Марина Владимировна Зыкина
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковой анализ слова «кошка».
Согласный звук [т ] и [т’], буква «Т».
Закрепление понятия «глухой согласный звук"
Задачи:
• Формирование умения сопоставлять название животного и его движение.
• Формирование умения подбирать признаки и действия к заданным словам.
• Составлять предложения из трёх, четырёх слов.
• Закрепление умения определять количество слогов и выделять ударный слог.
• Уточнение артикуляции звуков [т ], [т’], упражнение в их дифференциации.
• Знакомство с буквой «Т»
• Формирование правильного захвата орудия письма («щепоть»).
• Развитие мелкой моторики
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Демонстрационный материал: Картинка с изображением кошки. Наборное полотно, кружки для звукового анализа слова, буквы, буква «Т». Карточки – символы, обозначающие: твёрдый, мягкий, глухой согласный звук. Картинка с геометрическими формами для гимнастики для глаз.
Раздаточный материал: предметные картинки с изображениями животных, пеналы с кружками, тетради, ручки, буквы-заготовки по количеству детей, ножницы.
Ход занятия:
Игровое упражнение "Кто как двигается"
На столе у каждого ребёнка предметные картинки, на которых изображены различные животные, птицы, насекомые.
-Рассмотрите картинки, поднимите картинки тех животных, которые двигаются одинаково. Послушайте задание.
-Какие животные прыгают?
Ответы детей: лягушка, кузнечик, белка.
-А эти животные летают.
Ответы детей: бабочка, синичка, павлин.
- Животные медленно ползают.
Ответы детей: улитка, черепаха.
-Какие животные хорошо плавают?
Ответы детей: утка, гусь и кит, рыбка.
- Быстро бегают?
Ответы детей: волк и лиса.
-Ловко скачут?
Ответы детей: заяц и кенгуру.
- Мы с вами назвали только то, как животные, изображенные на ваших картинках, двигаются, передвигаются. Расскажите, что они ещё умеют делать, какие они. Опишите их внешний вид. Составьте об этом предложения из трёх или четырёх слов.
Показываю свою картинку. Например: «Чёрный котёнок лакает молоко».
Дети выполняют задание.
Звуковой анализ слова «кошка»
1. Дети самостоятельно выкладывают звуковую схему слова на столе, используя пеналы: согласные звуки — синие кружки (твёрдые) зелёные кружки (мягкие); гласные — красные кружки.
2. Для проверки задания, выходят дети к доске, по очереди выделяя каждый звук и вставляя кружки в наборное полотно под картинкой.
3. Дети, меняют кружки, на изученные ранее буквы.
4. Делят слово «кошка» на слоги
5. Выделяют на схеме ударный слог, отмечая, его сверху короткой черточкой.
Физкультминутка «Упражнялка»
-Каждое упражнение выполняем по три раза:
Поднимаем руки вверх — это «раз»,
Повернулась голова — это «два»,
Руки вниз, вперед смотри — это «три»,
Руки в стороны по - шире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать — это «пять».
Всем ребятам тихо сесть — это «шесть».
Фонетическая зарядка
• Как тикают часы? (Тик-так.)
• Знаете ли вы сказку С. Михалкова о поросятах? Как она называется? (Три поросёнка)
• Наф-Наф надел футболку в полоску. Как называется такая морская одежда? (Тельняшка)
• Ниф-Ниф сидел дома в кресле и смотрел мультфильмы по. (телевизору).
• Нуф-Нуф нарисовал большого полосатого зверя с длинным хвостом и огромной пастью. Догадались, как зовут этого зверя? (Тигр)
• Какой звук вы слышите в начале слов «три», «тельняшка», «телевизор», «тигр»? (Звук [т ].)
• Какой это звук?
Анализ звука. Закрепление понятия глухой согласный звук
[т ] — согласный звук, так как произносить этот звук нам
помогает язык. Звук глухой, произносится без голоса (горлышко спит). Этот звук может произноситься как твёрдо (топор, три, тарелка, так и мягко (телевизор; тельняшка, тигр).
Речевая гимнастика
Приготовьте указательные пальчики - поиграем:
-Большой молоток стучит жёстко и твёрдо (т-т-т)
(Ударяют одним пальчиком по другому энергично)
-А маленький мягко и нежно (т’- т’- т’)
(Ударяют пальчиком легко)
Игра «Синий - зелёный»
-Возьмите в одну руку синий кружок, в другую – зеленый. Я буду называть слова: если в слове слышится твердый звук [т], поднимайте синий кружок, если мягкий — зелёный. Будьте внимательные!
-Тетрадь, торт, топор, тулуп, тарелка, телевизор, тигр, тюлень, тыква, талон, тупик, театр.
Дети на слух определяют мягкость звука и выполняют задание.
Гимнастика для глаз:
• Дети пробегают глазами по различным геометрическим фигурам, изображенным на картине.
• Сильно зажмуриваются.
• 10-15 раз энергично моргают
• 2-3 секунды сидят, закрыв глаза.
Знакомство с буквой «Т»
Педагог (показывает букву «Т»).
Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток?
Е. Тарлапан
-Дети, а на что ещё похожа буква «Т»?
Ответы детей (подъёмный кран, табуретка, подставка под цветы, вешалка, высокие качели)
-Молодцы! У вас очень хорошо работает воображение.
Дети «прописывают» букву в воздухе. Разрезают букву-заготовку на две части (одна длинная и одна короткая, рассматривают её элементы.
Игровое упражнение «Посолим суп»
Дети складывают пальцы в щепоть и имитируют движение «посолим», которое сопровождают словами:
Мы солили суп, суп
Из перловых круп, круп.
Упражнение проводится вначале правой рукой, затем левой, а третий раз – обеими руками.
Работа в тетрадях. Дети печатают букву «Т» в тетрадях в клетку.
Анализ занятия провела в форме беседы по содержанию занятия.
Это занятие я провела в День открытых дверей для родителей детей нашей группы. Дети занимались с большим удовольствием, родителям очень понравилось.
Литература: О. М Ельцова «Основные направления и содержание работы по подготовке детей и обучению грамоте» Санкт – Петербург 2011.
Инна Светлова «Домашний логопед» Москва 2008.