Наталия Кулабухова
Перспективное планирование по речевому развитию «Дидактические игры для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила: Воспитатель первой категории Кулабухова Н. В.
МАДОУ "Детский сад №51 "Родничок"
Пояснительная записка
Цель: развитие у дошкольников речевых умений и навыков.
Задачи:
• пополнять словарный запас ребенка;
• продолжать развивать навыки общения;
• развивать творческое воображение, фантазию в речевых высказываниях;
• продолжать формировать грамматически правильные высказывания;
• продолжать воспитывать интерес к художественному слову;
Публикация «Перспективное планирование по речевому развитию „Дидактические игры для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
• продолжать воспитывать внимательное отношение друг к другу и умение выслушать собеседника до конца, не перебивая.
Планируемые результаты обучения :
• дети используют образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач;
• умеют создавать короткие творческие монологи с использованием выразительных средств языка;
• используют полученные навыки в самостоятельной деятельности.
Младшая группа
Сентябрь
Оборудование: игрушки: собачки, утки, тазик с водой.
Игра «Накроем стол к чаю»
Цель: Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды. Дать обобщающее понятие «посуда»
Оборудование: Набор детской посуды
Игра «Повторялки»
Цель: Развивать фонематический слух и четкость произношения, стимулировать словотворчество.
Октябрь
Игра «Перышко, лети!» (речевое дыхание)
Цель: Развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: Оборудование: птичье перышко.
Игра «Опасные предметы»
Цель: Расширять предметный и глагольный словарный запас по теме.
Оборудование: Иллюстрации с опасными предметами
Игра «Большое – маленькое»
Цель: Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Оборудование: Набор иллюстраций или игрушек
Ноябрь
Игра «В магазине игрушек»
Цель: Расширять и активизировать словарный запас детей, умение использовать предлоги для обозначения пространственного положения предметов
Оборудование: Иллюстрация с набором игрушек
Игра «Кто душистый любит мед»
Цель: Вовлекать детей в общение. Обогащать словарь детей наименованиями, обозначающими части тела. Учить соотносить слово и выразительное движение. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей в процессе звукоподражаний
Оборудование: игрушка мишка.
Игра «Курочка Рябушечка»
Цель: Побуждать детей совместно разыгрывать игровые сценки. Ориентироваться на слова взрослого и действия сверстников. Сопровождать слово выразительными движениями. Закреплять знания наименований тела. Развивать речевой слух, упражняться в произнесении гласных звуков в звукоподражательных словах.
Оборудование: Корзинка, салфетка, игрушка курица (пестрая)
Игр «Назови ласково»
Цель: Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму
существительных.
Оборудование: Набор иллюстраций
Декабрь
Игра «Назови часть целого»
Цель: Формировать умение выделять и называть части предметов и объектов
Оборудование: Иллюстрации по теме. Дом - … (крыша, окно, дверь).
Игра «У лесного родничка пили воду два бычка»
Цель: Побуждать вступать детей в парное взаимодействие со сверстниками. Ориентироваться друг на друга. Развивать понимание речи. Учить детей соотносить слово и выразительное движение. Развивать в процессе звукоподражаний речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
Оборудование: игрушки: дудочка, корова, теленок.
Игра «Кто, что умеет делать»
Цель: Подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Оборудование: Набор иллюстраций или игрушек
Игра «Тихо-громко»
Цель: Развивать голосовой аппарат, отрабатывать навык тихого и громкого проговаривания отдельных слов.
Оборудование: игрушка Мишка, мешочек с колокольчиками.
Январь
Игра «Звуки вокруг нас»
Цель: Развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.
Игра «Баранки, калачи, с пылу, с жару из печи»
Цель: Развивать восприятие и понимание речи. Вовлекать детей в диалог и игровое взаимодействие. Обогащать словарь прилагательными, глаголами. Соотносить слово и выразительные движения. Уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков в связной речи
Оборудование: Баранки, калачи (из солёного теста). Игрушки: кукла и собачка.
