Алена Палько
Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Пояснительная записка
Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.
Публикация «Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.
Многие педагоги связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе.
Между тем психолого-педагогические исследования последних десятилетий А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Н. Н. Николаевой, И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления педагогики — связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в младшем школьном возрасте начать формирование экологической культуры.
Исходным звеном в ее формировании является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы. Возможность усвоения таких знаний детьми 5—7 лет доказана педагогическими исследованиями Л. С. Игнаткиной, И. А. Комаровой, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, П. Г. Саморуковой, П. Г. Терентьевой и т. д.
Предлагаемый перспективный план представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 5– 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения.
Основная цель: формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.
Основные задачи:
• формирование основ экологического мировоззрения и культуры;
• расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
• развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней;
• бережного отношения к своему здоровью.
Принципы подачи материала: системность, наглядность, цикличность,
доступность.
При реализации перспективного плана используются следующие технологии:
• здоровьесберегающие;
• технологии личностно-ориентированного обучения ребенка;
• проблемное обучение;
• ТРИЗ технологии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
- качестве основных критериев роста, которые определяют итоговый результат, следует называть приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром и следующие проявления нравственно - экологической позиции личности :
- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части привычки ребенка.
- наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое их применение
- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, природе; бережное отношение ко всему окружающему
- проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности.
- проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
В итоге реализации перспективного плана предполагается развитие:
• познавательных способностей;
• внимания, памяти;
• мышления (функций анализа, обобщения, классификации, речи;
• навыков взаимодействия в окружающей природе.
Система отслеживания и оценивания результатов развивающей работы:
• педагогическая диагностика познавательного развития дошкольников;
• «открытые» мероприятия для родителей и педагогов;
• диагностические беседы с детьми.
Лексическая тема недели Цели
Литература
Сентябрь
Диагностика
Диагностика
Огород. Овощи. Сад. Фрукты. «Подарки осени»
Закрепить знания о явлениях осенней природы; обратить внимание на красоту этого времени года; воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение друг к другу; развивать любознательность, творческое воображение, связную речь, логическое мышление. Горькова Л. Г. Обухова Л. А. «Комплексное развитие дошкольников» (с. 138)
Лес. Грибы. Ягоды. «Природа-чудесница»
Показать детям многообразие растительного и животного мира, научить их наблюдать за жизнью природы; помочь детям почувствовать красоту и многообразие природы; развивать творческое воображение, фантазию; с помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному. Горькова Л. Г. Обухова Л. А. «Комплексное развитие дошкольников» (с. 150)
Октябрь
Наш город. Моя страна. «Край родной - заповедные места Республики Марий Эл»
Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности; показать. какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае; воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Республики Марий Эл, пробуждать желание побывать в этих местах. БондаренкоТ. М. «Комплексные занятия в детском саду» (с. 395)
Пекпаев А. А. «Родной край»
Семья. «Я –человек!»
Учить различать проявления возрастных и половых особенностей во внешнем облике человека; закрепить представления детей о семейных отношениях и о семье; показать значение семьи в жизни человека. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» (с. 252)
В мире цветов. «Комнатные растения. Зеленые помощники»
Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях; об их пользе, которую они нам приносят; закреплять знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» (с. 240)
Лиственные и хвойные деревья. Осень в стихотворениях поэтов. «Путешествие в кладовую родного края. Лес»
Знакомство с видами лесов и деревьями в лесу; привитие любви к природе, природе родного края и воспитание бережного отношения к ней, расширение кругозора, развитие памяти, внимания, речи детей. Горькова Л. Г. Обухова Л. А. «Комплексное развитие дошкольников» (с. 217)
ПекпаевА. А. «Родной край»
Ноябрь
Хлеб.
«Кто трудиться рад, тот хлебом будет богат!»
Закрепить представление о содержании и значении труда взрослых; воспитывать любовь и уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу как к результату деятельности многих людей. Горькова Л. Г Обухова Л. А. «Комплексное развитие дошкольников». (с. 186)
Глизерина. Л. И. «Национальные традиции в воспитании детей дошкольного возраста»
Волшебные слова. Рассказ педагога «Что же бьется там в груди?»
Дать простейшие знания о самом важном органе человека – сердце; о том, что оно является опорой нашего организма. Воспитывать любознательность, бережное отношение к своему организму. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» (с. 214)
Домашние и дикие птицы. «Пернатые друзья»
Уточнить представления детей о знакомых птицах. О птицах, которые проживают в нашей республике, об условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих и домашних птиц; учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням; дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.
Бондаренко Т. М. (с. 365)
Попова С. Э. «Особо охраняемые природные объекты республики Марий Эл»
Поздняя осень. Перелётные птицы. «Итоговая беседа об осени»
Обобщить и систематизировать знания детей об осени; учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме; воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
БондаренкоТ. М. «Комплексные занятия в детском саду» (с. 341)
Декабрь
Домашние и дикие животные. «Сравнение диких и домашних животных»
Рассказать детям о диких животных, живущих в лесах нашей республики; уточнить с детьми признаки домашних животных; показать, что они отличаются от диких; упражнять умственные способности детей; развивать воображение и творчество. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в детском саду» (с. 363)
Пекпаев А. А. «Родной край»
Зима. Зимующие птицы. «Покормите птиц зимой…»
Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами; установить связи между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» (с. 200)
Север.
