Любовь Васильева
Конспект НОД по обучению грамоте «Волшебные листья» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщение изученных звуков и букв; гласные буквы и звуки: А, У, О, Ы, И, Э; согласные буквы и звуки: М, Мь, С, Сь Х, Хь, Ш.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках; что такое звук, буква.
Коррекционно-развивающие:
- Совершенствовать умение читать слова, делить слова на слоги, ставить ударение в словах;
- Развивать фонематический слух;
- Образовывать относительные прилагательные;
- Учить детей отгадывать загадки.
Коррекционно-воспитательные:
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Волшебные листья“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи;
- Воспитывать у детей интерес к окружающей природе.
Оборудование: Игрушка клоун Маха, листья деревьев для игры, текст загадок, буквы на каждого ребенка, предметные картинки: липа, ива, дуб, бук, осина, сосна, схемы звуков, светофоры-звуки, схемы звуков, картинка с алфавитом.
Ход занятия: Дети становятся в круг и желают друг другу «Доброе утро».
Объявление темы: Сегодня мы отправляемся в загадочную страну букв и звуков, а сопровождает нас клоун Маха. Вместе с ним сделаем гимнастику для языка. Дети садятся за столы.
Он принес для вас подарки осени – волшебные листья. Рассмотрите их внимательно и скажите, с какого они дерева. Лист из клена (какой) – кленовый, лист березы (какой) – березовый и т. п.
Логопед:
Переверните лист обратной стороной, что там? Выслушивает ответы детей.
Логопед: Как называются эти буквы? Почему они называются гласными? Буквы видим и пишем. Каким цветом обозначаем гласные звуки (красным). Звуки слышим и говорим. Возьмите квадратик и обозначьте звук на листочке, который вы выбрали.
Логопед: Придумайте слова с гласным звуком. Выслушивает ответы детей.
Развитие фонематического слуха. Я скажу название деревьев, а вы скажите, какой звук гласный в них есть: липа, ива, дуб, бук, осина, сосна (с опорой на картинки).
Логопед: Предлагаю вам рассказать стихотворение «Волшебные листья» и превратить ваши буквы в звуки. Звуки слышим и говорим. Фонетическая ритмика с показом листочка с буквой.
Весной и летом листья на деревьях росли (Движения рук вверх с покачиванием,
Зеленели и разные песенки пели:
И – тянулся песенкой звонкой, веселой, (Произносят громко звук)
О – плакал, стонал, словно зубы болели, (Произносят тише)
У - удивлялся и губки дул, (Произносят громко)
Э - непоседа кричал средь ветвей, (Произносят громко)
Ы - злобно ножкой стучал, (Произносят громко и притопывают)
А – убаюкивал всех и качал. (Произносят тихо)
Осень пришла, листья пожелтели, покраснели.
Ветер подул (дуют, словно птицы полетели, (Бегут по кругу)
И на землю, на пенечки быстро сели. (Садятся на стульчики).
Логопед: Клоун постарался и принес нам волшебные большие листья? С какого дерева? Какие? (кленовые). Они разного цвета: желтые, красные. Как назвать одним словом, какие они? Дети отвечают (разноцветные). Посмотрите внимательно еще, какие листья висят!
Логопед: Посмотрите, что на обратной стороне листьев находится? Дети (буквы М, С, Х,Ш).
Логопед: Назовите, какие они издают звуки? Одна мычит, дети (М, вторая свистит, дети (С, третья храпит, дети (Х, четвертая шипит, дети (Ш). Каким цветом они обозначаются? (Мягкие согласные – зеленым, твердые – синим).
Логопед: Как называются звуки, которые мы произносим с помощью губ, языка, зубов? Выслушивает ответы детей (согласные).
Логопед: Маха принес нам письмо, что же в нем? Читает текст: «Отгадайте загадки и из имеющихся у вас букв, составьте слова»:
1. В омуте речном живет,
У него огромный рот,
Вы, слышали о таком?
Ну конечно, это…
(СОМ)
2. Слушай, что это звенит?
Вслушайся: звенит одна
В целом мире тишина.
Если заболело
(УХО)
3. Ни на меру, ни на вес
Но у всех людей он есть.
(Ум)
4. Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настаёт,
Тогда перестаёт.
(МУХА)
5. Те, с кем рядом я жужжала,
Помнят – у меня есть жало
И на брюшке полоса,
Потому, что я…
(ОСА)
6. Я веселый и задорный,
Любят взрослые и дети.
Без меня никак нельзя,
А зовут меня клоун
(МАХА)
Логопед: Буквы видим и пишем. Обозначьте буквы квадратами соответствующих цветов.
Игра «Раздели на слоги, поставь ударение»: МА-ХА, У-ХО, У-ХА, СУ-ША, МА-ША, СА-ША, МИ - ША УА, АУ, САМ, СОМ, СИ-МА.
Логопед: Молодцы! Вы еще познакомитесь со всеми согласными буквами и звуками. МАХА предлагает вам стихотворение - загадку:
Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,
На одной живут странице, а повсюду славятся. Показывает картинку с пустыми окошками. Выслушивает ответы детей (алфавит).
Логопед: Смотрите, вот и буквы появились! Показывает картинку с буквами.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж – приползли мы на уже, (передвигаться на корточках)
З, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О – заглянули все в окно, (прыжки)
П, Р, С, Т, У, Ф, Ха – на столе стоит уха, (шагают высоко поднимая ноги)
Ц, Ч, Щ, Ы, Э, Ю, Я – за столом моя семья. (показ руками).
Итог: Вы были молодцы, справились с заданиями. Что вам понравилось? Где встретились с трудностями. Маха спрашивает вас:
Кто вас сильно любит и обожает,
Кто девчонкам волосы в косички заплетает.
Гладит мальчишкам рубашки, брюки.
Сказки читает и спокойной ночи желает.
(МАМА)
Логопед: Действительно в слове МАМА есть звуки, о которых мы сегодня говорили. Самое чудесное и прекрасное слово, как и ваши мамы!