Игра «Шла лисичка по мосту»
Цель: Вовлекать детей в диалог, развивать восприятие и понимание речи. Активизировать глаголы, наименование животных. В процессе звукоподражания развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
Оборудование: Игрушки: лиса с вязанкой прутиков, медведь, еж, кот, кукла-мальчик, платок
Февраль
Игра «Мчится поезд»
Цель: Вовлекать детей в диалог. Обогащать словарь точными наименованиями предметов, частей предметов, действий. Активизировать словарь наименованиями животных. В процессе звукоподражания развивать речевой слух, артикуляционный аппарат.
Оборудование: Игрушки: поезд, мишка, заяц, лиса, белка.
Игра «Горит – не горит»
Цель: Формировать представления детей о ситуациях, которые можно назвать «чрезвычайными»; активизация предметного словаря.
Оборудование: Иллюстрации по теме
Игра «Насос»(речевое дыхание)
Цель: Развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.
Игра «На чем дети катаются»
Цель: Развивать у детей навыки фразовой речи.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки
Март
Игра «Нос умойся»
Цель: Уточнить представления детей об умывальных принадлежностях. Побуждать детей к общению со взрослыми. Активизировать глаголы. Соотносить глагол и выразительные выражения.
Оборудование: Игрушка мишка. Корзинка с предметами: мыло, губка, расческа. Посуда: кастрюля, сковородка, половник.
Игра «Что за зверушка – зеленая квакушка?»
Цель: Вовлекать детей в диалог. Обогащать словарь детей точными наименованиями, определениями, глаголами. Подводить к составлению текстов описаний. Побуждать высказываться как о том, что видишь (ситуативная речь, так и не опираясь на ситуацию (вне ситуативная). В процессе звукоподражания уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.
Оборудование: Тазик с водой, игрушки лягушки 2 штуки, мягкие игрушки - лягушка, медведь, зеленый платок (для «кочки»).
Игра «Сдуй шарик» (речевое дыхание)
Цель: Развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.
Апрель
Цель: Обобщать в слове представления детей о весне. Обогащать словарь образными словами. В процессе звукоподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.
Оборудование: Игрушки: воробьи, голуби, щенок, синий платок. Солнышко (желтый круг с лучиками на палочке, серебряный дождь.
Игра «Бабочка, лети!» (речевое дыхание)
Цель: Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.
Оборудование: бумажных ярко окрашенных бабочек, каждая привязанная ниткой
Игра «Длинное ухо и клубок - колючий бок»
Цель: Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие. Учить самостоятельно строить высказывание из одной двух фраз. Подводить к освоению простых способов словообразования, включаться игровыми действиями в ролевой диалог, который ведется от имени игрушек. В процессе звукоподражательных игр закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.
Оборудование: Игрушки: машина, зайчиха с зайчонком, еж, ежиха, ежонок, яблоко.
Игра «Что звучит?»
Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, учить их вычленять и узнавать.
Май
Игра «Части суток»
Цель: Создать условия для усвоения детьми понятий «Утро», «День», «Вечер», «Ночь» и правильной их последовательности.
Оборудование: картинки с изображением деятельности детей в различное время суток
Игра «Лека, лейка, воды не жалей-ка»
Цель: Активизировать диалогическую речь у детей, побуждать самостоятельно строить высказывания из одной двух фраз, описывая предметы, обогащать словарь названиями овощей и их качеств. Подводить к усвоению обобщающего наименованию «овощи» уточнять произношение гласный и простых согласный звуков.
Оборудование: Лейка, корзина, салфетка, платок зеленого цвета, веревка. Муляжи овощей: морковь, лук, помидор, огурец.
Игра «Помоги найти маму»
Цель: Учить различать и называть животных и их детенышей, домашних птиц и их птенцов. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Оборудование: картинки, изображающие животных и их детенышей, птиц и их птенцов
Средняя группа
Сентябрь
Игра «Путаница»
Цель: Развитие слухового внимания, закрепление звукоподражания, установление несоответствия в тексте.
Игра «Скажи по-другому»
Цель: Учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.
Игра «Фокус с предметами» (речевое дыхание)
Цель: Тренировать силу и направленность выдоха.
Игра «У кого какой предмет?»