«Царство Снежной Королевы»
Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры; учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе; закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата; развивать умственную операцию сравнения и доказательную речь. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» (с. 205)
Зима. Новый год. «Солнце – источник тепла и света»
Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; развивать умения мыслить рассуждать, доказывать; воспитывать бережное отношение к природе. Горькова Л. Г. Обухова Л. А. «Комплексное развитие дошкольников» (с. 131)
Январь
Дом. Строительные профессии.
«Что где растёт, кто где живёт?»
Расширить представления детей о растениях и животных разных сред обитания; показать приспособленность организмов к различным условиям жизни; раскрыть взаимосвязь живых организмов; воспитывать бережное отношение к природе. Горькова Л. Г. Обухова Л. А. «Комплексное развитие дошкольников»
Обухова Л. А. «Комплексное развитие дошкольников» (с. 196)
Мебель. «Дары леса»
Дать детям представление о Красной книге, раскрыть ее сущность. Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в детском саду» (с. 358)
Попова С. Э. «Особо охраняемые природные объекты республики Марий Эл»
Бытовая техника.
Безопасность.
«Огонь-друг, огонь- враг!»
Познакомить детей с огнём как явлением неживой природы; показать необходимость огня как условия жизни на Земле; показать противоречивость этого явления (несёт жизнь и смерть); познакомить с историей использования огня человеком; активизировать словарный запас. Воронкевич. О. А. «Добро пожаловать в экологию!» (с. 208)
Февраль
Одежда. Обувь. Головные уборы.
«Экологические цепочки»
Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. БондаренкоТ. М. «Комплексные занятия в детском саду» (с. 368)
Человек. Части тела.
«Человек. Кто это?»
Уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром, выделяя их существенные признаки; показать, что человек ближе всего относиться к группе зверей; рассказать о том, как человек использует богатства природы и как он их охраняет; воспитывать отношение к человеку как к естественному объекту природы. Воронкевич. О. А. «Добро пожаловать в экологию!» (с. 263)
БондаренкоТ. М. «Комплексные занятия в детском саду» (с. 361)
Здоровье.
«Я живу без докторов…»
Закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни; познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека. Воронкевич О. А. .«Добро пожаловать в экологию!» (с. 229)
Ветрова В. В. «Букварь здоровья»
День защитника Отечества. Итоговая беседа на тему «Зима»
Обобщить знания детей о типичных зимних явлениях в неживой природе; закрепить знания об особенностях существования растений зимой; обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой; формировать эстетическое отношение к зимним явлениям. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в детском саду» (с. 375)
Март
Водный мир и его жители. «Обитатели водоемов»
Закрепить знания детей о представителях водного мира нашей республики, их особенностях, приспособленности к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания; учить изображать животных, имитировать их движения. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в детском саду» (с. 382)
Пекпаев А. А. «Родной край»
Мамин праздник.
«Зима недаром злится….»
Продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы; развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе; закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия; дать знания об изменениях в жизни животных и птиц; воспитывать интерес к народному календарю. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» (с. 234)
Профессии.
«Хозяин леса!»
Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе; продолжать способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу, воспитывать желание беречь природу родного края. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в детском саду» (с. 358)
Сепеев Г. А.
Посуда. Продукты для здорового питания.
Рассказ воспитателя «Нужен ли человеку желудок?»
Сформировать представление об органах пищеварения; раскрыть функции и значение желудка для организма; воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» (с. 190)
Шарыгина Т. А. «Беседы о здоровье»
Труд людей весной. «Кормилица- Земля!»
Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов; воспитывать познавательный интерес и развивать навыки мыслительной деятельности. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!» (с. 261)
Дыбина. О. В. «Неизведанное рядом»
Апрель
Жители жарких стран. «Корабль пустыни»
Углубить представления детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, познакомить с жителем пустыни – верблюдом, рассказать, как он приспособился к условиям жизни; воспитывать бережное отношение к живой природе. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в детском саду» (с. 371)
Гризик Т. И. «Познаю мир»
Космос.
«Наша Вселенная»
Уточнять и расширять представления детей о космосе, работе космонавтов; подчеркнуть уникальность планеты Земля. Ответственность людей за её будущее; вызвать познавательный интерес к космосу, развивать фантазию, воображение; воспитывать уважение к труду космонавтов. Горькова Л. Г. Обухова Л. А. «Комплексное развитие дошкольников» (с. 209)
Первоцветы. «Весенний лес»
Вызвать у детей интерес к природе родного края и всему тому, что нас окружает. Формировать желание стать другом природы, беречь и охранять её; расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание и память. Горькова Л. Г. Обухова Л. А. «Комплексное развитие дошкольников» (с. 214)
Уланова Л. И. «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Насекомые. Рассказ воспитателя о многообразии насекомых.
Систематизировать представления детей о многообразии насекомых. Учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчёлы, местам обитания (наземные, водные, способу передвижения (летающие, прыгающие, ползающие, плавающие). Закрепить знания об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания. Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в детском саду» (с. 311)
Гризик Т. И. «Познаю мир»
Май
ПДД. Безопасность.
«Чем мы дышим?»
Уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения; формировать интерес к экспериментальной работе, моделированию; развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям; воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих Горькова Л. Г. Обухова Л. А. «Комплексное развитие дошкольников» (с. 120)
Морозова Н. Г. «Формирование познавательных интересов у детей»
До свиданья детский сад!
Итоговая беседа «Весна»
Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны; учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда; вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в детском саду» (с. 405)
Морозова Н. Г. «Формирование познавательных интересов у детей»
Диагностика.
Диагностика.