Ирина Никитина
Конспект занятия по развитию игровой активности через опытно-экспериментальную деятельность «Волшебный камень магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание оптимальных условий для формирования навыков игровой деятельности, поддерживание имеющегося интереса к исследованиям, развитие мыслительных операций, стимулирование игровой активности и любознательности ребёнка.
Задачи
1. Заинтересовать ребёнка, организовать поле для его исследовательской и игровой деятельности.
2. Сформировать интерес детей к игре, как к способу познания и общения.
3. Развивать коммуникативные качества детей, творческие способности в процессе овладения игровыми умениями и навыками.
Публикация «Конспект занятия по развитию игровой активности через опытно-экспериментальную деятельность „Волшебный камень магнит“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
4. Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать. Формирование словаря (магнетизм, полюса, магнетит).
5. Развивать умение анализировать, делать выводы, умение работать сообща, соблюдать правила работы в лаборатории.
Материал и оборудование:
Магнит на каждого ребенка без обозначенных полюсов и два магнита с обозначенными полюсами.
Различные предметы на подносе: шуруп, болтик, ластик, бумага, ткань, карандаш, несколько скрепок.
Стакан с водой. Деревянная и пластмассовая тарелка. Картон и насекомые со скрепками.
Крупа и скрепки.
Емкость с водой, удочки.
Для физкультминутки: синие прямоугольники и красные круги.
Карточки-схемы опытов.
Ход занятия:
Входят в группу, садятся полукругом на стульчики
Воспитатель: - Ребята, сегодня на электронную почту нашего детского сада пришло письмо от российского профессора Всезнайкина. Я распечатала письмо и сейчас прочитаю вам его.
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам профессор Всезнайкин. Я сейчас на планете Марс провожу исследование почвы и вчера нашел необычный камень. Высылаю вам его фотографии.
Я не знаю, как он называется, какими свойствами он обладает, как и где его можно применить в жизни. Помогите мне разобраться в этом, исследуйте этот камень а результаты исследований оставьте на моей рабочей доске. Желаю вам удачи! А мне нужно продолжать исследование».
Ребята вы узнаёте этот камень?
Дети; магнит.
Я вам предлагаю отправиться в научную лабораторию профессора Всезнайкина, где с помощью опытов мы узнаем о секретных свойствах магнита
Ой что эта за табличка на двери лаборатории.
(схематически изображены правила поведения в лаборатории)
1. Перед тем, как зайти в лабораторию, нужно надеть фартуки и шапочку!
2. В лаборатории нельзя ничего брать в рот!
3. В лаборатории нельзя трогать предметы без разрешения!
4. На рабочих столах должен быть порядок, а во время опыта тишина!
Выход
Воспитатель: Молодцы. Правила мы вспомнили. Подойдите и наденьте фартуки.
(Дети с воспитателем входят в зал, оформленный под научную лабораторию. В лаборатории пять столов, на каждом необходимое оборудование и материал для опытов).
Воспитатель: Ну что ребята вы готовы к работе. Тогда, пройдите, пожалуйста, к рабочим местам. Для начала нам нужно определить: какой магнит на ощупь? Возьмите каждый по магниту и определите его качества.
Ответы детей (холодный, твердый, тяжёлый).
Воспитатель: Да, ребята. Ну а что же такое магнит? Как вы думаете? (показываю картинку, где изображен камень)
Дети: Это камень.
Воспитатель: Вы правы «Магнит это камень. Из этого камня делают магниты разной формы (показываю магниты).
Воспитатель:
Опыт №1. - Ребята, обратите внимание на окраску вашего магнита. В какие цвета он окрашен? (Синий и красный). Приложите магниты друг к другу красными концами, а теперь синими концами.
Что происходит с ними?
Дети: Они отталкиваются.
А теперь приложите красным и синим концами. Что произошло с магнитами?
Дети: Они притянулись.
Вывод. Разноокрашенные концы магнита притягиваются, а одинаково окрашенные – отталкиваются.
Воспитатель: Мы сделали вывод и теперь нам нужно выбрать схему, соответствующую нашему выводу, и с помощью магнита прикрепить на доску профессора. Дима, пожалуйста, пройди к столу….
(выставляем схему № 1.)
Дети: А у двух магнитов полюса не обозначены и мы можем с помощью цветной самоклейки определить цвета полюсов при взаимодействии с другими магнитами)
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам закрепить наши знания по этому опыту, поиграв в одну интересную игру:
Динамическая пауза «Притяжение». музыка
Воспитатель: Ребята, магнит хранит в себе много секретов и один из них мы уже узнали.
Опыт №2. «Всё ли притягивает магнит?»
У нас на столе лежат предметы из разных материалов. Сейчас мы проведем опыт и попробуем узнать, проверить, исследовать, как взаимодействует с ними магнит.
