сухобокова ольга
Перспективное планирование в старшей группе по музыкальному развитию
Сентябрь
«Детский сад»1-я – 2-я недели
«Осень»3-я – 4-я недели сентября
Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет интерес к искусству; может сравнивать и анализировать музыкальные произведения с одинаковыми названиями, разными по характеру, петь естественным голосом песни различного характера (слитно, протяжно, гасить окончания, самостоятельно придумывать окончания песен, ритмично двигаться в характере музыки, менять движения со сменой частей музыки; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании музыкальных произведений и выполнении музыкально-ритмических движений.
Публикация «Перспективное планирование в старшей группе по музыкальному развитию» размещена в разделах
Вид деятельности Программное содержание Репертуар
Музыкально-ритмические движения :
• упражнения
• пляски
• игры
1. Музыкально-ритмические навыки :
Закрепить ритмичный шаг. Развивать четкость движений голеностопного сустава, необходимую при исполнении плясовых и танцевальных движений.
2. Навыки выразительного движения: Создать бодрое и радостное настроение у детей, вызвать желание танцевать. Развивать активность и дружеские отношения между детьми. «Марш» Ломовой
«Веселые ножки» р. н. м.
«Танец детства»
муз. Е. Крылатова
«Игра с ленточкой» муз. и сл. Шаламовой
Слушание:
(Восприятие музыкальных произведений)
Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий, эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
Закреплять у детей представление о характере музыки. «Утро» Григ,
«Ходит месяц над лугами» Прокофьева
Пение:
• Развитие певческих навыков
• Упражнение для развития слуха и голоса Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.
Учить детей петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией; учить петь хором, небольшими ансамблями, по одному, с музыкальным сопровождением и без него.
Учить детей различать высокий и низкий звук, чисто интонировать, пропевая мелодию. «Отчего плачет осень…»
Соколовой
«Детский сад-дом радости» муз. и сл. Олифировой
«Бубенчики» Тиличеевой
Игра на музыкальных инструментах : Знакомить детей с разными музыкальными инструментами. Учить приемам игры на них. Разучивать простейшие ритмические рисунки и выполнять их в соответствии с музыкой. «В школу» Тиличеевой
Развлечение : Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, эмоциональную отзывчивость детей. «Здравствуй, детский сад» - тематическое развлечение, организованное сотрудниками детского сада с участием родителей. Праздник «Осень»
Октябрь
«Осень»1-я неделя
«Я в мире человек»2-я - 4- недели
Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет интерес к искусству; может сравнивать и анализировать музыкальные произведения разных эпох и стилей, высказывать свои впечатления' различать двух- и трехчастную форму, петь разнохарактерные песни, самостоятельно придумывать окончание к попевке, передавать особенности музыки в движениях, самостоятельно подбирать попевки из 2-3 звуков; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании музыкальных произведений и выполнения музыкально-ритмических движений : активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры.
Вид деятельности Программное содержание Репертуар
Музыкально-ритмические движения :
• упражнения
• танцы
• игры
1. Музыкально-ритмические навыки :
Углублять и совершенствовать навыки махового движения, учить детей постепенно увеличивать силу и размах движения с усилением звучания музыки. Самостоятельно реагировать на начало и окончание звучание частей и всего музыкального произведения.
2. Навыки выразительного движения: Развивать умение выразительно передавать в танце эмоционально-образное содержание. Передавать различный характер музыки, сохранять построение в шеренге.
«Качание рук» Ломовой
«Мельница» Ломовой
«Танец детства» Крылатов
«Плетень» обр. Бодренкова,
Слушание:
(Восприятие музыкальных произведений)
Обогащать музыкальные впечатления детей. При анализе музыкальных произведений учить ясно излагать свои мысли, эмоциональное восприятие и ощущения.
«Осень» Александров,
«Весна и осень» Свиридов
Пение:
• Развитие певческих навыков
• Упражнение для развития слуха и голоса Расширять у детей певческий диапазон с учетом их индивидуальных возможностей. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен. Обращать внимание на артикуляцию (дикцию). Закреплять умение петь самостоятельно индивидуально и коллективно.
Закреплять умение детей слышать поступенное движение мелодии вверх и вниз. Петь, чисто интонируя. Сопровождая пение движением руки вверх и вниз.
