Ольга Колмакова
Педсовет «Развитие одарённых детей через познавательно-экспериментальную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.
Форма проведения: деловая игра
План проведения педсовета :
1. Вступление старшего воспитателя.
2. Аналитическая справка по результатам тематического контроля
3. Результаты смотра- конкурса «Лучший центр исследовательской деятельности»
4. Деловая игра «Что такое детское экспериментирование?»
5. Решение педсовета
Начат педсовет с выполнения решений предыдущего педагогического совета
Публикация «Педсовет „Развитие одарённых детей через познавательно-экспериментальную деятельность“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Выступление старшего воспитателя Колмаковой О. Г.
1. Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования»
Детское экспериментирование – представляют собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира. Но это, как понимал Ж. Ж. Руссо, может сделать деятельность небезопасной : «Предоставляя детям полную свободу проявлять их резвость, следует устранять от них всё, что может сделать ее чересчур убыточной, и не оставлять у них под руками ничего хрупкого и ценного … Я не знаю, видел ли кто–нибудь, чтобы ребенок, оставленный на свободе, убил или искалечил себя или причинилзначительный вред, если только его не поместили неосторожно на высоком месте, не покинули одного у огня, не оставили подле него опасных орудий» Каков же выход из положения?Выход в одном – в широком внедрении метода организованного и контролируемого детского экспериментирования - дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности. Вводя соответствующие инновации в ДОУ, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:
физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого, формы взаимодействия людей друг с другом;
познавательный : тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т. е. экспериментирует со словами;
личностный: узнает свои личные возможности;
волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.
Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.
Экспериментирование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете или получение нового предмета, поэтому поисковая деятельность направлена на познание окружающего. И чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Вот что пишет П. Лич, автор книги: «О развитии детей до 5 лет» : «Если вы отвели ребёнку место, обеспечили предметами и играми, о развитии своего мышления он позаботиться сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента, т. е. себя, когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому учёному, ему нужна в его научной лаборатории независимость. Опыты, эксперименты проводятся в совместной, самостоятельной деятельности, в процессе режимных моментов, а так же элементарные опыты включаются в каждое занятие «Социализация», опыты можно использовать на прогулке как часть наблюдения. Эксперименты проводятся один, два раза в месяц. Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
1. внешние стимулы (новизна, необычность объекта)
2. тайна, сюрприз
3. мотив помощи
4. познавательный мотив (почему так)
5. ситуация выбора
Организационный момент должен быть игровым, сюжетным увлекать и заинтересовывать детей. Мотив экспериментирования должен быть осознанным ребенком (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно) Также необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная, его практическое применение, использовать больше методов, повышающих речевую активность детей.
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое? В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
- Как я это делаю?
- Почему я это делаю именно так, а не иначе?
- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
Применение метода наглядного моделирования, как показывает практика, необходимо уже с младшего возраста. Использование этого метода помогает развивать у детей важнейшие психические процессы, операции мышления, монологические формы речи
Мне бы хотелось, чтобы родители и педагоги следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недостаточное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что узнал».
Старший воспитатель доводит до педагогов аналитическую справку.
Аналитическая справка по результатам тематического контроля.
Работая над годовой задачей, педагоги повысили уровень теоретических знаний, познакомились с возрастными особенностями детского исследования, об организации исследовательской деятельности в детском саду.
В детском саду данная работа ведется как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности детей.
В ходе тематической проверки выявлено: дети любят экспериментировать, развивающая среда в ДОУ соответствует возрасту детей и реализуемой программе. К педсовету проведен смотр – конкурс «Лучший центр исследовательской деятельности», которые были оформлены и пополнены силами педагогов. Предметно-пространственная среда для экспериментирования соответствует требованиям безопасности и доступности.
Во всех, участвовавших в конкурсе группах в мини-лабораториях выделены места для постоянной выставки: место для приборов, место для выращивания растений, место для хранения природного и бросового материалов. Во всех группах оборудовано и выделено место для проведения опытов. В средней группе (воспитатель Молчанова О. Е.) и во 2-й младшей группе (воспитатель Л. М. Тибейкина) уголок экспериментирования нуждается в доработке. В старшей группе «Солнышко» (воспитатель М. А. Оленникова, подготовительных группах (воспитатели Когольницкая Т. В., Глаголева Г. Л.) уголок полностью соответствует возрасту детей и критериям оценки конкурса.