Цель: Упражнение детей в сравнении двух предметов по существенным признакам, одинаковых по названию.
Игра «Какой сок получится?»
Цель: Обогащение словаря детей, образование прилагательных от существительных. .
Игра «Наша квартира»
Цель: Вовлечение детей в разговор о своей квартире (доме, называние мебели и её назначение, описание интерьера квартиры.
Игра «Что бывает осенью?»
Цель: Учить временам года, их последовательности и основным признакам.
Ноябрь
Игра «Угадай по описанию»
Цель: Воспитание у детей умение различать признаки предмета, развитие наблюдательности.
Игра «А ты так можешь?»
Цель: Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, чёткое произнесение звука «с».
Игра «Найди листок, как на дереве»
Цель: Учить классифицировать растения по определенному признаку.
Игра «Загадай желание» (речевое дыхание)
Цель: Развить сильный, направленный выдох, укрепить мышцы губ.
Игра «Доскажи словечко»
Цель: Прослушивание стихотворной строки и договаривание в неё последнего слова.
Декабрь
Игра «Я – старик-лесовик»
Цель: Вовлечение детей в разговор о лесных животных, отвечая на вопросы; закрепление представлений о внешнем виде, о питании, образе жизни.
Игра «Вьюга воет» (речевое дыхание)
Цель: Развить речевое дыхание, силу голоса, Способность изменять ее в нужный момент
Игра «Диалоги с домовёнком Кузей»
Цель: Закрепление произношения звуков (з, зь, ц, ш, щ, ч, л, ль, р, рь, умение поддерживать диалог.
Игра «Найди предмет той же формы»
Цель: Уточнить представление о форме предметов.
Январь
Игра «Бюро находок»
Цель: Использование в речи правильных падежных окончаний.
Игра «Надувайся, шар!» (речевое дыхание)
Цель: Развить длительный плавный выдох, автоматизировать звуки [с], [ш].
Игра «Жора и Женя»
Цель: Согласование существительного с числительным «два», чёткое произносение звука «ж».
Февраль
Игра «Отгадай, что там лежит»
Цель: Чёткое произносение звука «щ», развитие фонематического восприятия.
Игра «Из чего сделан предмет?»
Цель: Образование прилагательных от существительных.
Игра «Хорошо – плохо»
Цель: Знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.
Игра «Вертушка» (речевое дыхание)
Цель: Развить выдох, укрепить мышцы губ.
Март
Игра «Кто как передвигается?»
Цель: Употребление в речи детей глаголов со значением передвижения.
Игра «Разложи по полочкам»
Цель: Ориентировка в пространстве.
Игра «Весёлый счет»
Цель: Закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Игра «Что бывает круглым?»
Цель: Расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Игра «Надуй игрушку» (речевое дыхание)
Цель: Развить сильный, длительный, непрерывный выдох.
Апрель
Игра «Что взял мишка»
Цель: Отработка произношения звука «ц».
Игра «Хвастливый медвежонок»
Цель: Употребление существительных единственного и множественного числа в родительном падеже, чёткое произношение звука «р» в словах.
Игра «Птички (бабочки)» (речевое дыхание)
Цель: Укрепить мышцы губ, развить направленную воздушную струю.
Игра «Обобщающие понятия»
Цель: Расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Май
Игра «Кто кем был?»
Цель: Развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Игра «Лети, одуванчик!» (речевое дыхание)
Цель: Выработать длительную непрерывную воздушную струю, укрепить мышцы губ.
Игра «Животные и их детёныши»
Цель: Закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Игра «Что бывает круглым?»
Цель: Расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Старшая группа
Сентябрь
Игра «Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Игра «Найди точное слово»
Цель: Учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
Игра «Секрет в сундучке» (игра – беседа)
Цель: Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты просьбы-побуждения.
Игра «Поймай слог»
Цель: Развитие слухового внимания и его быстроты
Игра «Какой сок получится?»
Цель: Обогащение словаря детей, образование прилагательных от существительных.
Октябрь
Игра «Наоборот»
Цель: Упражнение в подборе антонимов
Игра «Кого? Что?»