«Урожайная» Филиппенко
«Золотое зернышко» Ю. Чичкова
«Цирковые собачки» Тиличеевой
Игра на музыкальных инструментах : Учить детей играть знакомую мелодию индивидуально и в ансамбле на металлофоне, шумовых инструментах. «Андрей-воробей» р. н. м. обр. Тиличеевой
Развлечение : Воспитывать доброжелательность, Умение правильно оценивать действие персонажей. «Открытый день здоровья» -спортивное развлечение
Ноябрь
«Мой дом»1-я – 4-я недели ноября
Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет интерес к искусству; может определять жанры музыки, высказываться о характере, особенностях музыки, сравнивать и анализировать, различать звучание инструментов, определять двухчастную форму музыкальных произведений, петь разнохарактерные песни (серьезные, шуточные, спокойные, чисто брать звуки в пределах октавы, удерживать интонацию до конца песни, петь легким звуком, без напряжения, передавать в движении особенности музыки, двигаться ритмично, соблюдая темп музыки; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании музыкальных произведений и выполнении музыкально-ритмических движений; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры.
Вид деятельности Программное содержание Репертуар
Музыкально-ритмические движения :
• упражнения
• танцы
• игры
1. Музыкально-ритмические навыки :
Развивать чувство ритма. Выполнять шаг, имитирующий ходьбу лошади». Совершенствовать плавность движений у детей.
2. Навык выразительного движения: Выражать в движении радостное, праздничное настроение, исполняя новогодний танец. Передавать изящные, задорные, шутливые движения детей, отмечая при этом сильные доли такта и музыкальные фразы, двигаться легкими поскоками, соревноваться в быстроте и точности выполнения движений. «На лошадке» Витлина
«Большие крылья» арм. н. м.
«Становитесь в хоровод» совр. танец
«Ищи» Ломовой
Слушание:
(Восприятие музыкальных произведений)
Определять динамичный, весёлый, плясовой характер пьесы.
Воспринимать и чувствовать печаль, грусть, вызываемые нежными, лирическими интонациями пьесы; сопоставить характер музыки этой пьесы с «Камаринской». «Камаринская» Чайковского
«Болезнь куклы» Чайковского
Пение:
• Развитие певческих навыков
• Упражнение для развития слуха и голоса Учить детей исполнять песни с вдохновением, передавая свои чувства: любовь к маме. Закреплять умение детей петь с сопровождением и без него.
Упражнять детей в чистом интонировании малой терции вниз и чистой кварты вверх «Мама» муз. и сл. Петровой
«Белые снежинки» сл. Энтина муз. Гладкова
«Музыкальное эхо» Андреевой
Игра на музыкальных инструментах : Учить детей исполнять попевку сольно и в ансамбле слаженно по мелодии и ритму. Продолжать использовать музыкальные инструменты в других видах деятельности. «Бубенчики» Тиличеева.
Развлечение : Содействовать укреплению взаимоотношений в семье, приобщать детей к празднованию Дня Матери. Праздник «День народного единства»
Декабрь
«Новогодний праздник»1-я – 4-я недели
Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет интерес к искусству; может передавать в движении особенности музыки, характер танца, двигаться ритмично, соблюдая темп музыки, может сравнивать и анализировать музыкальные произведения, импровизировать простейшие мелодии; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании музыкальных произведений и выполнения музыкально-ритмических движений; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры
Вид деятельности Программное содержание Репертуар
Музыкально-ритмические движения :
• упражнения
• пляски
• игры 1. Музыкально-ритмические навыки : Совершенствовать плавность движений, передавая напевный характер музыки.
2. Навыки выразительного движения: Содействовать проявлению активности и самостоятельности в выборе танцевальных движений. Соблюдать правила игры, воспитывать выдержку.
«Рисуем на песке» Ребикова
«У нас на юге»
«Становитесь в хоровод» совр. танец.
«Снежки» любая веселая музыка
«Передай рукавицу» весёлая мелодия
Слушание:
(Восприятие музыкальных произведений)
Воспринимать лирический характер музыки; отмечать изобразительный момент – подражание звучанию колокольчиков, постепенно затихающему («сани уехали»). «Сани с колокольчиками» Агафонникова
Пение:
• Развитие певческих навыков
• Упражнение для развития слуха и голоса Петь весело, легко, подвижно, точно передавая ритм, выдерживая паузы; начинать пение после музыкального вступления.
