Татьяна Туева
Методическое пособие по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Новый день — новое открытие» Часть 16
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план исследовательской деятельности на осень.
СЕНТЯБРЬ.
Опыты с почвой.
1. Из чего состоят песок и глина.
Взять стаканчики с песком и глиной. Аккуратно насыпать сначала песок затем глину на лист бумаги. Что легче высыпать – песок или глину? Подвести к выводу: песок – сыпучий, в отличие от глины.
С помощью увеличительного стекла рассмотреть сначала песок затем глину. Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Теперь рассмотрим комочек глины, видны ли такие же частички? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к «соседкам». А в глине – слипшиеся, очень мелкие частички. Растереть глину в порошок и рассмотреть. Подвести детей к выводу : песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Старшая группа
- Экология, природа. Игры, дидактические пособия
- Темочки
2. В какую почву легче «посадить» палочку?
Возьмём палочку и попробуем «посадить» её по очереди в стаканчики с песком и глиной. Во что легче её поместить? Сухая глина твёрдая, палочку в неё воткнуть трудно. А в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому легко входит в песок.
Аккуратно нальём воду в стаканчики с песком и водой. Следим, как водичка впитывается быстро или медленно. Каким стал песок? Куда исчезла вода? (забралась в песок, и уютно устроилась между песчинками). «Посадим» палочку во влажные песок и глину. Подвести к выводу: во влажную почву сажать легче.
3. В почве есть воздух. При сжимании воздух из земли уходит.
Напомнить о том, что в подземном царстве – почве – обитает много жильцов. Чем они дышат? Как и все животные воздухом. Проверим, есть ли в почве воздух. Опустив в баночку с водой немного почвы, и понаблюдаем. Что появилось в воде? Чем больше пузырьков в воде, тем больше воздуха было в почве.
Предложить рассмотреть комочки земли, обратить внимание на то, что внутри комочков есть пустые места – там «прячется» воздух. Сожмите комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он уменьшился или увеличился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они «прижались» друг к другу, а воздух «ушёл» : для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах.
4. В какой почве воздуха больше? Выяснить причины выхода червей на поверхность.
Для проведения исследований взять образцы почвы: первый – с клумбы, а другой – с тропинки. Как думаете, в какой почве воздуха больше? Давайте проверим. Одновременно опустим образцы почв в баночки с водой. В какой из них больше воздушных пузырьков? Где подземным обитателям будет легче дышать? Почему воздуха под тропинкой меньше?
Почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность? Давайте проверим. В баночку с землёй и червями нальём немного воды. Что происходит? Воздуху в земле остаётся всё меньше и меньше. Как только в земле не остаётся воздуха, черви выползают на поверхность, им нечем дышать.
ОКТЯБРЬ.
5. В почве содержатся питательные вещества.
Насыпаем в банку несколько столовых ложек почвы, взятой на клумбе, наливаем воды так, чтобы её уровень был выше уровня почвы на 1 – 1,5 см, хорошо перемешиваем палочкой и оставляем на несколько часов для того, чтобы растворимые вещества перешли из почвы в воду. За это время несколько раз перемешиваем содержимое банки. Когда вода над почвой станет светлой и прозрачной, капаем несколько капель этой жидкости на металлическую плоскость, ставим в тёплое место, и ждём, когда вода выпарится. Одновременно капаем такое же количество водопроводной воды в другую посуду, и ставим рядом с первой. Сравним интенсивность окраски пятен и их размер: в почве содержится больше питательных веществ, чем в воде.
6. Количество питательных веществ в разных почвах.
По методике, описанной в 5 опыте, сравниваем количество питательных веществ в разных почвах – удобренной перегноем, в глине, в песке; Убеждаемся, что две последние почвы бедны питательными веществами.
7. Из каких слоёв состоит почва?