Ребята работают каждый индивидуально. Опытным путем исследуют предметы и результаты заносят в карты.
Дети: Мы зачеркнули в своих карточках предметы которые магнит не притянул.
Воспитатель: А какие предметы остались не зачеркнутыми? Из чего они сделаны?
Дети: (перечисляют)
Воспитатель: Ребята, какой мы можем сделать вывод?
Вывод: притягивает металлические предметы. Все предметы, которые притягивает магнит, называются магнетическими. Итак, мы с вами узнали, что магнит притягивает только металлические предметы, а предметы пластмассовые, деревянные, бумажные, стеклянные, резиновые не притягивает.
Воспитатель: Молодцы. И сейчас мы на доске профессора Всезнайкина оставим результат нашего второго опыта. (Один из детей прикрепляет на магнит соответствующую схему).
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам закрепить наши знания по этому опыту, поиграв в одну интересную игру: «Найди клад»
Воспитатель: Ребята, продолжим опыты, занимайте места.
Опыт №3. «Бабочка»Интересно умеет ли пластмасовая бабочка летать? Игра «насекомые»
- Перед каждым из вас лежат картонные карточки с нарисованными дорожками, положите на карточку насекомое, а снизу к листу поднесите магнит и двигайте его в разных направлениях по нарисованным дорожкам.
Что происходит со скрепкой?
Дети: скрепка двигается.
Воспитатель: Да, она будто «танцует».
Дети: Что помогает скрепке двигаться?
Ответы детей.
Вывод: Магнит оказывает своё волшебное действие через картон.
Воспитатель: Молодцы. Выбираем карточку с результатом и крепим к доске.
Опыт №4. «Не замочи руки»
Воспитатель: А вот вам задача посложнее. У вас на столах стоят стаканы с водой, а в воде скрепка. Вам надо достать оттуда скрепку не замочив рук.
Условие: воду сливать нельзя. Как нам это сделать?
Гипотезы детей и работа над подтверждением. Дети проводят магнитом по стенке стакана и достают скрепку.
Воспитатель: У вас получилось вынуть скрепку из стакана, не замочив рук?
Дети: Да.
Воспитатель: Расскажите, как вы это сделали?
Дети: при помощи магнита.
Воспитатель: Какое новое свойство магнита мы открыли?
Делаем вывод: Магнитная сила действует сквозь воду и стекло. Поэтому мы легко достали скрепку, не замочив рук. Крепим еще одну схему с результатом нашего опыта.
Воспитатель: Игра: «Рыбалка»
А теперь я предлагаю вам отгадать загадку, а вы попытайтесь ее отгадать.
Блещет в речке чистой,
Спинкой серебристой?
Дети: рыбка.
Воспитатель: Я хочу позвать вас на рыбалку. А с чем ходят на рыбалку?
Дети: С удочками.
Воспитатель: Вот вам удочки, только удочки наши не простые, вместо крючков у них магниты.
Звучит музыка из мультф. «Кот Леопольд»
Посмотрите, ребята, что с нашим водоемом случилось? Что мы видим?
Дети: Он загрязнен. Там гайки, болты, скрепки.
Воспитатель: Как вы думаете, рыбам нравится жить в такой воде? Как мы можем им помочь? Я предлагаю вам отчистить этот водоем с помощью наших волшебных удочек,на леске вместо крючка магнит.
Дети очищают водоем от мусора.
Воспитатель: Вот так можно с помощью магнита сделать доброе дело! С помощью этой игры, мы еще раз убедились в том, что магнит действует через воду.
Воспитатель: Давайте вернемся на свои рабочие места и продолжим знакомство со свойствами магнита.
Опыт № 5. «Дерево и пластмасса
Две тарелки: одна деревянная, другая пластмассовая и скрепки
Вывод: Магнитные силы проходят через дерево и пластмасс
Игра :» Гонки на столе»
III часть. Заключительная.
Возвращается профессор:
Здравствуйте ребята. Спасибо что вы провели исследования и систематизировали свои опыты в виде схем.
Вы были настоящими исследователями. Хорошо потрудились, много узнали. Расскажите же мне что это за камень и какими свойствами он обладает?
Итог.
1. Магнит-это камень, он твердый, холодный, тяжелый.
1. Разноокрашенные концы магнита притягиваются, а одинаково окрашенные – отталкиваются.
2. Магниты притягивают металлические предметы.
3. Магнит действует сквозь бумагу, пластмасс и дерево
4. Магнит действует через воду и стекло.
Профессор: Спасибо, ребята, за вашу научную работу. Вы молодцы!
(звучит старинная музыка)
И я вспомнил одну интересную историю и хочу вам ее подарить
В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
И еще я хочу подарить вам на память небольшие магниты с символом наступающего года.
Воспитатель: Спасибо. А нам пора возвращаться в группу. (Снимают фартуки и шапочки)