Развивать дыхание и муз. слух. Добиваться легкости звучания, развивать подвижность языка, используя работу со слогом «ля-ля». «Начинаем карнавал» Слонова
«Новогодний хоровод» Хижинской
«К нам приходит Новый год» В. Герчик
«Вальс» Тиличеевой
Игра на музыкальных инструментах : Учить детей исполнять произведение на разных музыкальных инструментах в ансамбле и оркестре. «Кап-кап». р. н. м. обр. Попатенко
Развлечение : Привлекать детей к активному участию в подготовке к празднику. Пробуждать у детей чувство веселья и радости от участия в празднике. Праздник «Новый год»
Январь
«Зима»1-я – 4-я недели
Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет интерес к искусству; может точно интонировать мелодию в пределах октавы, выделять голосом кульминацию, воспроизводить ритмический рисунок, петь эмоционально, придумывать собственные мелодии к стихам, четко и ритмично выполнять движения танцев, вовремя менять движения, не ломать рисунок танца; водить хоровод в двух кругах в разные стороны; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании музыкальных произведений и выполнении музыкально-ритмических движений; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры.
Вид деятельности Программное содержание Репертуар
Музыкально-ритмические движения :
• упражнения
• пляски
• игры
1. Музыкально-ритмические навыки : Развивать согласованность движения рук. Расширять шаг детей, воспитывать плавность и устремленность шага, развивать наблюдательность и воображение.
2. Навыки выразительного движения: Исполнять танец весело, задорно, отмечая ритмический рисунок музыки.
Идти на первую часть музыки (спокойная ходьба, на вторую часть музыки внутри круга быстро, легко скакать небольшой группой в разных направлениях. На заключительные аккорды успеть выбежать из круга. «На лыжах» Руднева
Рок-н-ролл»
«Ловушка» р. н. м. обр. Сидельникова
Слушание:
(Восприятие музыкальных произведений)
Формировать музыкальный вкус детей. Учить слушать и понимать музыкальные произведения изобразительного характера. Воспринимать образ смелых, гордых кавалеристов.
«Кавалерийская» Д. Кабалевского
Пение:
• Развитие певческих навыков
• Упражнение для развития слуха и голоса Различать части песни. Учить детей петь, сохраняя правильное положение корпуса, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание, чисто интонируя мелодию. Петь бодро, радостно, в темпе марша.
Учить детей различать и определять направление мелодии, чисто интонировать, петь выразительно, передавая игровой, шутливый характер песни. «Физкульт-ура!» Ю Чичкова
«Горошина» Карасевой
Игра на музыкальных инструментах : Учить детей играть в ансамбле и оркестре в сопровождении баяна. «Петушок» обр. Красева».
Развлечение : Развивать двигательную активность детей, стремление быть активным участником развлечения. «Зимушка-зима»
тематическое развлечение
Февраль
«День Защитника Отечества»1-я – 3-я недели
«Международный женский день»4-я неделя
Планируемые результаты развития интегративных качеств: прбявляет интерес к искусству; может различать жанры музыкальных произведений, сравнивать произведения, изображающие животных и птиц, находя в музыке характерные черты; различать оттенки настроений, характер музыки, передавать в пантомиме характерные черты персонажей, петь слаженно, прислушиваться к пению детей и взрослых, импровизировать на основе простейших мотивов, придумывать свои мелодии к частушкам, свободно ориентироваться в пространстве, распределяться в танце по всему залу; эмоционально и непринужденно танцевать, передавать в движениях характер музыки; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании музыкальных произведений и выполнении музыкально-ритмических движений; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры.
Вид деятельности Программное содержание Репертуар
Музыкально-ритмические движения :
• упражнения
• пляски
• игры 1. Музыкально-ритмические навыки : Развивать ритмичность движений, учит передавать движениями акценты в музыке, исполнять перестроения, требующие активного внимания всех участвующих.
2. Навыки выразительного движения: Совершенствовать основные элементы танца, добиваясь выразительного исполнения.
Побуждать детей к поиску различных выразительных движений для передачи игровых образов. «Выворачивание круга» венг. н. м. автор Руднева
«Рок-н-ролл»
«Чапаевцы» муз. Вилькорейской
Слушание:
(Восприятие музыкальных произведений)
При анализе музыкальных произведений учить детей ясно излагать свои мысли, чувства, эмоциональное восприятие и ощущение. Способствовать развитию фантазии : учить выражать свои впечатления от музыки в движении, рисунке.
«Походный марш» Кабалевского
Пение:
• Развитие певческих навыков
•
• Упражнение для развития слуха и голоса Продолжать развивать певческие способности детей: петь выразительно, правильно передавая мелодию, ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание.