Так же было организованно практическое занятие на котором педагоги: Никитина Марина Николаевна, Реховская Татьяна Валерьевна показали ряд экспериментов которые можно провести для детей дошкольного возраста.
Беседы с детьми с целью выявления деятельностно-субъектных проявлений, связанных с активностью и инициативностью ребенка в экспериментировании показали, что все дети, кто хоть раз проводил опыты, тому эта деятельность, безусловно, понравилась, они считают ее полезной и интересной и хотели бы ей заниматься снова и снова, однако, у ребят нет представлений о разнообразии опытов и экспериментов – только память о том, что делали на занятии. Большинство дошкольников признались, что в центре экспериментирования им разрешают только смотреть или чуть-чуть потрогать, а деятельность экспериментирования зачастую путают с игрой.
Таким образом, повышению уровня развития деятельности экспериментирования детей будет способствовать создание условий для самостоятельной деятельности, включающее действие, обеспечивающееся педагогом, когда материал из совместной НОД переносится в свободную, самостоятельную деятельность детей; динамичной предметно-развивающей среды в центрах экспериментирования, материал в которых должен находиться в свободном доступе и меняться в соответствии с комплексно-тематическим планированием, обеспечивая максимально поддержание интереса дошкольников к деятельности и психологический комфорт, невозможный без субъектных отношений, когда педагог выступает в роли партнера, а не «запрещающего знака»
Анализ календарных планов позволил сделать следующие выводы:
1. В рамках НОД очень мало планируется детского экспериментирования. Всем педагогам дана рекомендация чаще включать исследовательскую деятельность в режимные моменты (Утро, прогулка, совместная деятельность в вечернее время)
2. Во всех группах в режимных моментах (особенно на прогулке) активно используются наблюдения, но мало прописаны простейшие опыты и эксперименты.
3. Несмотря на то, что педагоги групп старшего дошкольного возраста планируют и применяют экспериментальную деятельность, но такой востребованный в данном возрасте метод познавательно-исследовательской деятельности, как метод проектов в планах отражения не находит.
Следует обратить внимание на систему планирования, не от случая к случаю, а систематическое планирование индивидуальной работы с детьми по данному направлению. Кроме того необходимо продумывать и планировать другие формы работы с дошкольниками по развитию познавательно-исследовательской деятельности
Из всего вышеизложенного, для повышения качества работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей и ориентации на результат – развитие универсальных качеств личности ребенка считаю необходимым:
При планировании НОД учитывать тематику недели, интеграцию образовательных областей, прописывать оборудование, методы организации исследовательской деятельности, фиксацию и обобщение результатов опытов и наблюдений, а также организацию детских экспериментов и занимательных опытов в утренние и вечерние часы, в самостоятельной деятельности детей.
Разрабатывать план проектной деятельности (ранний возраст и младшая группа 1-2 в год, средняя группа 1 раз в 3 месяца, старшая и подготовительные. 1 раз в 1-2 месяца) с обязательным привлечением родителей, как непосредственных участников проектной деятельности.
Результаты смотра –конкурса ««Лучший центр исследовательской деятельности :
1-е место – группа «Теремок» - воспитатель Когольницкая Т. В.
2-е место – группа «Солнышко» - воспитатель Оленникова М А.
3- место – группа «Шалунишки» -воспитатель Глаголева Г. Л.
Что вы понимаете под термином «эксперимент»?
Эксперимент – научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющим следить за ходом явлений и многократно воспроизводить его при повторении этих условий
Опыт – попытка осуществлять что либо Назовите, что такое демонстрационные и фронтальные эксперименты?
Демонстрационные наблюдения и эксперименты, при которых в аудитории, имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам производит опыт, а дети следят за ходом и результатами. Фронтальными называются такие эксперименты и наблюдения, при которых в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей.