Цель: Называть слова в соответствии с вопросом
Игра «За что спасибо?» (игра – беседа)
Цель: Дать детям представление о значении развернутых фраз речевого этикета, образец «развертывания».
Игра «Диалоги с домовёнком Кузей»
Цель: Закрепление произношения звуков (з, зь, ц, ш, щ, ч, л, ль, р, рь, умение поддерживать диалог.
Игра «Найди ошибку»
Цель: Учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ноябрь
Игра «Придумай слово»
Цель: Развитие фонематического слуха
Игра «Ловушка»
Цель: Развитие умения услышать в слове определенный звук
Игра «Доскажи слово»
Цель: Учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Игра «Строим дорожку»
Цель: Развитие фонематического слуха
Игра «Лодочки» (речевое дыхание)
Цель: Научить детей менять силу и направление выдоха, укрепить мышцы губ.
Декабрь
Игра «Где зайчонок»
Цель: Формирование способности ребенка употреблять формы существительных косвенных падежей с различными предлогами.
Игра «Погудим!» (речевое дыхание)
Цель: Тренировать длительный, целенаправленный выдох.
Игра «Вежливые отгадки» (игра – беседа)
Цель: Закреплять у детей умение похвалить друг друга, сказать добрые слова, выразить одобрение, отвечать на побуждение.
Игра «Украсим елку к празднику»
Цель: Расширить и активизировать словарь по теме
Январь
Игра «Два и две»
Цель: Познакомить ребенка с числительными два и две, научить употреблять их в речи.
Игра «Скажи, что делают этими предметами»
Цель: Активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных.
Игра «Найди братца»
Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Игра «Отвечай на вопрос - кому?»
Цель: Учить детей правильно отвечать на вопросы.
Игра «Закончи предложение»
Цель: Учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.
Февраль
Игра «Закончи предложение»
Цель: Расширять словарный запас
Игра «Театр»
Цель: Закрепление в словаре детей прилагательных по теме
Игра «Кто дальше задует ватку в "ворота"»(речевое дыхание)
Цель: Тренировать плавную, непрерывную воздушную струю, при необходимости изменять ее направление.
Игра «Звонок в поликлинику» (игра – беседа)
Цель: Развитие самостоятельности в детских играх; закрепление навыка ведения телефонного разговора.
Игра «Узнай, чей лист»
Цель: Учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе, развивать внимание.
Март
Игра «Повтори за мной»
Цель: Развитие артикуляционного аппарата, дикции
Игра «Один - много»
Цель: Нучить образовывать множественное число имен существительных
Игра «Кто же я?»
Цель: Учить называть растение, развивать память, внимание.
Игра «Буря в стакане» (речевое дыхание)
Цель: Развить сильный, целенаправленный выдох.
Игра «Похоже - не похоже»
Цель: Развития фонетико-фонематической стороны речи
Апрель
Игра «Путаница»
Цель: Научить детей понимать смысл предложения, преобразовывать деформированную фразу
Игра «Светофор»
Цель: Развивать у детей слуховое внимание
Игра «Задуй ватку в "ворота"»(речевое дыхание)
Цель: Выработать умение целенаправленно менять силу выдоха.
Игра «Вежливые поиски» (игра – беседа)
Цель: Упражнять детей в употреблении различных формул выражения просьбы и ответа на нее.
Игра «У кого кто»
Цель: Закрепить знания о животных, развивать внимание, память.
Игра «Объясните, почему…»
Цель: Научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления
Май
Игра «Договори слово в предложении»
Цель: Тренировать детей в добавлении подходящего по смыслу слова, научить их правильно согласовывать существительные и глаголы
Игра «Испорченный телефон»
Цель: Развивать у детей слуховое восприятие, речевой слух
Игра «Путаница»
Цель: Формирование умения конструировать простое предложение с опорой на предложенные слова
Игра «Отгадай, что за овощ» (речевое дыхание)
Цель: Тренировать глубокий вдох носом, начить различению запахов.