Упражнять детей в чистом интонировании поступенного движения мелодии вниз. Петь не очень скоро естественным звуком. «Лучше папы друга нет»
сл. Пляцковского муз. Савельева
«Дорогие бабушки и мамы» сл. Александровой муз. Бодраченко
«Скок-поскок» р. н. м. обр. Левкодимова
Игра на музыкальных инструментах : Передавать ритмический рисунок попевки на металлофоне по одному и небольшими группами. «Смелый пилот» Тиличеевой
Развлечение : Способствовать укреплению взаимоотношений отцов и детей. Праздник «День защитника Отечества»
Март
«Международный женский день»1-я неделя
«Народная культура и традиции»2-я – 4-я недели
Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет йнтерес к искусству; может различать средства музыкальной выразительности, создающие образ, интонации музыки, близкие речевым, интонировать мелодию в пределах октары; выделять голосом кульминацию; точно воспроизводить в пении ритмический рисунок; удерживать тонику, не выкрикивать окончание; петь пиано и меццо, пиано с сопровождением и без, самостоятельно менять движения со сменой музыки, выполнять танцы ритмично, в характере музыки; эмоционально доносить танец до зрителя; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании музыкальных произведений и выполнении музыкально-ритмических движений; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры.
Вид деятельности Программное содержание Репертуар
Музыкально-ритмические движения :
• упражнения
• танец
• игры
1. Музыкально-ритмические навыки : Учить передавать плавностью шага задумчивый, как бы рассказывающий характер музыки, перестраиваться из шеренги в круг. И наоборот, легким пружинящим шагом – прихотливый, как бы вьющийся характер мелодии.
2. Навыки выразительного движения: Передавать в движениях задорный, плясовой характер, закреплять основные элементы русской пляски.
Закреплять у детей умение согласовывать свои действия со строением муз. произведения, вовремя включаться в действие игры. Улучшать качество поскока и стремительного бега. «Перестроение из шеренги в круг» Любарского
«Змейка» Щербачева
«Русский перепляс» р. н. м.
«Кто скорее?» Ломовой
Слушание:
(Восприятие музыкальных произведений)
Воспринимать пьесу веселого, шутливого характера, отмечать четкий, скачкообразный ритм, обратить внимание на динамические изменения.
«Клоуны» Д. Кабалевского
Пение:
• Развитие певческих навыков
• Упражнение для развития слуха и голоса Учить детей петь эмоционально, точно соблюдая динамические оттенки, смягчая концы фраз, самостоятельно вступать после музыкального вступления.
Учить детей правильно произносить гласные «о», «у», «а», петь легко, без крика. Упражнять в чистом интонировании большой терции вниз. Выразительно передавать шуточный характер припевки.
«Самая хорошая» Иорданского
«Весенняя песенка» Полонского
Игра на музыкальных инструментах : Развивать звуковысотный слух, чувство ансамбля, навыки игры на металлофоне, осваивать навыки совместных действий, «Бубенчики» Тиличеевой
Развлечение : Создать праздничное настроение, вызывать желание активно участвовать в празднике. Воспитывать любовь и уважение к своей маме. Праздник «8 марта»
Апрель
«Весна»1-я – 3-я недели
«День Победы»4-я неделя
Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет интерес к искусству; может различать средства музыкальной выразительности; определять образное содержание музыкальных произведений; накапливать музыкальные впечатления, петь песни разного характера выразительно и эмоционально; передавать голосом кульминацию, двигаться в танце ритмично, эмоционально, действовать с воображаемыми предметами; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании музыкальных произведений и выполнении музыкально-ритмических движений; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры.
Вид деятельности Программное содержание Репертуар
Музыкально-ритмические движения :
• упражнения
• танец
• игры
1. Музыкально-ритмические навыки : Упражнение развивает четкость движений голеностопного сустава, подготавливает детей к исполнению элементов народной пляски, совершенствует движение спокойной ходьбы, развивает чувство музыкальной формы.
2. Навыки выразительного движения: Отмечать движением разный характер музыки двух музыкальных частей. Учит детей, выполняя три перетопа, поворачиваться вполоборота, не опуская рук.
Учить детей внимательно следить за развитием музыкального предложения, вовремя вступать на свою фразу, передавая несложный ритмический рисунок. Улучшать качество легкого поскока. Воспитывать выдержку. «Выставление ноги на пятку» эст. т. м.
«Выставление ноги на носок» эст. т. м. автор движений Соркина
«Потанцуем вместе» обр. Кепитаса
«Кто скорей ударит в бубен?»