Что является объектом познания детей дошкольного возраста
Рукотворный мир, мир неживой, живой природы. Что первично – причина или следствие?
Следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.
Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.
Аквариум, исследовательская лаборатория: плавает – не плавает; мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов. Назовите формы работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности с детьми 5 -7 лет.
Наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседы, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации.
Формы работы с детьми раннего возраста по познавательному развитию.
Наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование, экспериментирование, предметно – манипулятивные игры, развивающие игры, встречи с природой, ситуативные разговоры. Объекты наблюдения для детей 3-4 лет
Наблюдения за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающих их внимание.
Какие интегративные качества личности развиваются у ребёнка в процессе экспериментирования?
Любознательность, активность, способность решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту, способность управлять своим поведением. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.
Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый.
Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несуществующим подробностям (праздное любопытство, удовлетворить пустое любопытство)
Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет
Вижу, действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями. Главная характерная особенность в познании детей 5-7 лет.
Самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания.
В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов. Назовите их.
-Осознание того, что хочешь узнать.
-Формулирование задачи исследования
-продумывание методики эксперимента.
-Выслушивание инструкций и критических замечаний.
-Прогнозирование результатов.
-Выполнение работы.
-Соблюдение правил безопасности.
-Наблюдение результатов.
- Финансирование результатов.
-Фиксирование результатов.
-Анализ полученных данных.
-Словесный отчёт об увиденном.
-Формулирование выводов. Чтобы экспериментирование оправдало возлагаемые на него надежды, необходимо соблюдать ряд правил. Какие?
«Не навреди». Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку.
Если для проведения наблюдений и экспериментов животное забирается из природы и приносится в детский сад, необходимо после окончания наблюдения вернуть его на то место, где оно было взято.
Необходимо соблюдать правила безопасности при проведении экспериментов.
Недопустимы опыты, в которых создаётся реальная угроза жизни и здоровью детей.
Итак, мы с вами провели большую работу по развитию познавательно-исследовательской. А теперь закрепим наши знания через деловую игру. Делимся на две команды – «Следопыты» и «Экологи»
Деловая игра для воспитателей «Что такое детское экспериментирование?
Задание: Объяснялки
1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожным, а еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Там работает дядя или тетя в белом халате. (Лаборатория)
2. Это такое дело, когда что-то хотят узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравится это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (Эксперимент)
3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, потом на корабле делает всякие анализы. А еще он плавает с камерой и снимает всяких рыб и морских животных, и даже акул. Он очень смелый. И еще он пишет статьи в умных журналах (Океанолог)
4. Этот человек все время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплескивается, там он может сгореть, но он все равно туда ходит, делает фотографии, говорит людям когда там опасно жить. (Вулканолог)
Итоговый лист деловой игры
№
вопроса 1 команда 2 команда
1 3 балла 2 балла
2 3 балла 3 балла
3 1 балл 3 балла
4 2 балла 2 балла
5 3 балла 3 балла
6 2 балла 1 балл
7 1 балл 2 балла
Итого: 15 16
Больше баллов набрала команда «Экологи», отмечены поощрительным призом.
Баллы:
3 балла – правильный полный ответ
2 балла – правильный, но не полный ответ
1 балл - частично неправильный ответ
0 баллов – неправильный ответ
Подведение итогов педсовета. Вручение медалек победителям. Принятие решения.
1. Составить перспективный план работы с одарёнными детьми в детском саду (система дополнительных занятий, игр и других форм работы с учётом возраста детей)
2. Систематизировать индивидуальную работу музыкального руководителя с одарёнными детьми.
3. Провести диагностические мероприятия с детьми по выявлению одарённости.
4. Организовать консультации для родителей по теме «Одарённый ребёнок» в каждой возрастной группе, подготовить информационно-справочный раздел для педагогов и родителей в методическом кабинете.
5. Проанализировать формы и методы работы с одарёнными детьми, что приемлемо, что можно упустить, исходя из психо-физического состояния каждого ребёнка.
Составила старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Берёзка» Колмакова О. Г.