а со слогами. Прочитайте слоги, придумайте с ними слова: МА, КА, РО, БУ, РА, ТА, ЛЕ, МЕ, УМ, УТ, РУ, ПУ, ХО, ЗИ, ЗА, КО, СО. (Дети читают слоги и придумывают с ними слова)
Воспитатель: Молодцы, и за это задание нам дали звезду (А).
Воспитатель: Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили.
Дети: АЗБУКА.
Воспитатель: Это очень нужная и важная книга, по ней мы учимся читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:
Дети: Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
14. Подведение итогов.
Воспитатель: Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?
Дети: Придумывали слова со звуком, составляли слова из слогов, делали звуковой анализ слов, определяли количество слогов в словах, из имён существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки.
Воспитатель: На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.
Дети: До свидания.
Список использованной литературы:
1. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
2. Обучение дошкольников грамоте по методикам Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журовой, Н. В. Дуровой: Программа. Методические рекомендации. Игры-занятия. УМК «Обучение дошкольников грамоте». – М. : Школьная Книга, 2014.