Слушание:
(Восприятие музыкальных произведений)
Познакомить детей с мужественной, героической песней, написанной в первые дни войны.
«Священная война» Александрова
Пение:
• Развитие певческих навыков
• Упражнение для развития слуха и голоса Закреплять умение детей бесшумно брать дыхание и удерживать его до конца фразы, обращать внимание на правильную артикуляцию. Петь гордо, торжественно.
Вызывать у детей эмоциональную отзывчивость на народную прибаутку шуточного характера. Упражнять в чистом интонировании песни напевного, спокойного характера. «Мы теперь ученики» Струве,
«Наследники Победы» Зарицкой
«Лиса по лесу ходила» р. н. п. обр. Попатенко
Игра на музыкальных инструментах : Учить исполнять музыкальное произведение сольно и в ансамбле. «Вальс» Тиличеева.
Развлечение : Воспитывать у детей чувство ответственности за окружающую природу. Праздник «Весна»
Май
«День Победы» 1-я неделя
«Лето»2-я – 4-я недели
Планируемые результаты : развития интегративных качеств: проявляет интерес к искусству; может различать средства музыкальной выразительности, определять образное содержание музыкальных произведений, исполнять песни разного характера выразительно, эмоционально в диапазоне октавы; передавать голосом кульминации; петь пиано и меццо сопрано с сопровождением и без; петь по ролям, с сопровождением и без, передавать игровые действия с воображаемыми предметами; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании музыкальных произведений и выполнении музыкально-ритмических движений; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры.
Вид деятельности Программное содержание Репертуар
Музыкально-ритмические движения :
• упражнения
• танцы
• игры
1. Музыкально-ритмические навыки : Закреплять у детей навык отмечать смену динамических оттенков в движении, изменяя силу мышечного напряжения.
2. Навыки выразительного движения: Побуждать исполнять движения изящно и красиво. Способствовать развитию согласованности движений.
Учить свободно ориентироваться в игровой ситуации.
Самостоятельно придумывать образные движения животных.
«Упражнения с лентами»,
«Менуэт» Мориа,
«Вальс» Делиба,
«Воротики» Орф,
«Кошки и мышки».
Слушание:
(Восприятие музыкальных произведений)
Познакомить детей с сюжетом сказки (либретто, музыкой к балету. Учить детей различать темы персонажей, слышать и различать тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра.
Развивать музыкально-сенсорные способности детей. Музыкальные фрагменты из балета «Спящая красавица» Чайковского,
Пение:
• Развитие певческих навыков
• Упражнение для развития слуха и голоса Продолжать учить детей передавать в пении более тонкие динамические изменения. Закреплять у детей навык естественного звукообразования, умение петь легко, свободно следить за правильным дыханием.
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к поэтическому тексту и мелодии. Учить петь напевно, естественным звуком, точно интонируя. «До свидания, детский сад!» Филиппенко,
«Мы идем в первый класс» сл. Высотского муз. Девочкиной
«Поет, поет соловушка» р. н. п. обр. Лобачева
Игра на музыкальных инструментах : Совершенствовать исполнение знакомых песен. «Ворон» р. н. м.
Развлечение : Создать душевную праздничную обстановку. Вызвать желание активно участвовать в празднике. Праздник «День Победы»
Праздник «До свидания, детский сад!».
Июнь
Формы организации и виды музыкальной деятельности Репертуар
Музыкально-ритмические движения :
• упражнения
• пляски
• игры
«Ускоряй и замедляй» Ломова, «Бег и подпрыгивание»,
«Ну и до свидания!» Штраус,
«Теремок» р. н. м. ,
«Плетень» р. н. м. ,
«На лугу» Шопен.
Слушание:
• Восприятие музыкальных произведений
Балет «Спящая красавица» Чайковский
(музыкальные фрагменты).
Знакомые упражнения по выбору педагога.
Пение:
• Развитие певческих навыков
«В золотой карете»,
«Земляничная полянка» Олифирова.
знакомые упражнения
Развлечение : «Здравствуй, лето красное!»
Июль-август
Формы организации и виды музыкальной деятельности деятельности Репертуар
Музыкально-ритмические движения :
«Гори, гори ясно!» р. н. м. ,
«Хоровод в лесу» Иорданского.
Слушание:
Знакомые детям произведения.
Пение:
Пение песен по выбору педагога и по желанию детей.
Развлечение :
«Лучше лета приятеля нет!»