Игра «Придумай предложение»
Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления
Подготовительная группа
Сентябрь
Игра «Испорченный телефон»
Цель: Развивать у детей слуховое внимание.
Игра «Почта» (игра – беседа)
Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.
Игра «Разноцветные листочки» (речевое дыхание)
Цель: Развить плавный, длительный, направленный выдох.
Игра «Вершки-корешки»
Цель: Упражнять детей в классификации овощей ( по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
Игра «Кузовок»
Цель: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.
Октябрь
Игра «Кто найдёт двадцать предметов, названия которых содержат звук С»
Цель: Закрепление умения выделять заданный звук в слове по представлению, развитие зрительного внимания, обучение счету.
Игра «Фрукты – овощи»
Цель: Дифференциация сходных понятий.
Игра «Новоселье»
Цель: Дифференциация понятий «одежда» и «обувь».
Игра «Подбери слово»
Цель: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.
Игра «Размытое письмо»
Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.
Игра «Краски» (игра – беседа)
Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.
Ноябрь
Игра «Найди фишке место»
Цель: Научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец, опираясь на громкое проговаривание.
Игра «Живые слова»
Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.
Игра «Вопрос с подсказкой» (игра – беседа)
Цель: Учить детей задавать вопросы с разными вопросительными словами, опираясь на символы.
Игра «Дополни предложение»
Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игра «Напишем кукле письмо»
Цель: Научить определять количество слов в предложении, опираясь на вспомогательные средства.
Декабрь
Игра «Назови три предмета»
Цель: Упражнять детей в классификации предметов.
Игра «Четвёртый лишний»
Цель: Учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Игра «Верно ли это?»
Цель: Развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.
Игра «Фокус с предметами» (речевое дыхание)
Цель: Тренировать силу и направленность выдоха.
Игра «Найди лишнее слово»
Цель: Упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Январь
Игра «Каждому звуку свою комнату»
Цель: Научить проводить полный звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки.
Игра «Придумай предложение»
Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игра «Погудим!» (речевое дыхание)
Цель: Тренировать длительный, целенаправленный выдох.
Игра «Доскажи словечко»
Цель: Закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.
Игра «Прятки»
Цель: Учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).
Игра «А я бы…»
Цель: Развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.
Февраль
Игра «Кого позовут в гости»
Цель: Научить определять количество звуков в словах, произносимых вслух самим ребёнком.
Игра «Лестница» (речевое дыхание)
Цель: Тренировать речевое дыхание, длительность и плавность голоса, умение изменять его тембр.
Игра «Один и много»
Цель: Учить изменять слова по числам.
Игра «Добавь слова»
Цель: Научить составлять распространенные предложения.
Игра «Чего на свете не бывает»
Цель: Научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.
Март
Игра «Разгадай ребус»
Цель: Научить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.
Игра «Лети, самолетик!» (речевое дыхание)
Цель: Развить длительный, целенаправленный выдох, укрепить мышцы губ.
Игра «Кто как голос подаёт»
Цель: Расширение глагольного словаря по данной теме.
Игра «Эстафета»
Цель: Активизация глагольного словаря.
Игра «Наоборот»
Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Игра «Распутай слова»
Цель: Учить составлять предложения, используя данные слова.
Апрель
Игра «Составь слово»
Цель: Учить выделять в словах первый звук и составлять из полученных звуков слова.
Игра «Вертушка» (речевое дыхание)
Цель: Развить выдох, укрепить мышцы губ.
Цель: Развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.
Игра «Найди ошибку»
Цель: Учить находить смысловую ошибку в предложении.
Игра «Найди картинке место»
Цель: Научить соблюдать последовательность хода действия.
Май
Игра «Разгадай ребус»
Цель: Закрепить умение выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.
Игра «Угадай, какой предмет загадали» (игра – беседа)
Цель: Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание.
Игра «Скажи по-другому»
Цель: Учить детей подбирать синоним-слово, близкое по значению.
Игра «Первоклассник»
Цель: Закреплять знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.
Игра «Правильно или нет?»
Цель: Учить находить грамматические ошибки.
Игра «Подними цифру»
Цель: Научить определять количество слов в предложении на слух.