Провести наблюдение около трещины в почве. Отметить, что верхний слой почвы более тёмный и пронизан корнями деревьев и травянистых растений. Отчего зависит тёмный цвет почвы? (от наличия перегноя). Нижние слои боле светлые, проверяем, много ли тут корней? Встречаются ли перегнивающие остатки растений? С помощью линейки определяем толщину плодородного слоя. Сообщить детям, что хорошие перегнойные почвы лежат слоем 50 – 150 см (показать руками это расстояние т. к. детям цифры ничего не говорят).
8. Эксперименты с камешками.
Обратить внимание детей, что в нижних слоях почвы залегают полезные ископаемые: известняк, уголь, кварц, гранит, слюда и др. Внести коллекцию камней, рассмотреть. Сравнить уголь и известняк по цвету, хрупкости.
9. Как происходит загрязнение почвы?
Взять две стеклянные банки с почвенными образцами и две ё мкости с водой: в одной – чистая вода, в другой - грязная (мыльная). Рассмотреть воду в обеих ёмкостях, сравнить. Предложить высказать гипотезы: что будет с землёй, если её полить чистой водой? А если грязной? Польём почву в одной банке чистой водой, в другой – грязной. Что изменилось? Задать детям вопросы.
• Если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали?
• Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной воде?
• Что бы подумали о людях, которые загрязняют почву? О чём бы попросили их, если бы умели говорить?
• Видел ли кто – нибудь, как грязная вода попадает в почву?
Сделать вывод: что в жизни, как и в сказках, есть «живая вода», но есть и «мёртвая». Откуда берётся «мёртвая» вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей. Земля – почва загрязняется, «болеет» и уже не может кормить – поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует?
НОЯБРЬ – ДЕКАБРЬ.
Опыты с растениями.
1. Рост растений в разных почвах.
Возьмём три стаканчика для рассады, заполним их разной почвой (чернозём, песок и глина) и посадим в них овёс. Понаблюдаем, в какой из почв ростки будут формироваться лучше. Уход за тремя стаканчиками должен быть одинаковый. Подвести детей к выводу : растения лучше развиваются на чернозёмных, рыхлых почвах, т. к. они богаты питательными веществами, хорошо пропускают воду и воздух.
2. Может ли растение обеспечить себя питанием самостоятельно?
Полить растение и поместить его в стеклянную ёмкость с крышкой. Поставить на окно. Не открывать ёмкость в течение месяца. Подвести к выводу: растение само производит себе питание (использует углекислый газ, воду, свет и продолжает расти).
3. Как растение дышит?
Растению нужен воздух, а как же оно дышит? Проведём эксперимент. Намажем верхнюю часть двух – трёх листьев слоем вазелина, а у других двух листочков намажем нижнюю часть. Понаблюдаем в течение недели. Сделать вывод: воздух попадает в растение через нижнюю сторону листа.
4. Как питается растение?
Мы поливаем растение водой, а как же вода попадает в само растение? Польём растение бальзамина водой подкрашенной соком свеклы и понаблюдаем, как вода движется по растению. Обратить внимание детей на то, как постепенно окрашиваются сначала стебель, затем листья.
5. Как растение теряет влагу?
Возьмём полиэтиленовый пакет, поместим его на лист растения, и закрепив скотчем, поставим на солнце на два – три часа. Каким стал пакет изнутри? Вывод: растение теряет часть воды через устьица листьев.
6. Влияние освещённости на скорость роста.
Спросить детей : как вы думаете, где растение растут быстрее на свету или в темноте? Чтобы найти ответ на вопрос, прорастим лук в разных условиях: один на подоконнике, а другой в шкафу. Дней через десять убеждаемся, что у второго растения перья длиннее и не имеют зелёной окраски, а у первого перья зелёные, короткие и толстые.
7. Выращивание растений из морковных верхушек.
Может ли из морковных верхушек вырасти растение? Давайте проверим. Возьмём стаканчики с песком, обильно польём водой, посадим верхушки срезами вниз, и поставим на свет. Поливаем в течении недели. Что изменилось? Итог: из верхушек растут стебли и листья, значит, в самой верхушке есть все части растения – часть корня и основание стебля.